Суеверие словарь даля

Питанов В. Ю. Суеверие как искушение «бабьими баснями»

Что есть суеверие? Где те грани, перейдя которые христианин превращается в суевера? Актуальна ли проблема суеверий для современного христианства? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в данной работе. Но прежде, чем мы перейдем к поиску ответов на поставленные вопросы, несколько слов скажем о светском и оккультном подходе к этому понятию, а также о том, как игра понятиями может использоваться в качестве средства идеологической войны против христианства. Зачем об этом нужно писать? Проблема в том, что многие религиозные понятия, встречающиеся в русском языке, многозначны в своем смысловом значении, и в зависимости от используемого контекста могут приобретать прямо противоположные значения. К таким многозначным понятиям относится и суеверие. Поэтому прежде попытки христианского толкования данного понятия, познакомимся с другими точками зрения на него.

Открывая словарь Даля, мы можем прочитать следующее определение суеверия: «Суеверие – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения, вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно» [1] . В словаре Ожегова суеверие определяется так: «Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы» [2] . Несложно заметить, что подобные определения атеистичны по своей сути, так как отвергают реальность существования сверхъестественного. Они, с одной стороны, достаточно точно передают сущность суеверия как «ложной веры». Но одновременно они без труда позволяют объявить суеверием, например христианство, ислам или иудаизм. Ведь христиане, мусульмане и иудеи верят в сверхъестественное, в возможность чуда, в то время как, например, для атеиста и пантеиста [3] все происходящее в мире естественно и ничего сверхъестественного нет. Здесь мы можем видеть важность мировоззренческих установок автора определений, которая позволяет наполнять одни и те же слова прямо противоположным смыслом. Важность этого момента показывает нам сама история России. Толкование религии сквозь сито атеистического мировоззрения, в течение многих десятилетий бывшее в нашей стране основным подходом к проблеме, стране, принесло свои тяжелые плоды. Советский режим внушал людям что «…религия есть форма духовного гнета. Коммунистическая партия всей своей деятельностью помогает освободиться от религиозных суеверий…» [4] . Следствием таких внушений стала поголовная религиозная безграмотность населения, что, в свою очередь, не способствовало борьбе с суевериями, а скорее помогало их расцвету. Для атеистов философия служила идеологическим оружием против всех религий, в том числе и христианства. Определение суеверия как «веры в сверхъестественное» позволяло вычеркнуть религию из области вопросов, требующих к себе серьезного отношения, что, в свою очередь, переводило диалог с религиями в область психиатрических аномалий и невежественных предрассудков, которые должны были быть преодолены «естественным» образом. Конечно, если можно назвать естественными методами борьбы с «религиозными суевериями» тюрьмы, концлагеря и физическое уничтожение людей, придерживающихся религиозных воззрений на мир на пути построения «светлого будущего» коммунизма. Но коммунизм доказал свою идеологическую несостоятельность и фактически сошел (или ушел в тень) мировой истории. И вот парадокс: на новом историческом этапе появляются у Церкви Христовой новые враги, которые пытаются с Нею бороться старыми методами идеологов «научного» марксизма-ленинизма. И новый враг этот зовется оккультизмом. Изучая труды оккультных классиков, несложно заметить, что ими делается попытка отнести христианство к области суеверий. Например, свидетельства этого можно без труда найти в оккультном учении агни-йога: «…дух смещающихся народов тлеет на уходящих энергиях, [таких], как ханжество, суеверие. Основа этого тления – церковь, которая сеет ужасы…» [5] . При этом оккультисты утверждают, что уважают христианство, как впрочем, и все остальные традиционные религии. По сути же это не так. Например, в агни-йоге можно прочитать следующее: «Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения…» [6] . Оккультисты считают все мировые религии искажениями первоначального учения их основателей: «В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему Миру, но затем около религий свили гнезда преступление, суеверие и лицемерие» [7] ; «…Конечно христианство, в его современной форме, и учение самого Христа – две совершенно разные вещи. Точно так же, как современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами…» [8] . А раз религии являются ложными и напитанными суевериями, то «… освободиться от… суеверий можно лишь путем Учения, ясно и твердо указующего лестницу восхождения к синтетическому, истинному Знанию» [9] . В общем, оккультисты считают, что все традиционные религии надо заменить оккультизмом. В этом и заключается вся идея «братства религий», не во взаимно уважительном сосуществовании их, а в поглощении «неистинных» традиционных религий «истинным» оккультизмом [10] . По сути, оккультисты борятся с Церковью Христовой и всеми мировыми религиями теми же средствами, что боролись с религией атеисты. На поверхности — уверения в уважительном отношении к свободе совести, внутри — жесткие установки на уничтожение традиционных религий внутри, — вот что представляет собой современный оккультизм. Атеисты боролись, например, с христианством, потому что считали Христа мифом, а христианство — способом порабощения трудовых масс, и потому Церковь, по их мнению, надо было уничтожить. Оккультисты же считают, что Церковь Христова учит о Христе неправильно, что Она препятствует распространению оккультизма и делают тот же вывод, что и атеисты: христианство изжило себя и его надо преобразовать, а по сути, уничтожить [11] . Меняются лишь мотивы, цель та же, что и раньше. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Понимание суеверия в рамках христианского мировоззрения не тождественно его светскому и оккультному толкованию, и об этом не стоит забывать [12] , особенно, если люди определенного мировоззрения рвутся во власть. Приход к власти атеистов залил Россию христианской кровью, а что даст приход к власти оккультистов? Как сказано в агни-йоге: «Можно представить необходимость уничтожить врага…» [13] . А если вспомнить, что оккультистами ставится знак тождества между «ревнителями Церкви» и «слугами тьмы» [14] , с которыми они активно борются, то несложно представить себе участь христиан, если носители подобной идеологии придут к власти. Теперь вернемся к основному, разбираемому нами, вопросу, к христианскому пониманию суеверий.

Суеверие с церковно-славянского можно перевести как «пустая вера», «напрасная вера», «тщетная вера». Чтобы более точно определить сущность христианского понятия «суеверие», надо разобраться, как в христианстве определяют такое понятие как «вера».

Классическое христианское определение веры звучит так: «Вера…есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего, например, воскресение мертвых. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому. Вера является основой христианского сознания и образа жизни. При этом нужно заметить, что вера не есть только познавательный акт, скорее это процесс, одновременно соединяющий в себе познание и внутреннюю духовную трансформацию человека через единение с Богом. В Священном Писании об этом сказано: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:14-19). Вера есть внутреннее состояние, в котором пребывает человек в момент единения с Богом. Она является даром Святого Духа. В Священном Писании сказано об этом: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38-39). Вера является вратами, через которые происходит встреча Бога и человека. Св. Максим исповедник писал: «Вера есть сила, все внутри в благонастроении содержащая, или есть самое благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с веруемым Богом» [15] . Священное Писание учит о знамениях, которые сопровождают верующих в Бога: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17-18). Но сразу же хочется заметить по поводу приведенных слов Христа: они не означают, что верующих от неверующих нужно отличать через принятие ими яда, и далее смотреть, кто выжил, а кто нет. Скорее здесь говорится о том, что Святой Дух благодаря вере в Него может проявлять через человека Свою силу, тогда когда в этом есть реальная надобность! В Священном Писании сказано: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:5-7). Хорошо, когда Бог проявляет себя через чудо, но горе тому, кто ищет чудо искусственно. Нужно заметить, что не любая вера в Священном Писании приветствуется: «…да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:12). Вера должна быть истинной, потому что и бесы верят в Бога: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), но от этого не перестают быть бесами! Верой надо жить. Если же она начинает восприниматься не как акт внутреннего состояния, а как нечто внешнее, навязанное силой, например, модой, или «необходимостью» принадлежать к конкретной христианской культурно-исторической традиции, то вера вырождается, переходя в суеверие, обрядоверие [16] . В христианстве не может быть веры национальной, народной, а может быть лишь вера Христова. Человек становится христианином не по факту рождения в христианской семье, или стране, а по вере во Христа. Обретение веры проявляется в кардинальном изменении образа жизни человека, он начинает соизмерять свою жизнь с Заповедями Божьими, и христианские ценности становятся единственно возможными для него. Не потому, что ему запрещают приобщаться к иной системе ценностей, а потому, что она отражает внутреннюю реальность христианина. Познав через внутренний опыт веры Бога, христианину органически становится чуждо все, что уводит его от Него. Как ювелиру бессмысленно предлагать фальшивое золото, выдавая его за настоящее, потому что он способен отличить настоящее от подделки, так и христианин начинает отвергать все, что уводит его от Бога, и зовет к принятию «подделок» под Бога. Имея эталон настоящего, кто захочет принять фальшивку? Христианин следует, прежде всего, Воле Божьей (Лк.22:42); тот же, кто стремится христианство переделать под себя, лишь обольщается своей мнимой принадлежностью к нему. Впрочем, таких людей сейчас немало, и о них есть пророчества в Священном Писании: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-4).

Как соотносятся вера и разум? Часто критики христианства представляют веру как некритическое усвоение христианских догматов, что является ложным толкованием данного понятия. Скорее наоборот, Священное Писание призывает к вопросам веры подходить рассудительно: «…тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь» (Прит.2:11-12); «…чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит.2:2). Христианство не отвергает рассудок, оно призывает к трезвомыслию, к правильному отношению к вере, к догматике, к Богу и человеку. Например, с в. Макарий Великий писал: «Кто хочет христианскую жизнь с великой точностью вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке души, чтобы, приобретши способность в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком, как глазом, быть нам в состоянии не сдружаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись божественного дара, сделаться достойными Господа» [17] . Призыв Священного Писания и святых отцов к рассудительности не удивителен, ведь и слово «логос», которым в Евангелии от Иоанна называется Иисус Христос (Ин.1:1), в переводе с древнегреческого языка означает не только «слово», но и «разум» [18] . Отсутствие трезвомыслия приводит к легковерию, откуда один шаг до суеверия. Часто критики христианства приводят знаменитую фразу, приписываемую Тертуллиану: « Credo quia absurdum est » (Верую, ибо нелепо) чтобы доказать отсутствие совместимости в христианстве разума и веры. Нужно заметить, что эта фраза не передает христианскую позицию в данном вопросе, а является частным мнением одного человека [19] . В завершение рассмотрения понятия «вера», хочется еще раз напомнить, что вера не есть некритическое усвоение некоей информации, а есть процесс единения христианина с Богом, который проявляет себя через преобразование всей природы человека и, в первую очередь, его нравственных установок.

Теперь рассмотрим христианскую трактовку понятия «суеверие». Как было сказано выше, суеверие есть пустая вера, ложная вера. Одно из его определений может звучать так: «Суеверие – грех, состоящий в том, что чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное. Оно плод невежества и развращения и строго осуждается словом Божьим» [20] . Суеверие есть грех отступления от веры, отсутствие ее, ложное понимание веры, принятие лжи за истину, потому что «всякая неправда есть грех…» (1Ин.5:17). Грех есть отступление от Божьей Воли, нарушение Его Заповедей [21] . Суеверие выводит человека за пределы Церкви Христовой, так как заставляет его искать в Ней то, чего там нет. В принципе нет такого понятия как «церковные суеверия», любое суеверие есть отхождение человека от Церкви, поэтому правильнее их назвать около-церковными, псевдо-церковными или даже антицерковными, или антихристианскими. Суеверия приносят много вреда, так как они уводят людей от истинного богопознания, от благочестивого образа жизни, а также от правильного участия в Православном Богослужении.

Какие виды суеверий встречаются среди людей приходящих в Церковь? Есть суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений. Например, некоторые благоговейно относятся к скорлупе пасхальных яиц (хотя разумнее было бы ее просто выкинуть), или в случае пожара перебрасывают пасхальное яйцо через горящий дом, и т.д. Есть суеверия, связанные с обрядами, например, освящение автомобилей. В самой практике нет ничего плохого, практика освящения «колесниц» существует в Церкви издавна, плохо неверное отношение к данному действу. Многие почему-то считают, что это дает гарантию безопасности даже неверующим людям, в то время как на практике освящение любого предмета — это лишь призыв Божьей благодати и обещание перед Богом использовать освящаемый предмет в благих целях. Атеист, рассчитывающий на то, что после освящения машины он не будет попадать в аварии, зря тратит свое время. Есть многочисленные суеверия, связанные с церковными Таинствами. Такие суеверия еще можно назвать обрядоверием. Обрядоверие — это вера в то, что чисто механическое совершение какого-либо обряда, без внутреннего духовного изменения человека, само по себе разрешит какие-либо житейские проблемы. Приведем несколько примеров обрядоверия.

Например, некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией. Хотя на практике лишь единение с Богом через веру и Таинства Церкви дает силы христианину, а такого единения не достигнуть без его нравственной трансформации и жизни в соответствии с Заповедями Божьими.

Некоторые христиане приводят на Таинство Елеосвящения (соборование) маленьких детей с целью улучшить их поведение, или чтобы они лучше спали, забывая при этом, что данное Таинство предназначено для помощи людям, страдающим телесными или душевными болезнями.

Другой пример. Отдельные люди спешат принять Крещение, чтобы не болеть, забывая при этом, что христианин не ставит своею целью достижение здоровья, а полагается на Волю Божью и принимает от Бога то, что Тот сочтет нужным ему дать. Иногда для усмирения страстей отсутствие здоровья более спасительно для человека, чем его наличие. Достаточно вспомнить пример апостола Павла, который, несмотря на то, что сам исцелял людей, страдал от заболевания, мучавшего его. Об этом в Священном Писании сказано так: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.12:7). Часто болезнь дается Богом с целью духовного очищения человека, для его смирения, о чем многие христиане забывают.

Есть еще такое суеверие. Человек приходит в храм поставить свечу, чтобы исполнилось его желание. При этом тот, кто ставит свечу, загадывает желание и ждет, пока она догорит, считая, что желание из-за этого исполнится. Подобная практика показывает, что человек не понимает сущности христианства. Согласно христианского вероучения, Господь заботится о всякой твари, включая и человека, это называется Промыслом Божьим. Определить Промысл Божий [22] можно так: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» [23] . Христианин находится под непрерывной опекой Божьей и получает от Бога все, что ему нужно для спасения и жизни. Любая попытка «магическими» [24] методами воздействовать на Промысл Божий наивна, а в случае оккультных практик — преступна, так как соединяет человека с бесами, и является проявлением недоверия к Богу, попыткой его «подкорректировать», заполучить то, что Господь не счел нужным человеку дать. По сути, подобные действия показывают отсутствие веры человека в Бога.

Есть еще одно суеверие, которое иначе, чем дикостью, назвать сложно. Некоторые не церковные люди ставят на канун (канун – это низенький четырехугольный столик, на котором стоит распятие и подставки для свечей; перед кануном служат панихиды, т.е. заупокойные молитвы) свечи за живых, зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз, искренне считая при совершении данного действия, что от этого их врагам будет плохо, они заболеют, а то и умрут. Практика постановки свечей за живых на канун безвредна для тех, против кого это делается, но она показывает, что в Церкви есть немало людей, которые являются христианами чисто номинально. Христос призывал возлюбить врагов, а не убивать их, да еще таким глупым способом. Ни одно церковное Таинство, ни один обряд не действуют магически. Промысел Божий заботится о каждом человеке и никакая свеча, поставленная за живого на канун, Его не подкорректирует.

Читайте так же:  Примета сигарета упала

Следующее суеверие заключается в том, что человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем. Опять же, поступающие так забывают, что Господь не дает нам испытаний сверх наших сил, попытка отвергнуть эти испытания, преодолеть их магически, есть признак недоверия Богу и является проявлением духовной лени и элементарного невежества в христианском вероучении. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк.3:8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил… Теперь благословляй обижающих тебя…Для исцеления нашего недостаточно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство…Сказано, уклонись от зла и сотвори благое» [25] . Как мы снова видим, покаяние это не просто перечисление грехов перед священником, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.

В церковной практике встречаются и другие примеры суеверного отношения к Таинствам. Например, есть люди, которые причащают детей, для того чтобы те были здоровы, а также для очищения организма и для поднятия гемоглобина в крови, забывая при этом, что Причастие духовно соединяет людей с Богом и ставит своею целью, прежде всего, духовную трансформацию человека, которая должна проявиться в первую очередь в нравственной сфере, а никак не в поднятии гемоглобина.

И последний пример суеверия, который мы упомянем в нашей статье — это прохождение Таинства Венчания с целью удержать мужа при себе. Подобный магический подход к данному Таинству (как впрочем, и ко всем остальным) недопустим. Таинство Венчания есть клятва перед Богом, обещание о взаимной супружеской верности во образ союза Христа с Церковью, в нем должны участвовать христиане [26] . В Священном Писании сказано: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5-6). Если люди не верят в Бога, зачем им участвовать в этом Таинстве? Делать это так, на всякий случай, или тем более ожидая от Таинства какого-то магического воздействия, не стоит. Это лишь колдуны обещают сделать привороты своим клиентам, а христианство такого обещания не дает! Воля любого человека свободна и христианство ее уважает. А попытку (пусть даже по своему невежеству) поставить Церковь Христову на один уровень с колдунами может предпринять только человек, чуждый христианству, а таковому никакие церковные Таинства помочь не могут. Таинство Венчания освящает брак, превращая семью в домашнюю Церковь, но не гарантирует, что он не распадется. Люди соединяются в Боге, но никто не мешает им Его предать и отступить, что как следствие может привести к распаду семьи. Так что любой поиск в Церкви магии бесперспективен. Кроме вышеперечисленных, с уществует еще множество других суеверий, но и приведенных, на взгляд автора, достаточно, чтобы понять их бессмысленность.

Откуда берутся суеверия? Суеверными люди становятся из-за своего невежества, из-за того, что, придя в Церковь, они ищут в Ней не Христа, а удовлетворения своих материальных, эмоциональных и иных достаточно приземленных потребностей. Незнание и непонимание христианского вероучения толкает людей к суевериям, а те, в свою очередь, могут быть первой ступенью к оккультизации их сознания и трамплином к оккультизму. Ученые провели социологическое исследование [27] отношения современных православных к таким оккультным практикам, как гадание, колдовство, астрология, экстрасенсорика, и вот что оказалось. Восемь процентов православных верят в гадание, пять процентов в экстрасенсорику, четыре процента в колдовство. К счастью, в большинстве случаев православные, даже те, которые верят в экстрасенсов и колдунов, все же не обращаются к ним. Однако наличие доверия к подобного рода вещам заставляет задуматься о том, все ли в порядке в самом христианстве, и не нужно ли усилить просветительскую деятельность наших пасторов, чтобы максимально исключить всякий оккультизм из жизни христиан.

Что можно сказать в завершение этой статьи? Суеверия уводят людей от Бога. Священное Писание однозначно негативно говорит о них: « Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Лучший путь к преодолению суеверий — это просвещение людей в христианском вероучении и налаживание здоровой церковной жизни. К тому же, именно этого требует Священное Писание от христиан: «…идите, научите все народы…» (Мф.28:19). И будет вполне логичным для всех христиан откликнуться на этот призыв Христа и воплотить его в жизнь.

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Цитадель. 1998.Т. IV . С.623.

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., Азбувник. 1999. С.778.

Толковый словарь Даля онлайн

СНОСИТЬ

СНОСИТЬ или снашивать, снести или снесть что куда, носить из разных мест в одно, складывать в кучу, скоплять. Пусть бы ребятишки подбирали да снашивали щепу в груду. Снашивайте мусор в овраг. Снашиваем, сношу дрова под навес. | Снашивать (несов.), сносить (сов.) что, и пр. об одеже, износить, либо повытереть, свалять ноской (шубу), дать чему ссесться, смыться, сузиться в носке, более употреб. -ся. Он часто меняет шерстяные чулки, и потому скоро снашивает их. | Сносить, снести, снашивать (многокр.) что, носить сверху вниз; | носить в иное место, переносить; | отнести или принести куда, кому, и передать; | сымать, срубать, срезать, сбить, снять долой, убрать; | уносить, разносить; уничтожать. Снесите-ка мне кресла мои с вышки, принесите сюда, на низ. Боясь пожару, мы все книги в палатку (под свод) сносили, перенесли, убрали. Снеси письмо на почту. Снеси вино в погреб. Снеси ребенка в сад. Снести с кого голову, отрубить. Снести избу, разобрать, сломать. Мы сносим все ухожи, переносим их на зады. Дороги строят, так и горы сносят, скапывают, срывают и ровняют. Ветер снес крышу или ветром крышу снесло. Водой снесло мельницу, или плотину. Водой снесло остров, смыло. Как тебя Господь домой снес? принес, дал доехать; как тебя Господь на побывку сносил? взад и вперед, по здорову ль воротился. Как водой снесло. За совесть, да за честь, хоть голову снесть. Вниз вода снесет (или: несет), а вверх беда (или: неволя) везет (о бурлачестве и лямке). Запьем, так и избу запрем; а что в избе, то в кабак снесем. | Снесешь ли куль? подымешь ли, есть ли сила, мочь, можешь ли, по силам ли? Поднять подыму, а не снесу, не донесу. Более 20-ти пудов ни один верблюд не снесет, ляжет под ношей. | *Допускать, терпеть, переносить, выносить, перемогаясь. Дикарь сносит молча всякую муку. Нужду снесу, а обиды не снесу. Снес дурака, снесет и кулак(а). Не сносить ему головы на плечах своих. Не сносить голова. Кабы люди не мерли — земле бы не сносить. Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть, не зазнаваясь. Снеси обиду, смолчав. | Украсть, похитить, говоря о бежавшем или о ушедшем служителе. Солдат бежал, и амуницию снес. Кучер пропал и всю сбрую снес. Приказчик загулял и деньги снес. Хотел мужик с Москвы сапоги снести (украсть), да рад с Москвы голову снести (унести). | Сносить, снести карту, в игре, скинуть, сбросить на иную масть, которой нет на руках. Был валет самчетверт, одну снес на козыря, и разнесся. | На торгах, скинуть, сбавить, уменьшить цену, противопол. наносить. Кто более снесет, за там и подряд останется. Он сразу тысячу снес. В счете то же: скидывать с костей, скостить, вычесть. Снеси-ка расход с итогу, верно ли? | Сносить цифру, напр. в делении (арифмет.), переносить сверху, где она стоит, вниз, под черту. | Сносить вместе выписки, сводить, сличать, сравнивать и заключать. | В крупной ковке, напр. якорной, сносить части, соединять, сваривать в одно целое, сковывать. | О птице, снести яйцо, класть, положить. Не там курица яйцо снесла, где кудахчет. На дубу свинья гнездо свила, а овца пришла да яйцо снесла. Курочка бычка родила, поросеночек яичко снес. Коровушка яичко снесла, курочка телка принесла. Снести примечание под строчку, сделать выноску. Сносить якорь или снос якоря на заводе, сварка выкованого по частям якоря, веретена его и рогов с лапами. -ся, страдат. возвр. взаимн. по смыслу речи. Снашиваться в карбас, арх. переноситься, перебираться. Они снашиваются в новый дом, новг. переходят, перебираются. Вязаная, шерстяная обувь, одежа снашивается, от мытья сносилась, сселась, съёжилась, свалялась, и стала узкой. Тесные башмаки разносятся, широкие сносятся, оправдание сапожника. Мельница каждую весну сносится водой. При разливе, все запасы из погребов сносятся вверх. Сноситься с кем, сообщаться, переговариваться через кого, переписываться. По службе, старший предписывает, младппй доносит, равный сносится, относится. Снашивание, сношение, снесение, снос, сноска, действие по глаг. в разн. знач. Снашивание шерстяных чулков. В каких вы сношениях с этим человеком? как стоите и относитесь друг ко другу; в каком знакомстве, связях ипр. Сношения с заграницей иногда затруднительны. Снесение плотины водой. Снесение письма на почту. Снос вещей, покража беглым. За ним сносу полушубок и сапоги. Бежал со сносом, без сносу. Снос плотины водой. Дом продан на снос, с очисткой места. Курица на сносе, скоро снесет яйцо; говор. и о женщине: на сносе, на сносех, на сноса(я)х, скоро родит, последние дни ходит. По сносу (карты) видно, что на руках. | Снос и сноска, подстрочная выноска, примечание. Сноска кирпичу к стройке. Снос, сноска яйца и кудахтанье. Сноска, снос дома, ломка. | Снос, терпение, выдержка или стойкость, смиренное и твердое выжидание. Сносок, сносочек, уродливое маленькое яичко, спорыш, спорышек. Курица снесла сносок, видно хочет перестать нестись. Суеверие обратило сносок в петушье яйцо, из которого высиживается василиск. Сносный, ко сносу, в разн. знач. относящ. Нашли целый склад сносного с фабрики добра. Сносный живот, стар. краденые пожитки. Сносной водой все смоет, отливом. Сносная карта, снесенная, скинутая, напр. заместо прикупной. Это сносный булыжник, собранный с ближних полей. | Что можно снести, перенести, вынести, стерпеть, не слишком тяжкий, а умереный. Сносный жарь, холод, ветер. Это сносная цена. Несносная тоска, невыносимая. Что Бог наложит, все сносно. Сносковый, к куриному сноску, сносочный, к подстрочной выноске относящ. Сносливый, крепкий, сильный, здоровый; ражий, дюжий, закаленный, терпеливый, много выносящий, привычный к работе, трудам, лишениям, к теплу и холоду, к нуже и голоду, противопол. хилый, слабый, нежный, избалованный, привередливый, кволый. Битюк снослив в работе, а уж овсяным мешком гладь его; мужицкая лошадь жидковата, да уж снослива голодать. На боль нет сносливей калмыка. Он кроток, и снослив, да наконец всякого можно из терпения вывести. Сносчивый, то же, бол. нравствненное. У него совесть сносчивая. | Об одеже, износчивый или непрочный. Сносливость ж. сносчивость ж. свойство, либо качество это. Спаситель, -ница чего, кто терпит, покорно сносить что.

Суеверие словарь даля

суеверие — суеверие … Орфографический словарь-справочник

СУЕВЕРИЕ — религия слабых умов. Эдмунд Берк Суеверия это поэзия жизни. Иоганн Вольфганг Гёте Суеверие превращает все в чудеса. Жозеф Жубер Суеверие есть злоупотребление верой. Альфонс де Ламартин Даже от атеиста можно ожидать обращения в веру но не от… … Сводная энциклопедия афоризмов

Суеверие — Суеверие ¦ Superstition Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому то, кто полагает себя единственным… … Философский словарь Спонвиля

суеверие — Предрассудок, поверие, предубеждение. См … Словарь синонимов

СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, суеверия, ср. Религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Суеверие возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах… … Толковый словарь Ушакова

суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс.… … Большая психологическая энциклопедия

СУЕВЕРИЕ — (буквенное суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Современная энциклопедия

СУЕВЕРИЕ — (букв. суетное тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Большой Энциклопедический словарь

Суеверие — см. Вера см. Заклинание мертвых см. Предсказание, прорицательство, гадание см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы … Библейская энциклопедия Брокгауза

СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, я, ср. Вера во что н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Старинные суеверия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Что такое суеверие? Заглянем в словарь…

Суеверие. Определения из словаря В. Даля.

СУЕ, или всуе, нареч. напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы, толку, пути; суе, более в сложных словах, и относится до тщеты мирской, светской, противпол. вечному благу нашему, жизни духовной.

Суетный, напрасный, тщетный, пустой, безумный, глумный, глупый, вздорный. Суетная надежда. Суетные старанья, безуспешные. || Мирской, светский, земной, плотской, вещественный, временный, относящийся до жизни земной и до страстей человека, противопол. духовный, разумный, нравственный, премудрый, относящийся до духа, до будущей, вечной жизни и до спасения души. Суетна жизнь наша. Суетные вязи и путы светских приличий, раскольники зовут прочих суетными, будто бы беззаботных о вечной жизни. Суетный человек, тщеславный, предавшийся пустой светской жизни. Суй прилаг. суетный. Зане приимеши слышания суя. Суетность, свойство и состоянье по прилаг. Суетность забот и помышлений наших. Суетность наша, и в добром деле, нуждается в приманке тщеславия, а потому и рядится и пляшет, подавая милостыню. Отступил еси привременного суетства, Мин. суетности. Суетствовать церк . тщетно ждать, надеяться; || предаваться суетности. Суета ж. суетность, суетство; тщета, пустота или ничтожность, безполезность помыслов, стремлений и дул людских; все мирское, земное, временное, скудельное, ничтожное, сравнительно с вечным, загробным; все вздорное или противное вечному благу нашему в обычаях наших и в роде жизни. Всякую любите суету и ищете лжи. Псал. Суета сует, и всяческая суета. || Хлопоты, заботы, торопливая беготня, опрометчивый спех. Во всем доме суета, пир горой готовят. Не добра суета, а добр распорядок. На суету и смерти нет. От суеты не уйдешь — ты от ее, а уж она перед тобой! Ты от суеты за реку, а уж она на берегу! Суета наперед нас поспевает; не она за нами, а мы за нею. || Забава, игрушка, любимое занятие, потешка. Певчая птица суета моя. || об. кто суетится, мечется, торопится; елоза, егоза, юла, непоседа, пустой хлопотун, или беспокойный, опрометчивый торопыга. Суетить кого, торопить, погонять, бестолково и беспорядочно требовать всего вдруг, гонять попусту взад и вперед, приказывать и отказывать в нетерпеньи. Так засуетили, что с ног сбили. Не суети человека, собьешь с толку. -ся, метаться, торопиться без толку. Не суетись, засуетишься, все навыворот сделаешь; одумайся, да делай ровно. Собака суетится, мечется во все стороны, потеряв след, либо напав на следы. Суетливый, о должности, деле, тревожный, безпокойный, хлопотливый; || о человеке. суета, кто без толку суетится, скорый, спешливый, торопыга, сбрёховатый. Суетлив, заботлив: обувшись парится, не помня, что делает. Суетлив воробей, а пива не сварит, толку нет. -вость ж. свойство, качество по прилаг. Суетник, -ница, кто предан суете, суетности, кто суетничает, живет ради светских удовольствий, отношений и приличий. || 2 Кто суетит других или сам суетится, суета. Суеверие, суеверство ср. ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно. Взаимные пределы правоверия и суеверия зависят от убеждений, и у всякого на то своя вера. Все таинственное, непонятное в природе иными отвергается и зовется суеверием. Суеверный человек, народ, усвоивший себе суеверие, убежденный в истине явлений, отвергаемых несуеверными: у кого много суеверных обрядов, примет и пр. Один считает суеверным того, кто не выезжает в путь по понеделькикам, а другой того, кто верит в сообщительную духовную жизнь. Суеверчивый, склонный к суеверию. Суеверность, суеверие, как свойство, качество. ничать, -рствовать, быть суевером, -веркой, суеверным. Суеглазить, попусту зевать на суетное, на вздорное. Суеглазые зеваки. Суемудрие ср. суемудрость ж. мудрость суетная, ложная, светская, лжеумствование, безумие. Суемудрое ученье. Храм суемудреных, Маккв. Суемудрец, или -дреник, -ница, суедумец, лжеумствователь, лжеразумник, или безумец, кто суемудрствует. Суемыслие ср. суетные помышления. Суеружничать, суерыжничать, твер. попусту, вздорно ругаться. Суеславие, тщеславье. Он суеславный человек. Суеславие чтит древность рода своего. Суесловие и -словные речи, пустословие, вздорные, пустые речи, слова на ветер, без пользы и толку; беседа безнравственная. И краснослов, да суеслов. -ливый, -чивый, охотник до суесловия. Суесвятство, ложное, внешнее, обрядливое только богопочитание, особ. ради тщеславия, ханжество, личина благочестия, либо изуверство. свят,святка, пустосвят. Суесвят сознательный, ханжа, лицемер; суесвят честный, по совести, изувер, фанатик. Суеумие, суетный ум и его ученье, безумие. Суеумные от беззаконных глаголы, летописн.

Суеверия – паразиты сознания

Нас окружают суеверия: бытовые, профессиональные, церковные. Причины соблюдения примет. Вред суеверий. «Мироточивый крест» Юлии Началовой. «Полтергейст» в доме Яны Рудковской. Единственный источник силы – Господь. Как стать религиозно грамотным.

– Моя девушка очень верующая – она верит в гороскопы, в гадания и приметы. – Делится в интернете парень. Взрослый человек двадцати девяти лет не понимает, как далека вера от суеверия, насколько противоположны эти понятия.

Толковый словарь Даля дает такое определение слову «суеверие»: это «ошибочное, пустое, вздорное, ложное, верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и следствие, где нет никакой причинной связи».

Читайте так же:  Если прибился щенок примета

Общество проникнуто ожиданием чудес, которые проявят себя в жизни обычного человека. Но не готово предпринимать для этого духовные усилия. Зато не прочь заплатить и с азартом ждать результата. Чаще ничего не случается, но иногда отец лжи подбрасывает приманку в виде совпадения. Это вовсе затягивает в болото неврозов.

Пресса активно зарабатывает на мистических фантазиях граждан. Даже общественно-политические издания не стесняются публиковать объявления экстрасенсов. Но это уже явная реклама. В жизни встречается масса суеверий, которые мы не принимаем за таковые, включаясь в игру с тёмными силами.

Суеверия подстерегают нас на каждом шагу. Встречаются в разных сферах нашей жизни. Половина из них родом из далёкого Китая. Часть суеверий мы вычитали, часть нам сообщили благожелательные родственники, коллеги, друзья чаще женского пола.

Дизайн и живопись

Периодически каждый из нас задумывается, как лучше обставить и украсить дом. В интернете сразу появляются ссылки, как сделать это по фен-шую. Оказывается, положение зеркала или дивана не в том углу может обречь вас на мировые скорби! Нужно непременно сориентировать мебель по сторонам света. Например, за столом сидеть, глядя на восток, чтоб дело спорилось, и так далее.

Заходишь в сообщество, где продаются картины. Что выбрать? А там уже готов совет. Хочешь выйти замуж – повесь над кроватью картину с пионами. Хочешь достатка – укрась дом картиной с карпами. Вследствие этого в художественных сообществах имеют стойкий успех картины с карпами и пионами.

Люди покупают их не как произведения искусства, а как талисман, с надеждой на чудо. Пион и карп заменяют этим чудакам образа святых.

Сувениры и украшения

Пожалуй, в каждой компании и коллективе принято на Новый год вдобавок к конфетам и прочим сюрпризам дарить фигурку животного, которому по китайской традиции посвящён год. На день рождения, по какому-то торжественному поводу мы можем получить украшение в виде своего знака зодиака: кулон, колечко, запонки. Каждый с детства знает, какое существо является его «покровителем».

Красная шерстяная нить на запястье это уже не из Китая, это каббализм. Но производят их в промышленном масштабе опять же юркие китайцы.

Популярная психология

Эта наука на потребу обществу во многом связана с оккультизмом. В ярких брошюрках, продающихся в киосках, добрые волшебницы с якобы психологическим образованием научат вас, как разговаривать с Вселенной, чтобы получить от неё мешок денег или прекрасного принца. На любом женском форуме всерьёз рассуждают о эгрегорах, разговорах с сущностями и прочей мути, которая при сильном увлечении сводит с ума. Это не говоря уже об откровенном колдовстве, которое взывает к Дьяволу напрямую.

Русские народные суеверия

Приметы, передающиеся из поколения в поколение, искушают даже самых набожных граждан. Люди могут пренебрегать фен-шуем, считать чертовщиной гороскопы, но как не плюнуть через левое плечо, если твою дорогу перебежал чёрный кот? Ведь так делала твоя тётка или старшая сестра. Огромное влияние суеверия приобретают в торжественные дни – венчания, крестин, похорон. Кто из нас хотя бы раз не соблюдал народные приметы из страха за себя или близких?

В деревнях это приобретает картины карикатурные. Где-то принято сильно встряхивать гроб с покойником, чтобы вытрясти из него грехи. Где-то принято свистеть у могилы, чтобы грехи высвистеть.

Амурский священник и видеоблоггер Святослав Шевченко рассказал о похоронных традициях россиян, которые особенно шокируют его. Однажды священник стал свидетелем того, как близкие покойника принялись дружно обкладывать мёртвое тело контейнерами с едой. По мнению суеверов, пища должна была пригодится усопшему на том свете. Салаты, котлеты, гарниры, компот оказались под саваном.

Другой обычай иначе как тошнотворным не назовёшь. В одном амурском селе батюшке предложили съесть блин, который целый день пролежал на лице мертвеца. Якобы вместе с блином священник съедал грехи усопшего, спасая того от адских мучений.

На третьих похоронах священник, зайдя в избу, увидел под гробом, стоящим на двух табуретах, огромный топор. К чему бы это? Оказалось, таким образом, покойника «заземляют». Тогда как в православии есть вполне адекватный обычай придания земле без помощи топора и прочих инструментов.

Кроме упомянутых отцом Святославом странных ритуалов, страх перед смертью толкает православных россиян на множество манипуляций во время похорон, до и после.

Так принято занавешивать зеркала в доме, где лежит покойник. Зеркало, якобы, становится окном в иной мир и через него покойник может увести за собой другого члена семьи. По иной версии, бестелесная душа, не увидев своего отражения в зеркале, будет очень расстроена.

Другой обычай – ставить перед портретом усопшего стакан с водой или водкой, прикрытый куском хлеба. Священники утверждают, что эта пища становится угощением не для души, а для бесов, которые радуются языческим заморочкам православных.

Вернувшись с кладбища или на выходе с него, принято очистить обувь и вымыть руки – если бросал землю в могилу – я такое и наблюдала и делала вместе с коллегами – все дамы с высшим образованием. Смерть в таком случае воспринимается как зараза, которую можно принести с собой. Что поделать – во время похорон рациональное мышление отступает перед иррациональным страхом неизвестности.

Суеверные люди никогда не выглядели умно, вот сцена из Библии: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясёт стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень» (Иезекииль 21:21) .

А сны? Кто из нас, вскочив поутру после неприятного сновидения, не задумывался: а вдруг к чему-то плохому? Запоминаются случаи, когда и впрямь после плохих снов случались неприятности. В патриотической редакции, где я работала, в одном из кабинетов настольной книгой являлся сонник. Поутру, работавшие там дамы, вздыхая, разгадывали свои сны. Могли пособить и коллеге-мужчине, который пожаловался на ночной кошмар. Я встречала немало людей с высшим образованием и даже атеистов, которые верили в то, что сны предсказывают грядущие события.

Суеверия профессиональные

Суеверны продавщицы, они совершают какие-то манипуляции с деньгами, считают, что будет прибыль, если первый покупатель – мужчина и тому подобное.

Суровые мужчины в душе тоже трепещут перед будущим. Лётчики, моряки, военнослужащие, охотники и другие представители преимущественно мужских профессий имеют целый свод примет, который на взгляд человека здравомыслящего – просто чушь. Тем не менее, все эти предписания соблюдаются.

«Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью, малообразованностью и невежеством народных масс. В общем-то так оно и есть, но по мере развития научно-технического прогресса и всеобщего образования суеверия никуда не исчезают. Они трансформировались и приспособились к самому прогрессу общества. Например, у современных летчиков считается, что для благополучного полета надо обязательно надеть хотя бы одну уже «летавшую» вещь, на борту категорически нельзя свистеть – к беде, ни в коем случае нельзя произносить слово «последний» в любом контексте», – сетует иерей Валерий Духанин , кандидат богословия, преподаватель духовной семинарии.

Слово «последний» раньше являлось табу для военных в «горячих точках» и для заключённых, но затем мания говорить «крайний» вместо «последний» перекочевала в обычную жизнь.

Чем больше волнений вызывает профессия или ситуация, тем больше с ней связано примет – так люди пытаются успокоить себя, не прибегая к Богу.

Наверное, со стороны это смотрится смешно, но человек переживает, дёргается, думает, как нейтрализовать ужасные перспективы, которые выдумал сам. А когда всё валится из рук, недалеко и до реальных проблем!

Церковные суеверия

Люди несут суеверия в храм. А некоторые даже пытаются колдовать там, используя благодать дома Божия во зло. Священники периодически рассказывают, как застают прихожан за странными манипуляциями. Например, зажигает старушка свечку, но вдруг переворачивает её вниз пламенем и ставит на канун. Значит, живого помянула за упокой. И как рука поднимается? Разумеется, за такие фокусы будет свыше наказана сама колдунья.

Считается, что беременную женщину в храме могут сглазить. Что при вас погашенная ваша свеча предвещает беду. Что нельзя входить в церковь через ту дверь, в которую вносят усопших. Это превращает присутствие на богослужении в постоянное соблюдение народных примет.

Суеверия и тёмная сила

Если за верой стоит Бог, то привязанность к суевериям в нас разжигает дьявол. Но в чём заключается их вред, наносимый душе?

  • Пустая трата времени. Вместо плодотворных занятий человек лезет в интернет в поисках сонника или бежит в бабке-ворожее за амулетом от сглаза и на удачу.
  • Беспочвенные страхи. Ожидание неприятностей из-за рассыпанной соли, из-за приснившегося кладбища, из-за разбившегося зеркала.
  • Уход в мистику без морали. Поиск лёгкого пути решения проблем. Например, наведу порчу на соперницу, потратив пять минут, и муж вернётся в семью. А разлучница умрёт.
  • Сосредоточенность на внешних манипуляциях. Вместо работы над собой, суеверный субъект идёт куда-нибудь в Коломенское, чтобы полить воды на волшебный камень, чая помощи. Некоторые предпринимают далекие путешествия в «места силы» непонятного происхождения типа Аркаима. Иногда «местами силы» люди признают захоронения известных людей.
  • Так на могиле преставившейся весной певицы Юлии Началовой, крест начал сочиться смолой под жарким солнцем.

    – Мироточит! Святая! – Решили легковерные сограждане и ринулись к захоронению заряжать кремы и брать землю для исцеления.

    Представители РПЦ и близкие артистки призвали поклонников к здравомыслию.

    Истинный источник силы

    Единственным источником силы, мудрости, здравия является Господь. Библия учит обращаться за помощью к нему, избегая манипуляций, которым учат оккультные сайты.

    Избавление от несчастий гарантирует наша собственная крепкая вера: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

    Человек, предпочитающий суеверия Библии, удаляется от Господа, ослабляя себя.

    Многие суеверия явились к нам из языческого прошлого. Применяя их, мы взываем к божествам древности. Например, многие стучат по дереву, чтобы не сглазить доброе событие. Но именно так – стуком по дереву, персы извещали авестийское божество Атара, что хотят встать под его защиту.

    Протоиерей Александр Лебедев (Вологда) : «Бороться с суевериями нужно, почаще включая мозг и осмысливая те модели поведения, которые нам предлагают. Это — раз. Во-вторых, суе-верие — значит, суетная, бесполезная, вредная вера, соответственно вытеснить ее из сознания человека может вера истинная, настоящая, крепкая. Вера, которая подразумевает доверие Богу, умение видеть в своей жизни не сомнительные закономерности суеверий, а твердую и надежную руку Божью, которая ведет тебя по жизни, и помешать которой не может ни отсутствие подковы над дверями, ни присутствие Марса в созвездии Девы, ни что-либо другое».

    Гномы атакуют из зеркал? ??

    Возможно, кто-то обратил внимание на одну из последних публикаций в «Комсомольской правде»: «Всё-таки гномы непростые существа: Яна Рудковская выясняет, почему в её доме появился призрак».

    Известный продюсер Яна Рудковская считает, что в её жизнь вмешалась потусторонняя сила.

    «По словам продюсера, на третьем этаже их с Евгением Плющенко подмосковного особняка стали происходить странные вещи: раздаются посторонние голоса, смех.

    Яна предполагает, что потусторонние явления в их «гнезде» появились из-за обилия антикварных зеркал, которые они с Евгением покупают на аукционах» , – сообщает газета.

    Также продюсер отмечает, что семейное прозвище их сына Гном Гномыч, и наверное, следует прекратить так называть его.

    «Сегодня ждём батюшку. Ну, посмотрим. Все равно же надо разобраться с тем, что происходит. Карма – не карма, а действительно, может, «Гном Гномычу» пора никнейм менять на человеческий? Все-таки гномы, конечно, существа забавные, но во многих сказках и преданиях – не такие уж и простые, как кажутся на первый взгляд. А слово – ведь очень тонкая материя» – пишет в своём блоге госпожа Рудковская.

    Карма, гномы, зеркала. Знание мифологии как источник суеверных страхов.

    Тут же оживились экстрасенсы, одна из них, Марианна А. заявила, что освящение дома батюшкой не поможет. Полтергейст станет ещё злее, с ним надо договариваться, а на это способна она лично. Дама, «психолог и таролог», решила заработать на чужом суеверии. Это её хлеб.

    В домах многих из нас есть старинные вещицы, сувениры в виде сказочных существ, старые зеркала. Если всё в доме одушевлять, разве можно жить спокойно?

    Страх Божий – стремление не нарушать заповеди – люди заменяют страхами перед выдуманными существами и неживыми предметами. Заповедей 10, а страхов миллион.

    В своих статьях я не раз сетовала, что россияне религиозно безграмотны.

    Что такое религиозная грамотность?

    Религиозная грамотность – это способность отличать истинные ценности от ложных, благодаря чтению духовной литературы и беседам со священниками. Духовную литературу лучше покупать в церковных лавках, а не в светском магазине.

    Ответы настоящих священников на свои вопросы можно узнать на исповеди, на официальных сайтах церквей, монастырей или в православной соцсети «Елицы» .

    Опасайтесь подделок под духовность, чем грешат оккультные сайты, психологи, маги!

    Суеверия – паразиты нашего сознания, которые, как бесы, изгоняются постом и молитвой.

    Приметы и суеверия в культуре разных народов

    Автор работы:
    Джатиева Виктория,
    3 В класс

    Научный руководитель:
    Кудзоева Эльвира Маировна,
    учитель начальных классов

    Введение

    На протяжении всей своей истории люди замечали некоторые странные закономерности, после исполнения которых случалось что-то плохое или хорошее. В последствии эти закономерности назвали приметы и суеверия. Несмотря на то, что их подавляющее большинство скорее является простым совпадением, нежели знаком, очень много людей продолжают в них слепо верить Народные приметы и суеверия существуют столько же, сколько существует само человечество. Приметы дошли до нас из самых далеких глубин древности именно потому, что значение народных примет и суеверий было абсолютным и неоспоримым для человека. Имея самые различные формы и проявления народные приметы и суеверия порой невероятно точно подмечают истинную суть происходящих процессов.

    Все мы не раз замечали, что многие приметы сбываются, а к тому, что подтверждено и не один раз жизненным опытом, трудно относиться с недоверием.

    Актуальность данной темы заключается в том, что суеверия настолько глубоко вошли в нашу повседневную жизнь, что стали неотъемлемой частью нашего бытия. Приметы и суеверия часто ассоциируются с магическими обрядами, нечистой силой и религией. Все это создает ореол таинственности, а тема, которая включает в себя загадки и не раскрытые до сих пор секреты, не может не привлекать внимания.

    Многие из нас носят обереги, которые «защищают нас и приносят удачу». Мы плюем через левое плечо и стучим по дереву, чтобы не сглазить свои достижения. Что же еще мы должны делать, каким правилам следовать, чтобы привлечь удачу и уберечься от злых сил?

    Для людей, изучающих английский язык эта тема представляет особый интерес. Знакомство с приметами и суевериями помогает нам лучше понять культурные и исторические особенности этой страны.

    Не стоит забывать и о своих этнических корнях. Знание фольклора, народных сказаний, примет, расширяет наше представление об истории своего народа.

    1. Целью данной работы является определить сходства и различия между приметами и суевериями трех разных культур: русской, британской и осетинской.
    2. Объектом данного исследования являются приметы и суеверия в русской, осетинской и английской культуре.
    3. Предметом сследования – сходства и различия примет и суеверий в русской, осетинской и английской культуре.
    4. Гипотеза исследования: если сравнить русские, осетинские и английские суеверия, то можно доказать, что между ними существуют как сходства так и различия.
    5. Исходя из цели и гипотезы исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
    6. Наши задачи:

    7. Изучить и проанализировать различную литературу, посвященную приметам и суевериям в России, Осетии и Великобритании;
    8. Выяснить истоки суеверий и причины их появления;
    9. Выделить наиболее распространенные приметы и суеверия Осетии, России и Великобритании;
    10. Определить сходства и различия между приметами и суевериями в Великобритании, России и Осетии;
    11. Составить перечень общеупотребительных примет и суеверий;
    12. Проверить: знают ли люди что такое суеверия, принимают ли их;
    13. Подвести итог о роли примет и суеверий в жизни людей и в культуре данных стран.
    14. Практическая значимость работы состоит в том, что изучение и сравнение примет, суеверий и традиций разных народов, как части культуры, могут быть использованы учителями на уроках осетинского, русского и английского языков.

      §1 Понятие примет и суеверий

      Народные приметы и суеверия тесно связанны друг с другом и очень различны по своей сути.

      Приметы – это народные поверья и знания об окружающем мире и природных явлениях, изложенные в кратком виде.

      Суеверие – это предрассудок, ложная вера во что-либо. Суеверие –это, как правило, порожденное страхом убеждение, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом. В словаре Даля суть «суеверия» поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». Оксфордский толковый словарь говорит о суеверии, как о «чрезвычайно доверчивом веровании или почитании.

      Раньше суеверий было очень много, и все они были разными. В настоящее время суеверий не стало меньше. За тысячелетия истории человечество накопило не только массу научных знаний, необходимых для прогресса общества, но и множество ложных представлений об окружающем мире.

      К числу таких представлений относятся необоснованные приметы, различные гадания, цифровая мистика, вера в талисманы, гороскопы и так далее. Давно забыты причины, вызвавшие их к жизни, а суеверие все живо. Оно таится где-то в нашей памяти, рядом с огромным запасом полезных, нужных для жизни знаний, и выходят наружу помимо нашей воли .Причиной появления суеверий являются явления природы, пугающие людей своей таинственностью, или события, наступление которых они хотели бы предотвратить.

      Например, предметом мистификаций и страхов людей в течение веков были небесные тела, в связи с которыми возникали суеверия. Особенный страх вызывали таинственные пришельцы – кометы. По убеждению суеверных людей, комета является знаком надвигающейся войны или другого бедствия.

      Луна тоже окружена ореолом загадочности. Многие верят, что если долгое время неотрывно смотреть на нее, то станешь помешанным. Слово «лунатик», кстати, происходит от латинского «luna» (луна).

      Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу, – знак неудачи, крик совы – признак приближающейся смерти и так далее.

      Некоторые приметы вообще возникают спонтанно в качестве шутки, которая распространяется среди людей более суеверных вроде японского суеверия: если фотографируются трое, то тот, кто находится посередине фотографии, первым умрет.

      Приметы возникли еще в глубокой древности, когда люди с затаенным вниманием присматривались к окружающей их природе, и улавливали связь между поведением животных и погодными изменениями. Создавались приметы, связанные с положением, формой и цветом облаков, указывающие на повышение или понижение температуры, ветер, дождь или бурю.

      Так, например, приметы о погоде появились тогда, когда люди в течение нескольких поколений, живя с природой близко и тесно с ней взаимодействуя, обнаружили, что многим природным событиям предшествуют некие знаки, приметы. Красный закат в теплое время года практически всегда говорит о том, что на следующий день будет сильная жара. В то же время, красный закат зимой — примета наступления холодов. Многие природные приметы связаны и с поведением животных, птиц, насекомых, и даже растений. Например, если кошка начинает прятать нос, когда спит — это к холодам. Если ласточки или стрижи начинают низко и беспокойно летать — к дождю или буре.

      Бытовые приметы могут быть связаны также с поверьем о домовых, и нечистой силе в целом. Например, свистеть в доме — высвистеть домового. Домовой обидится, уйдет и богатства в доме не будет. Подобные этим приметы появились в те времена, когда люди еще чутко ощущали присутствие в доме потусторонних сил, и старались с ними ладить. К этим приметам относится оставление на столах небольшого количества еды для задабривания домового. Например, у осетин есть день в январе, когда они отдают дань почтения домовому, как истинному хозяину дома (Бынаты ?хс?в)

      Итак, источниками сегодняшних суеверий служат:

    15. Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);
    16. Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам);
    17. Страх перед непознанным;
    18. Страх смерти;
    19. Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д.
    Читайте так же:  Примета полоска на животе

    Как мы видим, все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Во всем мире люди следуют приметам, однако к различным обстоятельствам в разных странах относятся по-разному.

    §2 Приметы и суеверия России

    В глубине души русские – это мистический и суеверный народ. В русской культуре принято давать советы, подкрепляя их народной мудростью: пословицами, поговорками, приметами. Мы верим в то, что возвращаться домой второй раз – это дурной знак, а если кто-нибудь уезжает, то нужно обязательно собраться вместе, посидеть молча. Чтобы избежать дурного глаза, иногда стараются не упоминать точного места поездки.

    Если приближается рождение ребенка, то принимаются все меры предосторожности. Дурной знак – заранее выбирать имя ребенку, считается нехорошо покупать заранее подарки, а еще хуже – обсуждать предполагаемую дату.

    В сравнении с Англией мы не стучим по дереву так часто, как это делают они, но с этой же целью плюем через плечо. Тринадцать человек за столом не к добру, однако русские инженеры никогда не боятся строить тринадцатый этаж.

    Дурным знаком у нас считается, если черный кот перебежит дорогу. Черная кошка – один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, ею оборачиваются колдуньи. Однако, при всех суевериях мы обожаем домашних животных, и убеждены, что во время новоселья первой порог дома должна пересечь кошка.

    Считается не принятым пожимать руку через порог. И свистеть в квартирах тоже нельзя, это приведет к банкротству.
    Нельзя выносить мусор после заката солнца – денег не будет. Рассыпал соль – быть беде или ссоре. Но эта примета имеет вполне рациональное объяснение: раньше на Руси этот продукт стоил баснословных денег, его частичная утрата грозила рукоприкладством. Теперь эта «роскошь» доступна всем и каждому, и поводов переживать нет.

    Закрывать рот при зевании это не только хорошая манера, но ещё и давнее суеверие. Считалось, что душа человека постоянно подвергается опасности от нечистой силы. Именно поэтому широко распахнутый рот является окном для демонов и нечистой силы, через которое они легко смогут попасть внутрь.

    Одна из самых старых народных примет гласит о том, что встретившаяся женщина с пустыми ведрами – плохая примета. Быть беде. Во всяком случае, неприятностей не избежать, если только не обойти женщину по дуге, не перекреститься и не сплюнуть трижды через левое плечо или не скрестить два пальца в кармане.

    Всем известны такие приметы как:

  • Упал нож – к визиту мужчины.
  • Упала вилка или ложка – к визиту женщины.
  • Вещь одетая наизнанку – быть битым.
  • Долго смеяться – к слезам.
  • На себе зашивать – памяти не будет, и т.д.
  • §3 Приметы и суеверия Великобритании

    Среди британцев много суеверных людей, которые исправно верят в приметы, и стараются подстраивать свою жизнь под них.

    Одно из самых распространенных суеверий – проход под лестницей. «Walk under the ladder is bad luck». Это приносит неудачу. Если тебе все-таки пришлось пройти под лестницей, можно избежать неудачи, для этого нужно идти вперед по улице, пока не увидишь собаку. Есть и альтернатива – лизнуть палец и нарисовать им на кончике ботинка крестик. После этого нужно идти по улице, не смотря на ботинок, пока не высохнет.

    Чтобы поймать удачу на целый месяц, нужно первый его день начать со слов «rabbit, rabbit, rabbit».

    Символом удачи в Соединенном Королевстве является четырехлистный клевер. Люди верят, что клевер — четырехлистник является знаком, сулящим благосостояние и счастье. Старая легенда гласит, что это растение из райского сада, поэтому оно приносит удачу. Эту примету можно сравнить с приметой о веточке сирени, которая гласит, что заветное желание исполнится, если вы найдете цветок с пятью лепестками.

    Также известное суеверие – открывание зонтика в помещении принесет неудачу человеку или месту, где это было сделано. В любой ситуации, открытие зонтика в ясную погоду привлекает дождь.

    Если 13 число месяца выпадает на пятницу, все стараются избежать неудачи, по возможности оставаясь дома.

    Самую большую неудачу принесет разбитое зеркало. Оно послужит семи годам неудачи:

    If you break a mirror, you will have seven years bad luck.

    Считается, что если разбить зеркало, то злые духи, обитающие в Зазеркалье, будут преследовать человека, сделавшего это и мстить за то, что он «выселил их из дома».

    §4 Приметы и суеверия осетин

    У осетин многие приметы и суеверия, возникшие в давние времена, сохраняются и по сей день. Религиозное мировоззрение складывалось в течение многих веков. Многобожие, огромное количество духов и разного рода святые и отношение к ним укоренились в сознании каждого осетина с детства, и передаются из поколения в поколение.

    Родители всегда старались оберегать своих детей. С момента рождения ребенка сопровождают разного рода табу. Одним из таких табу было наречение именем. По мнению осетин, имя оказывает магическое воздействие и с этим связаны особые приметы. Если ребенка назвать Ц?ра, то он будет долго жить, если назвать Фидар, то он будет крепким.

    Если неудачно подобранное имя наносит вред, его старались изменить или взять второе, скрыв при этом настоящее имя.

    Многие давали своим детям невзрачные имена с тем, чтобы не привлекать внимание, а наоборот обмануть злые силы, которые охотятся за душой новорожденного. Некоторым давались имена животных (Хъ?вдын, Саукуыдз), птиц (Уари, Дзиба), предметов (Ц?нг?т, Къуындзих) и т.д.

    Если в семье ожидали рождения ребенка, верили, что увидеть во сне черкеску, змею, белого голубя – это к рождению сына, увидеть иглу, наперсток, сизого голубя – к рождению дочери.

    Дурной приметой считалось выбросить первые состриженные волосы. Волосы мальчиков заворачивали и хранили в колыбели, волосы девочек бросали в быструю реку, чтобы они росли быстрее.

    Когда ребенку исполнялся год, его сажали на пол, а вокруг раскладывали для мальчиков – оружие, различные инструменты, иногда книгу, для девочки – кухонную утварь, предметы рукоделия. По тому, к чему ребенок тянулся, судили о его будущих склонностях и молились, чтобы его выбор оказался удачным.

    Множество суеверий связаны с так называемой Ночью чертей «Х?йр?джыты ?хс?в». Даже на само название наложено табу и говорят «Дыуу?йы аст?у», т.е. Ночь между двумя светлыми праздниками Цыппурс (Роджество) и Ногбон (Новый день).

    В эту ночь режется черная курица, делаются два пирога и сверху гуыл (пирожок). Все съедается только членами семьи, нельзя угощать посторонних.

    Табу у осетин есть на все случаи жизни. От соблюдения этих табу зависела жизнь семьи в течение всего года.

    §5 Сходства английских, русских и осетинских примет и суеверий

    В разных культурах соли отводилась магическая роль. Она служила оберегом от злых сил.

    У осетин при первом купании ребенка в воду бросали щепотку соли, по поверьям, это предохраняло новорожденного от возможного вреда.

    В Шотландии первые восемь дней после рождения ребенка считались самыми опасными. Ведь ребенок еще не был крещен и подвергался опасности от фей. Его могли похитить или подменить. Чтобы избежать этого в колыбель насыпали немного соли.

    Во всех странах есть приметы и суеверия, связанные с животными. Самое известное о том, что божья коровка приносит удачу. Английские дети говорят:

    Ladybird, fly to the sky, give me happy time.

    Русские же дети говорят:

    Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого.

    Существует версия, что божья коровка является посредником между Богом и человеком, поэтому, когда мы говорим эту присказку, мы через божью коровку пытаемся попросить счастья.

    Распространенными приметами являются приметы, связанные с деревом. Англичане говорят:

    If you touch wood, your good luck will continue.

    В России также существует поверье, что если ты коснешься дерева, то станешь удачливым и не будешь болеть в этом году.

    Существует суеверие, связанное со временем проведения свадьбы. Англичане говорят:

    If you merry in Lent, you will live to repent.

    Это соответствует русской примете о том, что жениться во время поста – не к добру, что молодожены будут постоянно ссориться, жалеть о браке, и не будет счастья для их семьи.

    Настолько же широко распространенным и настолько же трудно объяснимым является общее верование в то, что подкова приносит удачу. Почти каждая страна имеет свою легенду или традицию, связанную с подковой. Ирландцы говорят, что лошадь находилась в хлеву, где родился Христос, поэтому подкова имеет магическую силу. В России кузнецы раньше часто считались кудесниками, и говорят, что использовали подкову для показа своей магии. Даже древние римляне верили, что находка потерянной подковы на дороге защитит от болезни. Это, вероятно, объяснялось тем, что железо в то время считалось приносящим счастье.

    §6 Различия между английскими, русскими и осетинскими приметами и суевериями

    Между приметами и суевериями этих трех культур существуют и различия.

    Отношение к ворону в русском фольклоре неоднозначно. Ее изображают, как мудрую птицу способную исцелять. В то же время в русских поверьях не только крик этой птицы, но и ее появление предвещает смерть и несчастье:

    Если ворон сядет на купол или колокольню храма, в той церкви будет отпеваться покойник.

    Через который двор ворон перелетел, каркая, там будет покойник.

    В английском фольклоре вороны традиционно считаются важными персонажами, способными иметь и дурной характер, и положительный. Так, вороны воспринимаются как магический талисман: есть поверье, что в тот день, когда в лондонском Тауэре не найдется ни одной вороны, страна погибнет. Но встретить на своем пути две или три вороны это довольно недобрый знак.

    В осетинском фольклоре ворон наделен противоречивыми характеристиками. С одной стороны он выступает как птица – спаситель. Известно предание о том, как благодаря вороне спаслась целая фамилия. Он предупредил людей о том, что в котле, где варилось мясо, была змея. Существует поговорка, характеризующая ворона как сильную, стойкую птицу:

    Ворон солоду наелся, а ёж опьянел.

    А с другой стороны, крик ворона предвещает неудачную дорогу:

    Есть у русских примета – нельзя дарить ножи, иглы. Такой подарок принесет несчастье в дом. Эта примета существует и в ряде европейских стран.

    Что касается Кавказа, то в обмен на монетку, такой подарок несет в дом удачу и богатство.

    Считается плохой приметой и есть с ножа:

    Если есть с ножа, то станешь злым.

    На Кавказе же это считается показателем храбрости и мужества.

    Пауки в России ассоциировались ни с чем иным, как с нечистой силой и болезнями. В Англии же есть такое суеверие:

    If you see a small spider, you will get a lot of money. (Если ты увидишь маленького паука, то ты разбогатеешь).

    Все в России знают, Если черная кошка перебежит дорогу, это к несчастью. В Англии же совсем наоборот: If a black cat crosses your path, you will havegood luck (Если черная кошка перебежит дорогу, это к удаче). Поэтому многие британцы выбирают себе черных кошек в качестве домашних любимцев.

    Также в Великобритании существует примета о том, что если у вас чешется левая рука – то это к потере денег:

    If you scratch your left hand, you will give money away.

    В России же считается, что когда чешется левая рука, то это, наоборот, сулит большое богатство. У осетин есть поверье, что левая рука чешется к прибыли.

    Исследование

    Мною было проведено анкетирование для того, чтобы выяснить, верят ли люди в приметы. В эксперименте приняли участие мои одноклассники- 40 человек. В анкете было несколько вопросов, вот некоторые из них:

    1) Верите ли вы в приметы?

    2) Суеверны ли вы?

    3) Следуете ли вы традициям и обычаям, связанными с праздниками?

    4) Верите ли вы, что разбитое зеркало приносит несчастье?

    5) Считаете ли вы число 13 несчастливым?

    6) Какой самый удачливый день недели?

    7) Какой самый несчастливый день недели?

    8) Верите ли вы в примету про свадебный букет?

    9) Опасаетесь ли вы черных кошек?

    10) Какие приметы связаны с Новым Годом в России?

    Результаты анкетирования

    • 90 % учащихся верят в приметы
    • 80% ребят следуют правилам, связанным с суевериями
    • Верят в то, что разбитое зеркало принесет несчастье 56 % учащихся, а не верят в эту примету только 44 %.
    • Число 13 – несчастливым считают всего 20 % ребят.
    • 57,5% учеников опасается, когда кошка перебежит дорогу, а 42,5% нет.
    • Не верят в примету, что девушка, поймавшая букет невесты, обязательно следующая выйдет замуж, большинство опрошенных: 50% учеников.
    • Необычные суеверия народов мира

      У каждого народа есть необычные суеверия, в которые верит значительная часть населения этой страны. Приведем примеры самых необычных примет и суеверий.

      Свадебные суеверия в Великобритании отличаются определённой оригинальностью. Так, увидеть невесте барана в день бракосочетания сулит большое счастье, а для жениха крайне удачной считается встреча с полицейским или священником. А вот увидеть свинью в день свадьбы – это к печали.

      Как ни странно, но цифра 13 в Италии считается счастливой, а вот цифра 17 приносит несчастья. Это суеверие появилось в связи с тем, что в Древнем Риме на могилах писали VIXI (жил) и из этих букв можно было составить цифру XVII.

      Сицилийцы верят в то, что родившийся в пятницу будет счастливым, сильным и смелым.

      В Китае счастливая цифра – 8, потому что звучит она также как слово «удача». Несчастливая цифра – 4, потому что звучит она как слово «смерть», поэтому её практически не используют.

      В связи с верой многих американцев в то, что подаренный пустой кошелёк приведёт к ссоре между друзьями, многие производители решили вкладывать в производимые портмоне и кошельки сувенирные монетки или бумажные купюры.

      Французы тоже не прочь погрузиться в мир суеверий. Так, они верят в то, что, если на вас села божья коровка, то это к счастью. А если сосчитать, сколько на ней пятнышек, то можно узнать количество месяцев, в течение которых вы будете счастливы.

      Заячья лапа – это талисман на удачу (но не для зайцев).

      Радуга, увиденная после полудня, говорит о надвигающейся радости. А вот если вам удастся незаметно дотронуться до красного помпона на берете французского моряка, то вы получите целые сутки везения.

      Французские суеверия, приносящие несчастья:

    • одеть новые вещи в пятницу
    • сушить мокрый раскрытый зонт в помещении
    • дарить хризантемы и гвоздики
    • Заключение

      По дороге на работу черная кошка перебежала дорогу, за обедом случайно просыпалась соль, а под вечер угораздило разбить зеркало — быть беде. Если же вместо черной кошки встретится свадебный кортеж и разобьется блюдце, а не зеркало, мы с легкой душой говорим «На счастье!» и ожидаем приятных сюрпризов. Когда-то вера в подобные суеверия и приметы помогала объяснять мир, полный тайн.

      Приметы и суеверия появились много веков, и даже тысячелетий назад. Древние люди пытались объяснить мир так, каким они его себе представляли. Это послужило причиной появления многочисленных суеверий и верований. И, несмотря на то, что большинство из них практически не содержат истины, люди продолжают верить в них, и так оно и должно быть. Человек не может знать всего, а значит, он будет продолжать строить догадки и выдвигать гипотезы о том, как устроен мир. Все мы немного суеверны. Это заложено в нас природой.

      Несмотря на то, что люди разных национальностей, разных вероисповеданий разговаривают на разных языках и живут по разным традициям, между нами всеми есть много общего. Даже одинаковые приметы и суеверия.

      Изучив некоторые из суеверий Великобритании, России и Северной Осетии, мы открыли для себя что-то новое. Знание культуры, фольклора, традиций и верований помогает нам ближе познакомиться с нравами другой страны, с ее историей и духовной жизнью, обогатить собственное мировоззрение. Чем больше мы знаем о другой стране, тем меньше становится пропасть между нашим взаимопониманием и дружескими отношениями.

      Приметы, как старые, так и новые, делают нашу жизнь с одной стороны разнообразнее, а с другой – могут усложнить быт, если очень сильно следовать им. Поэтому, ко всему, в том числе и к приметам, нужно подходить с умом. Властвуйте над ними, не давая им властвовать над вами.