Приметы времени реквием

Анна Ахматова «Реквием»

Виноградова Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы, МОУ «ЛСОШ № 1 с углубленным изучением иностранного языка», г. Лянтор, 626419, ХМАО, г. Лянтор, Сургутский р-н, строение 62, 1 мкрн. Школа № 1

Цели:

  1. Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
  2. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  3. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родинеэмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
  4. Оборудование:

    1. «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
    2. Цитата из «Откровения Иоанна Богослова».
    3. « И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

      И остров двинулись с мест своих».

      Я была тогда с моим народом,

      Там, где мой народ, к несчастью был…

      Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.

      Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием». Цель

      урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия

      поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

      II. Мотивационное начало урока.

      1. История создания поэмы.

      Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое

      значение слова «реквием».

      «Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

      Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

      2. Слово учителя.

      Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

      III. Деятельность учащихся по теме урока.

      Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».

      — Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

      — Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?

      Следующая часть поэмы «Посвящение».

      — Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

      — Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».

      Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

      — В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

      — А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? ( Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей. )

      — Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? ( эпитеты, сравнения )

      — Итак, кому же посвящается поэма?

      ( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

      А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

      — Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

      ( Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)

      — Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?

      Вывод: «Вступление» — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

      Переходим к 1 главе.

      — Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

      — Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

      ( Сообщение Чинаревой О. о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни». )

      Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

      Читаем II и III главы.

      Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

      — Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» — как бы из другого мира.

      Читаем IV главу.

      — Что происходит с героиней?

      ( Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности. )

      Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина

      «Черные камни» (Сообщение Шарафутдиновой Д.)

      В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

      В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.

      Перечитаем VII-IX главы.

      Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

      «Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

      (… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

      — Прочтите название X главы. С чем оно связано?

      — Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

      — Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

      ( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

      В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)

      Обратимся к эпилогу.

      Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.

      Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:

      (читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране ….

      Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

      Обобщение:

      1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
      2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
      3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна — не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
      4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
      5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
      6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 — миллионный народ.
      7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.

      В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

      Домашнее задание :

      1. Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворении, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием .
      2. Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
      3. Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием».
      4. Средства художественной выразительности в поэме «Реквием».
      5. Приметы времени в поэме «Реквием» (Ахматова Анна)

        Эпоха, которую описывает Анна Ахматова в произведении «Реквием», удивляет количеством жизненных трудностей, трагедий, испытаний, выпавших на долю простого народа. Страна пережила очень много событий за 1930-1940е годы. Они нашли свое отражение в различных видах искусства.

        В поэме «Реквием» хорошо видны приметы того времени. А.А. Ахматова мастерски подбирает пронзительные слова, заставляющие проникнуться атмосферой произведения. «Там все говорили шепотом», — пишет поэтесса. Это указывает на страх людей. Страх говорить громко. Страх говорить. «. свойственного нам всем оцепенения», — отмечает А. Ахматова. Люди чувствовали себя растерянными, пребывали в оцепенении. Столица нашей страны, по мнению автора, стала дикой. Изображение этой существенный приметы времени развивается, в финале произведения одичалой является не только столицы, но и женщины, ведь их «Улыбка вянет на губах покорных, // И в сухоньком смешке дрожит испуг».

        Одной из хорошо заметных примет того времени являются тюрьмы.

        Их было очень много, что подчеркивает А. Ахматова: «И ненужным привеском болтался, // Возле тюрем своих Ленинград».

        1930-1940е годы предстают в воображении читателя страшными, мрачными, пугающими. А. Ахматова превосходно пронесла напряженное настроение через всю поэму. В каждом её слове чувствуется боль, мука, страдание, и это тоже примета того времени. Строительство нового не обходится без разрушения старого. Однако каким сложным, кровавым и болезненным оказалось разрушение старого строя! Приметы времени, которыми пропитана поэма, позволяют воссоздать жизнь и чувства людей данного времени. Я восхищена произведением А. Ахматовой «Реквием». Она смогла отобразить приметы времени, создать образ женщины в те года и сотворить шедевр русской поэзии.

        Внимание!
        Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
        Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

        Анализ поэмы «Реквием»

        В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы «Реквием» в 1963 году за рубежом: «Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”. Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах. Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?»

        Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за нее.

        Но «Реквием» – это не только личная трагедия, но трагедия народная.

        Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).

        Почти весь «Реквием» был написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.

        Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

        Эпиграф и Вместо Предисловия – смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года «Так не зря мы вместе бедовали. «) вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:

        Вместо Предисловия (1957) – часть, продолжающая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» – тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу», но в роли «заказчика» в поэме выступает «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына – Л. Гумилева и мужа – Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных» «мы»: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

        В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха:

        Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным («не течет великая река»). Жестко звучащие рифмы «горы» и «норы» усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего. Пейзаж перекликается с картинами Дантова «Ада», с его кругами, уступами, злыми каменными щелями. И тюремный Ленинград воспринимается как один из кругов знаменитого «Ада» Данте. Далее, во Вступлении, мы встречаем образ большой поэтической силы и точности:

        Многочисленное варьирование сходных мотивов в поэме напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в произведении дальше.

        Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку ее произведения: «. траурный реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола». Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь, хлюпанье дверей и вой старухи. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды – в главе Распятие:

        Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал «великий час»:

        Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина – мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн – тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.

        Замыкающий поэму Эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшею стеною». Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:

        «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю:

        > Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой:

        Анна Ахматова «Реквием»

        Посылаю вам урок по поэме А.Ахматовой «Реквием». Проводила я его в очень слабом классе (классе коррекции, как их тогда называли). Возможно, некоторые места покажутся вам примитивными, но творчески работающие учителя знают, как использовать этот план. Я была несколько раз как эксперт на уроках по этой поэме и считаю, что мой урок при всём его несовершенстве имеет свои плюсы, так как здесь учащиеся работают с текстом поэмы, понимают её идею, раскрывают образ лирической героини, а не повторяют общие фразы из учебника.

        На бумаге урок, конечно, теряет многое, но “вживую” он проходит интересно. Думаю, если вы его напечатаете, немало учителей, особенно из сельских школ, где нет одарённых детей, где основная масса не хочет ничего читать, а больше озабочена материальными проблемами, возьмут его за основу при подготовке к своему уроку по поэме.

        Оборудование

        1. Грампластинка. В.А. Моцарт. «Реквием».
        2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
        3. Плакат с цитатой: “И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих” («Откровение Иоанна Богослова»).
        4. Карточки № 1 и № 2.
        5. Впишите эпитеты:

          • скрежет (какой?)
          • шаги (какие?)
          • столица (какая?)
          • двух лет (каких?)
          • Отметьте сравнения:

            1. Там встречались…
            2. Словно…
            3. Карточка № 2

              • Лица (что делают?)
              • Веки
              • Щёки
              • Волосы
              • Выражение лица (улыбка, смех)
              • Ход урока

                В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.

                Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово “реквием”.

                (Сообщение ученицы о значении слова.)

                Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

                Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А.Ахматова в основу своей поэмы?

                Учитель. Перечитаем «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».

                Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалиптическую картину?

                Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

                Любовь и дружество до вас
                Дойдут сквозь мрачные затворы,
                Как в ваши каторжные норы
                Доходит мой свободный глас.

                С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив слова “каторжные норы”?

                (Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о “смертельной тоске”.)

                А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

                (Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

                Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?

                Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?

                (Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.)

                А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово — Родина.

                Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление».)

                (Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами “чёрных марусь”.)

                Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

                Вывод. Вступление — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нём изображено время действия.

                (Читаем первую часть.)

                Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

                (На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.)

                Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

                (Сообщения учащихся о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова.)

                Вывод. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

                (Читаем вторую и третью части.)

                Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

                (Читаем четвёртую часть.)

                К кому обращены слова четвёртой части? Что же происходит с героиней?

                (Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.)

                Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймём это хоть в некоторой степени, познакомившись с воспоминаниями Н.А. Заболоцкого. Он тоже был репрессирован.

                (Послушаем отрывок из воспоминаний («Литература». Приложение к газете «Первое сентября». 1994. № 5–6.)).

                (Читаем пятую часть.)

                Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?

                Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.

                (Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.)

                (Читаем шестую часть.)

                Перечитаем седьмую–девятую части поэмы. А теперь запишите начало предложения: “Когда я читаю седьмую–девятую части «Реквиема»…” Опишите свои впечатления, мысли о прочитанном.

                (…Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять её в любом виде. У неё нет больше сил сопротивляться безумию.)

                Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?

                (Читаем десятую часть.)

                Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

                Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?

                Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери? (Освящают страдания.)

                Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.

                Это конкретный портрет или обобщённый?

                Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.

                Хотелось бы всех поимённо назвать,
                Да отняли список, и негде узнать, —

                говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех.

                Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?

                (Громыхание, хлопанье, вой.)

                Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

                А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

                Обобщение. Материал для заключительного слова можно взять из газеты «Литература». 2000. № 10.

                Урок по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

                Идёт приём заявок

                Подать заявку

                Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                Урок по теме «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица»

                (тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»).

                Цели: образовательная — провести филологический анализ лирического произведения поэмы Ахматовой «Реквием» в контексте эпохи и творчества поэтессы, показать художественные открытия А.Ахматовой;

                развивающая — создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

                воспитательная — прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, не быть эмоционально глухими.

                Психологический настрой Я хочу, чтобы все сегодня были довольны результатами своей работы на уроке. Мы будем не только слушать друг друга, но и слышать.

                2. Вступительное слово учителя : формулировка темы урока, постановка целей.

                Ребята, сегодня заключительный урок по творчеству А.А.Ахматовой и в качестве темы взята строка одного из её стихотворений «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица» . На мой взгляд, она выражает главную позицию Ахматовой как поэта: быть со своей страной, со своим народом, быть их голосом и совестью, особенно в моменты горести и скорби. Мы должны проанализировать поэму «Реквием» «как настоящую драму», пытаясь услышать «многоголосие»: голос поэта, матери и историка. Для достижения поставленных целей вами к уроку была проведена большая исследовательская работа как индивидуальная, так и групповая. Поэтому главная ваша задача заключается в том, чтобы защитить свои выводы, заключения, высказать свои мнения

                Поговорим о композиции и истории создания поэмы. Реализация д/з

                Над поэмой «Реквием» Ахматова работала в 1934-1940 годах и в начале 60-х годов. По словам современников, он заучивался людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Её переписывали от руки, и один из списков попал за границу и впервые полностью был опубликован отдельной книгой в Мюнхене в 1963г. В России эта поэма впервые напечатана в журнале «Октябрь» в №3 за 1987г. Реквием состоит из 10 -ти стихотворений и предисловия, написанных в разное время (30 -е 60 -е годы). Какие-то стихи датированы, все эти даты связаны с горестными событиями тех лет: арестом 1935 г., второй арест 1939 год, приговор, хлопоты по делу. Указано и место написания, а какие-то нет . У многих стихов есть заголовки. Они имеют принципиальное значение и являются ключом, которым открывается вся поэма. Главы «Вместо предисловия» и «Предисловие» помогают понять, что поэма написана по заказу, как когда-то «Реквием» Моцарта.

                Что же означает слово «реквием»?

                Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

                Эпиграф к поэме появился лишь в 1962г. (Голос А.Ахматовой). Как вы думаете, придал ли он какое-то новое звучание содержанию? В чём заключается его смысловая нагрузка?

                Какие картины у вас вызывает слово – Родина.

                — А какая Родина изображена у Ахматовой?

                Родина – это живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных марусь»

                Марусями называли в народе машины для перевозки арестантов, другое название «ворон» или «воронок».

                — Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

                ( Время репрессий, осужденных отправляли на каторгу, людьми овладевал стах.)

                1. Творческая группа . Осуждение тоталитарного режима в литературе 30-40 годов.

                Тоталитарное государство -? Признаки — ?

                Голос А.А. Ахматовой («Вступление»)

                «Реквием» Ахматовой — только одно произведение из необъятной темы. («Мы» Е.Замятина, «Котлован» Платонова, «Архипелаг Гулаг» Солженицына, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, рассказы В.Ф.Тендрякова, «Верный Руслан» Георгия Владимова , «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и др.

                Тема эта представлена во всех жанрах: проза, драматургия, поэзия. «Реквием» А.Ахматовой — лирическая поэма.

                Это так называемая «возвращенная литература». Интересен тот факт, что в 1965 году М.Суслов, официальный идеолог тех лет, сказал, что арестованный цензурой роман Василия Гроссмана (та же тематика) «Жизнь и судьба» будет опубликован через 250 лет.

                30-е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких испытаний. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся чуть ли не на всех ее друзей, разрушили и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан ее сын, а затем и муж — Н.Н.Пунин.

                Историческая справка. Ежовщина. Ежов . ( Инд. Зад)

                Сама Ахматова жила в эти годы под угрозой ареста. В длинных горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев. В глазах властей она была крайне неблагонадежным человеком: женой контрреволюционера Н.С.Гумилева, расстрелянного в 1921 году, матерью арестованного заговорщика Льва Гумилева и, наконец, женой заключенного Пунина.

                Муж в могиле, сын в тюрьме

                Помолитесь обо мне.

                Историческая справка. Лев Гумелев. ( Инд. Зад )

                Анализ глав «Эпилог» 2ч, Вступление

                Ахматова не могла не понять, что ее жизнь постоянно висит на волоске, и как миллионы других людей. Она с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь. Как ни странно, лишенная возможности писать, Ахматова испытывала творческий взлет.

                Творческая группа Мать и сын в поэме «Реквием».

                Анализ глав « Тихо льется тихий Дон», «»Нет, это не я…», «17 месяцев кричу…», «Приговор», Ахматова пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны- Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

                — Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой женки?

                Сообщение ученика о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

                Вывод: обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русских женщин и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

                Выражением всеобщего горя становится страшная ночь. Героиня поэмы словно заглядывает в зеркало и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается…» Стих заканчивается на полуслове, на многоточии. В следующем отрывке отчаяние матери, кажется, достигает высшей точки.

                Выразительное чтение отрывка ( V ).

                Всё перепуталось в её сознании, ей слышится «звон кадильный» видятся «пышные цветы» и «следы куда-то в никуда». Строфа «Легкие летят недели» датирована 1939 годом. Героиня пребывает в каком-то оцепенении. Все её мысли о сыне, общее у них сейчас – белые ночи, которые глядят в тюрьму, но приносят не свет и радость, а говорят о кресте и смерти. И обрушивается очередной удар – «Приговор».

                Выразительное чтение отрывка ( VII ).

                Женщина находится на грани жизни и смерти и как бы в полубреду пытается всё-таки найти выход. Но у героини нет сил жить «опустелом доме», и она зовёт смерть.

                Ты всё равно придёшь – зачем же не теперь?

                Так начинается следующая часть «К смерти».

                В каком виде героиня готова принять смерть? (отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» — самое страшное в то время). Но смерть не приходит – приходит безумие. Уже безумие крылом

                Души накрыло половину,

                И поит огненным вином

                И манит в чёрную долину.

                Творческая группа Библейский масштаб заставляет мерить события самой крупной меркой, ведь речь идет об исковерканной судьбе народа, о геноциде, о миллионах безвинных жертв, об отступничестве от общечеловеческих норм. Но по каким-то неведомым законам пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе. Уже в 30-е годы она писала на клочках бумаги стихи, названные ею впоследствии «Черепками». Они не были известны до 1989 года. Эти стихи очень близки к «Реквиему». Анализ глав 5-6, 10

                Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Так воплощается религиозно-библейская тема в поэме, хотя в смысловом отношении охватывает всё пространство поэмы. Ей предпослан евангельский эпиграф: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».Эпиграф обрывается на полуслове. Молчаливое же страдание матери таково, что «туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». Ахматова соединяет историю Божьего сына с судьбой собственного, и от того частное и общее, личное и общечеловеческое вновь – сливаются воедино. Богоматерь – заступница за людей. Найдите в тексте строки, где звучит этот мотив. Мотив заступничества пронизывает эпилог поэмы: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною Этот мотив углубляется и упоминанием «широкого покрова», сотканного для людей Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом впрямую говорится в поэме И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ Стихи звучат, как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери, но она одерживает победу над палачами сына.

                Учитель. Для поэта становился понятен невероятный размах зла. Народная трагедия была так огромна, что лишь вселенский масштаб мог передать ее глубину. Здесь не только библейские мотивы, но и исторические. Откуда пошло зло? Есть ли у него исторические корни? Эту преемственность пыталась исследовать Ахматова. Не может не обратить на себя внимание и удивительное единство двух трагедий: личное горе матери и общая трагедия страны и народа.

                Творческая группа «Тема памятника»

                Исследуйте тему памятника в нескольких стихотворениях поэтов ХУШ- Х1Х веков и в «Эпилоге» «Реквиема» А.Ахматовой.

                Перечитайте стихотворения Г.Р.Державина, Пушкина. Сравните их с «Эпилогом» «Реквиема». Анализ «Эпилога». В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи.

                Продолжите рассказ: Карточка — итог

                Итог урока. Выводы

                И. Бродский о творчестве А.А.Ахматовой:

                «В каком-то смысле за именем Анны Ахматовой стоял весь народ, чем объясняется популярность, что дало ей право говорить от имени всех людей и говорить с ними напрямую. Её поэзия, читаемая, гонимая, замурованная, принадлежала людям.

                Она смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории.» АХМАТОВА ВОЗВЕЛА АНТИПАМЯТНИК ЭПОХЕ своей поэмой «Реквием» .

                Так что же для тебя «РЕКВИЕМ»— Индивидуальное задание о репрессиях корейского народа (Огай К о своих родственниках)

                Сочинение: Тема времени в поэме «Реквием»

                Автор: Guru · 09.11.2020

                (350 слов) «Реквием» Анны Ахматовой невозможно воспринимать как просто лирическую поэму. Сам слог написанного не позволит этого сделать – каждая строка передаёт мучительное оцепенение русского народа, внезапно поражённого сталинскими репрессиями. Это именно эпическое произведение, наполненное историческими аллюзиями и отсылками, поэтому в нем важное место занимает тема времени.

                Сложный для страны период Ахматова переживает не только как поэт, посвятивший своё творчество верному служению обществу и стремящийся максимально точно передать блуждающие в нём настроения, но и как любой человек того времени – мать, живущая в постоянном мучительном ожидании приговора для своего единственного сына Льва Гумилёва. Его арестовывали трижды, и каждый раз наказание становилось всё суровее: от простого заключения до приговора к расстрелу, заменённого ссылкой. Лев расплачивался за то, что был сыном своего отца – Николая Гумилёва, белогвардейца и контрреволюционера. Месть новой власти, обращенная даже к детям врагов, – характерная черта того мрачного лихолетья.

                Композиция поэмы неоднородна, литературные приёмы резко отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что «Реквием» писался поэтапно, его части не были рождены на свет в один или даже два года, на это потребовалось несколько лет. Вначале Ахматова не планировала писать цельную работу о том, что навсегда въелось в их с народом общее сердце. Таким образом, тема времени прослеживается не только в содержании, но и в форме произведения: каждая часть представляет собой слепок с определенного исторического периода из жизни новой страны; каждая несет настроение, меняющееся в зависимости от того, что происходит с заключенными.

                «Реквием» является памятником главной жертве – русскому народу. Особенное значение Ахматова придаёт женской жертвенности – все годы она стоит плечом к плечу у тюремных стен с отчаявшимися матерями и овдовевшими жёнами. Поэтесса основную часть «Реквиема» посвящает развитию данной темы: читатель видит, как меняется их настроение от надежды и веры до безумных обращений к Богу и «благодарностей» за унизительное распятие всей страны. Перед нами проходит череда таких «времен», когда женщины отчаянно ждали своих близких, но заставали лишь прощание, во время которого никто не смел смотреть им в глаза. Так автор изображает трагическую преемственность эпох: новое время оказалось хорошо забытым старым, той же тиранией, что была при царях, сброшенных с корабля современности. Поэтому поэтесса говорит о памятнике – назидании новым людям, которые не должны допустить этот ужас вновь.

                Урок литературы в 11-м классе по теме «Приметы времени» (по поэме А.Ахматовой «Реквием»)

                Разделы: Литература

                К уроку:

                • портрет А. Ахматовой,
                • стенд, оформленный фотографиями 30-40 гг.
                • На доске:

                  • тема урока,
                  • эпиграф к уроку

                  Воспитательные

                  • Воспитание гражданской позиции у подростков, таких личностных качеств, как: мужество, стойкость, верность.
                  • Нет, и не под чуждым небосводом,
                    И не под защитой чуждых крыл, —
                    Я была тогда с моим народом,
                    Там, где мой народ, к несчастью, был.

                    «Руки, спички, пепельница — обряд прекрасный и горестный. Это был обряд при знакомстве с поэзией Ахматовой в 30-е годы, а в частности с поэмой «Реквием»: В те годы, Анна Андреевна жила, завороженная застенком.. Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш, потом громко произносила что-нибудь светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», — громко говорила А.Ахматова и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей»,- так вспоминала Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой». Она вспоминала, что часто, выходя на улицу, она повторяла эти стихи, чтобы не забыть.

                    30-е годы оказались для Ахматовой тяжким испытанием. Она оказалась свидетелем чудовищных репрессий, обрушившихся на многих ее друзей, на ее семью:

                    1) был арестован сын — студент Ленинградского университета.

                    2) затем — и муж — Н.Пунин.

                    Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста. В длинных очередях провела она, чтобы сдать передачу сыну.

                    Продолжать писать во времена, когда стишок на клочке бумаги мог обернуться смертным приговором, доверять свой труд верным друзьям, готовым учить стихи наизусть, чтобы их сохранить, мог только человек, абсолютно убежденный в важности и нужности поэзии. Спасительное для нее творчество стало в результате спасительным и для многих читателей.

                    Учитель: обращаемся к «Реквиему» гл «Вместо предисловия»

                    «А это вы можете описать?
                    И я сказала:
                    — Могу.
                    Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

                    Теперь обращаемся к самому произведению

                    «Реквием» — не просто ряд стихотворений, это единое целое.

                    1 глава «Посвящение» — чтение учителем или заранее подготовленным учеником

                    Видна ли атмосфера того времени?

                    Можно ли сразу узнать настроение, мысли людей, живших в то время?

                    Атмосфера, само время сразу встает перед нами в серых красках, что-то мрачно- тяжелое нависает над людьми, что-то гнетет их. «Тюремные затворы», «смертельная тоска», «шаги тяжелые», «столица одичалая», «постылый срежет» — все это не может радовать, вызывать эмоции, все это делает людей рабами. Рабами серости, мрака.

                    «Вступление» дополняет «Посвящение» — анализ после прочтения.

                    Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х г? Чем жила страна?

                    «Осужденных полки», «паровозные гудки» и.т.д. Эта глава без прикрас говорит о несправедливости времени, о массовых репрессиях, о том, что людей держали не только в тюрьмах, но и отсылали в Сибирь. Нет жизни, есть смерть.

                    Не резкий ли переход от эпохи к личному? Возникает образ женщины. Кто она?

                    Ахматова говорит не о тех, а за тех, которые составляют большинство. Пройдя все муки ада, она солидарна со всеми женщинами, кому выпала эта доля. Это прощание с мужем носит обобщающий характер.

                    Что напоминает это стихотворение?

                    Почему она просит о молитве за нее?

                    Чтобы у нее хватило сил, чтобы прибавилось сил все выдержать, так как она знает, что впереди много трудностей.

                    Учащиеся анализируют сами после прочтения.

                    В этих главах она не верит, что это происходит с ней, это происходит с кем-то другим. Она на себя смотрит со стороны. Она просит завесить «черным сукном», чтобы не видеть всего происходящего

                    Как меняется образ женщины? Почему?

                    После сдержанности наступает взрыв эмоции, крик, нет гордости. Так как касается это сына, самого дорогого человека, и природа к ней неблагосклонна

                    И тогда в 6 главе наступает оцепенение, здесь намек на выход из этого ада — крест высокий.

                    Почему эта глава озаглавлена «Приговор»?

                    Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остается одно — позвать смерть.

                    Поэтому очень логичным является появление стихотворений 8,9 («К смерти»).

                    8, 9 главы. Анализ

                    Зазывает смерть. Широко дверь ей отворяет. В безумии она познает глубину одиночества.

                    Учитель: Много лет назад,1914-1916гг, Ахматова говорила о моментах счастья, которые она хотела бы пронести через всю жизнь, какой бы сложной она ни была, но сейчас ей не дано взять даже воспоминания о сыне.

                    Почему обращается Ахматова после безумия к библейским мотивам? «Распятие» — случайно ли это стихотворение?

                    Нужен ли эпилог? Почему она боится забыть все это? В чем перекликается «Эпилог» с «Посвящением»? Какой характер носит образ женщины?

                    В «Эпилоге» 1,2 стихотворении возникает образ Матери, который носит обобщающий характер.

                    1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями — превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но еще сильна, с эпохой, (серой- седой).

                    «Эпилог» подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.

                    Память — спасение от духовной гибели для всего народа.

                    Голос автора — женщины — становится тверже. Она прошла все: ожидание — приговор — пустоту — желание смерти — безумие. Ей не страшно ничего — и это все приметы времени.

                    В этот момент, когда у нее уже нечего отнять, она обнаруживает силу (2 стихотворение из «Эпилога») «Реквием»- это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.

                    В конце урока учитель просит почитать наизусть те строки, которые особенно поразили, запомнились учащимся

                    Д/з написать творческую работу.

                    Варианты тем:

                    • «Приметы времени», «Судьба страны и женщины по поэме А. Ахматовой «Реквием»
                    • «Судьба русской женщины в 30-40-е гг. по поэме А.Ахматовой «Реквием».
                    Читайте так же:  Приметы с водоемами