Баньян где растет

Где растет»дерево-баньян»?

Название «баньян» (banyan) ввели европейцы. Путешественники из Португалии и Англии заметили, что индусские торговцы (banias) часто собирались для торговли, общения и отдыха под огромными деревьями. Появилось название «banias tree», а позже слово «баньян» стало обозначать дерево непосредственно.
«Ньягродха» (санскритское nyagrodha) означает «вниз растущее» .
«Вата» (санскритское vata) в переводе – «ветер, двигаться, окружать» , от способности дерева разрастаться в стороны на приличное расстояние.
«Бахупада» (санскритское bahupada) означает «одно со многими ногами, многоногое» , от особенности формировать дополнительные стволы.
Индусы также называют баньян калпаврикша (kalpavriksha), что значит «дерево, исполняющее желания» .

Жизненная форма «баньян» удивительна. У взрослых растений из ствола и ветвей образуются длинные воздушные корни, которые достигают земли и укореняются, обеспечивая фикус водой и питательными веществами. Со временем корни утолщаются и превращаются в дополнительные стволы, опоры для единой густой кроны. Таким образом, баньян растет вширь, «шагает» новыми стволами во все стороны от центрального ствола, и из одного дерева со временем образуется роща или лес. Баньян может занимать территорию до нескольких гектаров.
Имеются данные, что некоторые старые баньяны, которым сотни (и даже тысячи) лет, достигали высоты более 30 метров и более 400 метров в окружности, формировали до 1300 побочных стволов и до 3000 воздушных корней. По оценкам, под кроной одного такого дерева могло бы поместиться около 10000 человек.
Для развития баньянов благоприятен влажный тропический климат. Наиболее известные баньяны Фикусы бенгальские находятся в Индии (Калькутта, Бангалор, Адьяр, Ауровиль) и США (Гавайи, Флорида) .

В Ботаническом саду Калькутты (Индия) растет Великий Баньян – Great Banyan Tree. Дереву более 250 лет. Площадь, занятая деревом, – 14428,44 кв. м. По последним замерам максимальная высота баньяна 24,5 м, окружность кроны 420 м, дерево имеет до 3000 воздушных корней-стволов. Баньян занесен в Книгу рекордов Гинесса.
Первенство калькуттского баньяна по размерам оспаривает еще один индийский фикус-великан – Big Banyan Tree, растущий в 28 км от Бангалора. Возраст баньяна около 400 лет, занятая им площадь – 3 акра.

Баньян — Ficus religiosa
Баньян считается сакральным деревом сразу в двух религиях – в буддизме и индуизме. Как известно, Будда достиг высшей мудрости и обрел просветление, медитирую именно под этим деревом. В индуизме баньян символизирует Мировое дерево, также он связан с Брахманом (Атманом) . Многоногое дерево пользуется любовью не только индусских мудрецов, но и женщин. Поскольку он является символом плодородия и плодовитости.

Баньян — Ficus religiosa — также огромное дерево с развивающимися из ветвей воздушными корнями, которые служат подпорками для мощной кроны. Чаще это не эпифит. Оба вида баньяна растут в Индии, плоды их съедобны; на коре молодых побегов баньянов образуется при участии насекомых — червецов — ценная смола шеллак. В некоторых районах Индии это дерево считают священным. У баньяна крупные листья и мелкие цветы. . Плоды – мелкие красные ягоды, наполненные множеством мелких семян – излюбленное лакомство птиц и обезьян. Клейкий млечный сок охотники используют для ловли птиц.

Баньян, баниан, название 2 видов деревьев из рода фикус:
1) Ficus bengalensis — огромное дерево, начинающее своё развитие как эпифит, прикрепившись к ветвям какого-нибудь другого дерева, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол Баньян образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Впоследствии воздушные корни утолщаются, превращаясь в толстые столбы (до 10 м в окружности) . Сильно разрастается и крона дерева. Т. о. , из одного семени образуется как бы целая роща.
2) F. religiosa — также огромное дерево с развивающимися из ветвей воздушными корнями, которые служат подпорками для мощной кроны. Чаще это не эпифит. Оба вида Баньян растут в Индии, плоды их съедобны; на коре молодых побегов Баньян образуется при участии насекомых — червецов — ценная смола шеллак.

Баньян / Banyan и Фикус бенгальский / Ficus benghalensis

Баньян – это:
1. Жизненная форма ряда видов фикуса.
2. Общее наименование Фикуса бенгальского / Ficus benghalensis.
Названия на санскрите: nyagrodha, vat, vata, bahupada.

Название «баньян» (banyan) ввели европейцы. Путешественники из Португалии и Англии заметили, что индусские торговцы (banias) часто собирались для торговли, общения и отдыха под огромными деревьями. Появилось название «banias tree», а позже слово «баньян» стало обозначать само дерево.
«Ньягродха» (санскритское nyagrodha) означает «вниз растущее».
«Вата» (санскритское vata) в переводе – «ветер, двигаться, окружать», от способности дерева разрастаться в стороны на приличное расстояние.
«Бахупада» (санскритское bahupada) означает «одно со многими ногами, многоногое», от особенности формировать дополнительные стволы.
Индусы также называют баньян калпаврикша (kalpavriksha), что значит «дерево, исполняющее желания».

Увеличенные картинки и фотографии кликом мыши открываются в отдельном окне.

Жизненная форма «баньян» удивительна. У взрослых растений из ствола и ветвей образуются длинные воздушные корни, которые достигают земли и укореняются, обеспечивая фикус водой и питательными веществами. Со временем корни утолщаются и превращаются в дополнительные стволы, опоры для единой густой кроны. Таким образом, баньян растет вширь, «шагает» новыми стволами во все стороны от центрального ствола, и из одного дерева со временем образуется роща или лес. Баньян может занимать территорию до нескольких гектаров.
Имеются данные, что некоторые старые баньяны, которым сотни (и даже тысячи) лет, достигали высоты более 30 метров и более 400 метров в окружности, формировали до 1300 побочных стволов и до 3000 воздушных корней. По оценкам, под кроной одного такого дерева могло бы поместиться около 10000 человек.
Для развития баньянов благоприятен влажный тропический климат. Наиболее известные баньяны Фикусы бенгальские находятся в Индии (Калькутта, Бангалор, Адьяр, Ауровиль) и США (Гавайи, Флорида).

В Ботаническом саду Калькутты (Индия) растет Великий Баньян – Great Banyan Tree. Дереву более 250 лет, упоминания о нем содержатся в некоторых книгах путешественников 19 века. За свою историю дерево несколько раз повреждалось, наиболее серьезно – двумя большими циклонами в 1864 и 1867 годах, в результате чего несколько основных стволов были сломаны, а часть дерева поразил грибок. В 1925 году по причине разрушения был удален главный ствол Великого Баньяна, окружность которого составляла тогда (на высоте 1,7 м от земли) 15,7 м (4 с лишним метра в диаметре). Площадь, занятая деревом, – 14428,44 кв.м. По последним замерам максимальная высота баньяна 24,5 м, окружность кроны 420 м, дерево имеет до 3000 воздушных корней-стволов. Баньян занесен в Книгу рекордов Гинесса.
Первенство калькуттского баньяна по размерам оспаривает еще один индийский фикус-великан – Big Banyan Tree, растущий в 28 км от Бангалора. Возраст баньяна около 400 лет, занятая им площадь – 3 акра.
Крупнейший баньян в США – Florida Champion Tree – выходец из Индии. Посажен в 1927 году во Флориде, в поместье Томаса Эдиссона. Окружность центрального ствола составляет 1,5 м, высота дерева – до 19 м, размах кроны – 58 м.
В город Лахайна (Lahaina) (Гавайи, США) Фикус бенгальский также привезен из Индии. 2,4-метровое деревце было торжественно посажено 24 апреля 1873 года шерифом города Уильямом Оуэном Смитом (William Owen Smith) в ознаменование 50-й годовщины Христианской миссии. Сейчас это Banyan Tree Park в центре города – парк из одного дерева, под кроной которого устраиваются всевозможные мероприятия: от политических акций до развлекательных. Баньян разросся до 60 м в ширину и 16 м в высоту, имеет 12 главных стволов в дополнение к огромному ядру.

Обратная сторона популярности баньянов – шрамы, раны (вырезанные надписи), повреждения, оставленные посетителями садов и парков. Для защиты вводятся всевозможные запреты.
Кроме Фикуса бенгальского баньянами могут быть и другие виды фикуса: Фикус религиозный / Ficus religiosa, Фикус каучуконосный / Ficus elastica, Фикус крупноплодный / Ficus macrophylla, Фикус микрокарпа мелкоплодный / Ficus microcarpa, Фикус лимонолистный / Ficus citrifolia, Фикус ржаво-красный / Ficus rubiginosa, Фикус золотистый / Ficus aurea и другие. Известные баньяны-долгожители разных видов фикуса растут в Китае, Камбодже (храмовый комплекс Ангкор).

Огромный баньян сам по себе является экосистемой: «дерево-лес» дает приют и безопасность многим мелким животным, обезьянам, птицам, ящерицам, змеям, насекомым. Особое священное отношение к баньяну все еще продолжает охранять его. Но, к сожалению, традиции ослабляются. Нанесение вреда дереву не только калечит уникальное явление природы, но и уничтожает существ, зависящих от него.

Страны Юго-Восточной Азии, особенно Индия и Китай, имеют долгую историю почитания объектов природы, в том числе священных рощ и деревьев. Баньян Фикус бенгальский находится в ряду таких сакральных деревьев.
Прежде всего, из-за способности выживать и расти в течение многих столетий, – это символ вечной жизни, бессмертия, устойчивости и несгибаемости. Баньян нисходит на землю (пускает воздушные корни) и устремляется к небу (из надземной части укоренившихся воздушных корней отрастают ветви), воспроизводя себя вновь и вновь (ветви из корней-стволов вновь выпускают воздушные корни и так далее). Отсюда – бережное отношение к баньянам. Считается, что если дереву будет нанесен вред (рубка, обрезка), это вызовет гнев богов и в искупление потребуется жертва.
Под баньяном индусские мудрецы медитировали, ища просветления, проводили беседы и ритуалы. Индусы верят, что вековые деревья в своих предшествующих жизнях сами были великими мудрецами.

Читайте так же:  Часть леса где растут березы

Баньян также символизирует плодородие, плодовитость и приносит детей поклоняющимся ему женщинам.
На полнолуние месяца Джьештха (май, июнь) в Индии приходится особый день – Ват Савитри Врата – день почитания баньяна и легендарной индийской женщины Савитри, любовь, преданность и мудрость которой позволили подняться над смертью и роком и вернуть жизнь мужу.

В древних текстах баньян символизирует Мировое древо (arbor mundi, космическое древо).
Дерево является древнейшим (архетипическим, глубоко укорененным) символом и образом человеческого сознания и присутствует в культуре всех древних цивилизаций. Практически у каждого народа имеется изображение Мирового древа (древо жизни, древо познания, древо восхождения, шаманское древо, небесное древо) или его вариантов (ось мира, мировой столп, мировая вертикаль, крест, лестница, мировая гора).
Мировое древо – фундаментальный и универсальный символ упорядоченности мироздания и гармонии в противоположность состоянию Хаоса. Мировое древо организует пространственно-временную структуру мира и определяет место индивида в ней. Древо олицетворяет постоянно обновляющуюся и возрождающуюся Вселенную, неисчерпаемый источник космической жизни: дерево появляется из семени, растет, приобретает сложное строение, умирает, оставив после себя семена новой жизни. Это символ цикличности, раскрывающейся во всем многообразии, развитии и усложнении.
Мировое древо выступает связующим звеном между Вселенной и человеком, являясь местом их пересечения.
Баньян представляет собой вариант перевернутого Мирового древа (arbor inversa) с корнями наверху и кроной внизу. Корень – это первоначало и духовный мир, ветви – разворачивание проявленности.
Перевернутое дерево встречается и в других традициях, например, шаманское дерево у северных народов (эвенки, якуты).

В индуизме баньян – символ Брахмана – Атмана.
Брахман (brahman, в переводе – Прародитель всего существующего, Бог-творец мира) – категория древнеиндийской философии. «Не имея сам ни конца ни начала – всех и всего конец и начало». Высшее объективное начало Мироздания, высший принцип Бытия, Всеисток вне времени и пространства, Вечный дух, всегда действующий и всегда находящийся в покое.
Атман – высшее субъективное начало Мироздания, соотносится с Брахманом, как капля с океаном. Атман — индивидуальное бытие, Брахман — бытие универсальное.
Чхандогья-Упанишада, 6 часть, глава 11:
«1. – Если бы, дорогой, ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит, постоянно поглощая влагу и пребывая в радости.
2. И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает, если покидает вторую – та засыхает; если покидает третью – та засыхает; если покидает все [дерево] – то все оно засыхает. Знай же, дорогой, что это так, – сказал он.
3. – Поистине, покинутое жизнью, это [существо] умирает, но [сама] жизнь не умирает. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!».
Глава 12:
«– Принеси сюда плод ньягродхи. – Вот он, почтенный. – Разломи его. – Он разломан, почтенный. – Что ты видишь в нем? – Эти маленькие семена, почтенный. – Разломай же одно из них. – Оно разломлено, почтенный. – Что ты видишь в нем? – Ничего, почтенный.
И он сказал ему: Поистине, дорогой, вот – тонкая [сущность], которую ты не воспринимаешь; поистине, дорогой, благодаря этой тонкой [сущности] существует эта большая ньягродха. Верь этому, дорогой. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!».

Брахман проявляется в обликах Тримурти – триады богов, являющихся его первичными воплощениями: Брахма (творец), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Поэтому и баньян символизирует как Единое (Брахмана), так и Тримурти: Брахма – корни, Вишну – кора и ствол, Шива – ветви и крона. Иногда баньян представляет одного из богов.
Согласно Вишну-Пуране, в течение потопа в конце кальпы (очередного цикла эпох) Вишну спит на листе баньяна. Здесь также происходит сравнение Вишну с семенами баньяна: так же, как огромное дерево содержится и происходит из маленького семени, вся Вселенная после потопов уменьшается до микроскопической частицы. Этот зародыш содержится в Вишну, который создает Вселенную заново после пралаий (периода растворения и покоя, в противоположность манвантаре – периоду проявленности).
Вишну-Пурана, Глава 12:
«67. Как огромная ньягродха помещается в маленьком зерне, так и во время предбытия (мира) вся вселенная заключается в тебе, источник жизни!
68. Как из зерна выпускает первый побег, а затем разрастается ньягродха, так и от тебя во время творения разрастается мир!»

Дерево символизирует не только макрокосмос, но и микрокосмос, то есть человека.
В Брихадараньяка-Упанишаде первочеловек Пуруша сравнивается с Мировым деревом:
Б-У, Шуклаяджурведа:
«28. И он спросил их такими стихами:
[1.] Словно дерево, повелитель леса, таков, воистину, человек.
Его волосы – листья, кожа его – кора снаружи.
[2] Из кожи его течет кровь, [как] сок из кожи
[дерева], Поэтому она выходят из раненого, как сок из поврежденного дерева.
[3] Мясо его – древесина, лыко – сухожилия, они крепки,
Кости – внутренность дерева, мозг создан подобным сердцевине.
[4] Когда дерево срублено, оно поднимается от корня, снова обновленное.
Но [когда] смертный срублен смертью, от какого же корня он поднимается?
[5] Не говорите: «от семени», – ведь оно возникает [лишь] у живого.
[Между тем], поистине, дерево, поднявшееся от зерна, явственно возрождается после смерти.
[6] Когда дерево вырвут с корнем, оно не вырастет снова,
Но [когда] смертный срублен смертью, от какого же корня он поднимается?
[7] Рожденный [однажды] не рождается [вновь], ибо кто породил бы его снова?
Брахман, [который] – познание и блаженство – высшая опора охотно приносящего дары,
[А также] твердо стоящего [рядом с Брахманом] и знающего его.»
Сравнение человека с перевернутым деревом раскрывается следующим образом: бинду (точка, семя) в темени – это семя, нейроны головы – корень, позвоночник – ствол, нервы, отходящие от позвоночного столба ко всем органам чувств и действий – ветви с плодами. В индуизме позвоночник является каналом для пробужденной силы Кундалини, которая спит, свернувшись кольцами, подобно змее, у основания позвоночника.
Словно в подтверждение тесной связи человека и дерева, переплетенные корни-стволы баньяна порой имеют антропоморфные формы (Лахайна, Гавайи, США):

Баньян Фикус бенгальский тесно связан с Фикусом религиозным / Ficus religiosa: деревья символически рассматриваются на Востоке, как мужское и женское начала. Их сажают рядом, проводя ритуал, подобный церемонии бракосочетания у людей.
В некоторых источниках ньягродха (Фикус бенгальский) по своему символическому значению отождествляется с ашваттхой (ащваттхой) (Фикусом религиозным), что не верно. Ньягродха, как символ Единого, близок к адвайте, монотеистическому восприятию мира, а ашваттха – к двайте, двойственному восприятию.
В самых древних текстах значения, вероятно, совпадали. Однако, для более позднего индуистского периода, с возникновением буддистского учения, дерево ашваттха приобрело дополнительное значение: сансары (колеса рождений и смерти), от которой необходимо избавиться, оставив все привязанности (срубив дерево под самый корень). Дерево ашваттха – Фикус религиозный – Дерево Бодхи, под которым Будда достиг Нирваны.

Глубокий символизм деревьев отражает особое отношение восточного человека к Природе.
Все вокруг проникнуто тонким божественным присутствием, человек – не хозяин, а часть природы. Отношения между человеком и природой – это адаптация и сосуществование, внутреннее обязательство, а не доминирование и подчинение.

Какое растение называют БАНЬЯН?

Баньян- название двух видов деревьев из рода фикус:

1) Ficus bengalensis — огромное дерево, начинающее своё развитие как эпифит, прикрепившись к ветвям какого-нибудь другого дерева, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол Б. образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Впоследствии воздушные корни утолщаются, превращаясь в толстые столбы (до 10 м в окружности) . Сильно разрастается и крона дерева. Т. о. , из одного семени образуется как бы целая роща. В ботаническом саду в Калькутте Б. в возрасте 150 лет имел крону окружностью 300 м и более 300 столбообразных корней. Под кроной старого дерева порой может разместиться целая деревня. Дерево Баньян имеет крупные темно-зеленые листья и круглые красные плоды. . Самым большим считается баньян на о. Шри-Ланка: у него 350 основных стволов (каждый, как большое дерево дуба) и свыше 3000 более мелких.

Читайте так же:  Груши конференц где растут

Очутившись под одним из таких баньянов в Бенгалии, как рассказывает очевидец, он долго бродил в его зарослях в густом лесу и насчитал свыше 800 стволов этого удивительного и, конечно же, не единственного в Индии дерева. Оно давало тень, площадь которой превышала целый гектар. По свидетельству местных жителей, это дерево является довольно молодым: ему нет и трехсот лет. Многие баньяны достигают и большего возраста.

В тени одного такого «дерева-леса» могут свободно размещаться большие села. Самым крупным из известных баньянов является растущий в округе Анантапур штата Андпрадеш, возрастом свыше 500 лет. Издали крона этого исполина кажется огромным зеленым холмом. Анантапурский гигант занимает более 2 га. Это дерево включено в «Книгу рекордов Гиннесса».

Большие баньяны растут также и на соседнем с Индостаном острове Шри-Ланка. Баньян — священное дерево индуистов, поэтому он растет вблизи всех храмов страны.

Баньян – национальное дерево Индии

Чудны творения природы. Вот не было бы интернета и о большинстве всего необычного я бы за свою жизнь вообще бы не узнал. А тут вон какое бывает диво-дивное !

Великий баньян — дерево с самой большой в мире площадью кроны. Находится в Индийском ботаническом cаду в Хауре.
Баньян, или, как его еще называют, дерево-лес, имеет не один, а тысячи стволов.

Баньян — это особенная жизненная форма растения, при которой растение имеет воздушные корни, растущие из его горизонтальных ветвей. Они спускаются к земле и образуют дополнительные стволы, поддерживающие большую крону дерева. Баньяны редко рождаются в почве. Обычно баньян начинает жизнь как эпифит, растущий на другом дереве.

2. Великий баньян представляет собой Фикус бенгальский, плоды небольшие и несъедобные, при созревании красного цвета.

К баньяновым деревьям относят растения из рода фикус. Бенгальский фикус, индийский фикус – на родине, в Индии, это огромные деревья. Развитие баньяны начинают довольно своеобразно. Семена растений разносят птицы. Задержавшись в кроне какого-то дерева, баньян начинает развитие как растение – эпифит, используя другое растение только как опору, не причиняя ему вреда и не питаясь его соками. Питание баньян получает за счет фотосинтеза. Баньян образует многочисленные воздушные корни. Растут они медленно, многие засыхают, так и не добравшись до земли. Те корни, которые доросли до земли, укореняются, очень быстро разрастаются в ширину и становятся стволами. На стволах вырастают ветки, они тоже выбрасывают воздушные корни и так продолжается из года в год. Баньян больше растет в ширину, чем в высоту. Высота дерева редко бывает больше 25 метров.

3. В древности баньян называли Мировым деревом, оно является символом человеческого сознания. Вполне возможно, что именно такое дерево росло в райском саду. И это его называли деревом познания добра и зла.

Баньяны – деревья долгожители, срок жизни исчисляется сотнями лет. Самым известным считается Великий баньян, растущий в ботаническом саду Калькутты. В возрасте 150 лет у дерева было более 300 стволов, а окружность кроны превышала 300 метров. Самым большим признан баньян с острова Шри-Ланка. У этого гиганта 350 основных стволов, каждый ствол размером со взрослый дуб и более 3 000 мелких стволов.

4. Дерево олицетворяет постоянно обновляющийся и возрождающийся мир, неисчерпаемый источник жизни. Оно появлятся из семени, растет, создает свой мир, свою жизнь. Это символ порядка и гармонии в противовес Хаосу.

У баньянов крупные темно-зеленые листья. Цветет баньян мелкими цветками с апреля по июнь. Плоды растения для приготовления пищи не используют, но это излюбленное лакомство обезьян и птиц.

5. Баньян — национальное дерево Индии. Под таким деревом Будда достиг полного просветления. Есть в нем что-то от многоруких-многоногих танцующих индийских божеств, не правда ли?

Баньян имеет большие кожистые листья и плод красную фигу, по отзывам не очень вкусный (смотрите фото). Часто за это его называют фиговым деревом. Плоды фикуса бенгальского служат питанием для птиц, обезьян, летучих мышей. Слоны охотно поедают листья баньяна. Из него получают вещества, помогающие при лечении диабета, проказы.

6. Название «баньян» (banyan) ввели европейцы. Путешественники из Португалии и Англии заметили, что индусские торговцы (banias) часто собирались для торговли, общения и отдыха под огромными деревьями. Появилось название «banias tree», а позже слово «баньян» стало обозначать дерево непосредственно.

Баньяны имеет твердую древесину, но она не пользуется спросом при строительстве домов и в производстве мебели. Чаще используют более прочные воздушные корни баньяна. Из них делают хомуты для телег. Из коры баньяна производят бумагу и веревки. Свежие и высушенные плоды баньяна и его молодые листья утоляют голод. В тропических странах баньяны сажают в городских парках и ботанических садах. В буддизме и индуизме баньян является сакральным деревом.

7. Все происходит следующим образом: сначала вырастает одно единственное дерево, из ветвей которого вытягиваются отростки, тянущиеся обратно к земле.

Его специально высаживают возле храмов и бережно ухаживают за ним. Люди защищают его молодые воздушные корни от пересыхания и повреждений. Они надевают на них бамбук, рыхлят для них почву и удобряют ее. В комнатном цветоводстве есть свой баньян. Это Индийский фикус (F. elastica), который в домашних условиях ведет себя как обычное растение, но попадая в естественные условия произрастания, становится баньяном.

8. Конечно, большинство этих воздушных корней не достигают земли и засыхают, тем не менее, части из отростков улыбается удача, и им удается укорениться. Сразу после этого висящий корень начинает утолщаться, постепенно превращаясь в самый настоящий новый ствол. И вот уже у дерева 2 ствола, а потом и 3 и 4 и…. на сколько хватит площади.

Их высота в домашних условиях – 1-2 метра, очень привлекательны как бонсай. Очень требователен к свету и хорошему поливу. Чувствителен к обрезке. Дерево не требовательно к грунту, но будет слабо развиваться на пустых и каменистых почвах. Смесь жирной глинистой земли с песком и своевременный полив – залог хорошего роста. Не морозоустойчив (t не ниже +4?С). Семена не требуют предпосевной обработки. Высевать с мая по июнь в емкости, заполненные смесью песка и компоста, предварительно смешав с древесной золой для обеспечения равномерности посева. Семена прорастают через неделю. Крошечные побеги рассаживают в отдельные горшочки. При пересадке нужно следить, чтобы корни не повредились и не спутались. После пересадки рассаду обязательно полить. Также размножается зелёными черенками.

Имеются данные, что некоторые старые баньяны, которым сотни (и даже тысячи) лет, достигали высоты более 30 метров и более 400 метров в окружности, формировали до 1300 побочных стволов и до 3000 воздушных корней. По оценкам, под кроной одного такого дерева могло бы поместиться около 10000 человек. Для развития баньянов благоприятен влажный тропический климат. Наиболее известные баньяны – Фикусы бенгальские – находятся в Индии (Калькутта, Бангалор, Адьяр, Ауровиль) и США (Гавайи, Флорида).

Баньян — дерево-лес

«Баньян» произрастает в Восточной Индии. Это необыкновенное дерево удивительной жизнестойкости и красоты. Ствол его образуется из большого количества побегов, от которых тянуться вниз «воздушные корни», которые имеют толщину с палец. Когда они достигают почвы, то укореняются и образуют новые стволы, которые сразу же начинают толстеть, и могут достигать десяти метров в обхвате. От таких свежеобразованных столбов позже отходят побеги, которые являются стволами для начала жизни других. Это происходит без конца, вот так и формируется настоящий лес.

Очевидец рассказывает, что когда он очутился под одним из баньянов в Бенгалии, то он очень долго бродил среди зарослей в густом лесу и смог насчитать более 800 стволов этого необычного и, естественно, не единственного дерева в Индии. Оно давало тень, которая имела площадь более гектара. По рассказам местных жителей, это дерево считается молодым, так как ему нет даже трехсот лет. Есть баньяны, которые достигают намного большего возраста.

Читайте так же:  Где растут ранетки

В тени такого огромного дерева могут формироваться крупные села. Самый крупный баньян расположен в округе Анантапур штата Андрадеш. Его возраст составляет более 500 лет. Если посмотреть на крону этого исполина издали, то она кажется гигантским холмом. Анантапурское дерево-лес занимает более двух гектаров и включено в «Книгу рекордов Гиннеса».

На соседнем с Индостаном островке Шри-Ланка также растут большие баньяны. Это дерево является священным для индусов, поэтому и произрастает около всех храмов в стране.

БАНЬЯНЫ

Баньян — это фикус

Перейти в оглавление раздела : Все о корнях

Баньян — это фикус, который образовал вспомогательные стволы, чтобы поддерживать крону. Слово «баньян» обозначает не вид дерева, а только эту особенность роста. Дополнительных стволов может быть мало, но иногда их число достигает нескольких сотен. В Калькуттском ботаническом саду есть баньян с таким количеством стволов, что обойти его весь можно только за десять минут. Многие виды фикусов со временем становятся баньянами, но у индийского вида Ficus benghalensis эта особенность проявляется чаще всего, и он наиболее знаменит.

Дополнительные стволы поднимаются не из земли, как большинство стволов, а возникают на ветках в виде воздушных корней. Обычно эти воздушные корни растут вниз, иногда образуя под большим деревом гигантские гирлянды. Они остаются тонкими и гибкими, пока не достигнут земли, а тогда один из них превращается в подобие ствола, поддерживающего ветку. Такой корень называется «корнем-столбом». Все деревья с этой особенностью называются баньянами по имени индийского дерева. Развивая все новые и новые корни-столбы, они растут больше вширь, чем вверх, и в результате кроны баньянов простираются гораздо дальше, чем кроны обычных деревьев, и у старых баньянов занимают обширную площадь. В Индии баньян считается священным деревом, на болтающиеся молодые корни надевают бамбуковые рукава, чтобы защитить их от повреждений, а почву под ними рыхлят и удобряют, готовя ее к приему молодых корней.

Индийский фикус (F. elastica), который во многих странах умеренной зоны культивируется как комнатное растение, на воле выбрасывает корни-столбы и превращается в гигантский баньян. Многие баньяны начинают жизнь обычным образом, но некоторые из них рождаются эпифитами, о чем будет рассказано в следующем разделе.

Баньян дерево-роща.

1) Ficus bengalensis — огромное дерево, начинающее своё развитие как эпифит, прикрепившись к ветвям какого-нибудь другого дерева, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол Б. образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Впоследствии воздушные корни утолщаются, превращаясь в толстые столбы (до 10 м в окружности). Сильно разрастается и крона дерева. Т. о., из одного семени образуется как бы целая роща. В ботаническом саду в Калькутте Б. в возрасте 150 лет имел крону окружностью 300 м и более 300 столбообразных корней. Под кроной старого дерева порой может разместиться целая деревня. Дерево Баньян имеет крупные темно-зеленые листья и круглые красные плоды. . Самым большим считается баньян на о. Шри-Ланка: у него 350 основных стволов (каждый, как большое дерево дуба) и свыше 3000 более мелких.

2) Ficus religiosa — также огромное дерево с развивающимися из ветвей воздушными корнями, которые служат подпорками для мощной кроны. Чаще это не эпифит. Оба вида баньяна растут в Индии, плоды их съедобны; на коре молодых побегов баньянов образуется при участии насекомых — червецов — ценная смола шеллак. В некоторых районах Индии это дерево считают священным. У баньяна крупные листья и мелкие цветы. Цветёт с апреля по июнь. Плоды – мелкие красные ягоды, наполненные множеством мелких семян – излюбленное лакомство птиц и обезьян. По виду напоминают инжир, но в пищу не пригодны. Древесина баньяна мягкая и пористая. Клейкий млечный сок охотники используют для ловли птиц.

Ficus religiosa выращивают как комнатное растение. Известно, что эти деревья значительно улучшают микроклимат помещения.

Их высота в домашних условиях – 1-2 метра, очень привлекательны как бонсай. . Очень требователен к свету и хорошему поливу. Чувствителен к обрезке. Дерево не требовательно к грунту, но будет слабо развиваться на пустых и каменистых почвах. Смесь жирной глинистой земли с песком и своевременный полив – залог хорошего роста. Не морозоустойчив (t не ниже +4С). Семена не требуют предпосевной обработки. Высевать с мая по июнь в емкости, заполненные смесью песка и компоста, предварительно смешав с древесной золой для обеспечения равномерности посева. Семена прорастают через неделю. Крошечные побеги рассаживают в отдельные горшочки. При пересадке следите, чтобы корни не повредились и не спутались. После пересадки рассаду обязательно полейте. Также размножается зелёными черенками.

Источник: Меннинджер Э. Причудливые деревья. Пер. с англ. И. Г. Гуровой. Под ред. и с с предисл. П. И. Лапина. М., «Мир», 1970. 371 с.

Удивительное дерево баньян

На днях к нам на почту свалилось предложение поучаствовать картинками в интересном проекте для детей. В числе прочих нас попросили сфотографировать баньян.
Живя в Гоа, к баньянам у нас отношение, как к елкам в Подмосковье — красиво, интересно, дофига ну и что из этого? А тут мы поехали кататься в поисках достойного дерева, нащелкали кучку кадров, и я поняла, что это повод написать очередной пост 🙂

Баньян дерево удивительное. Оно растет не только ввысь, но и вширь — от взрослых веток вниз начинают отделяться отростки, воздушные корни, которые достигнув земли, укореняются и со временем превращаются в дополнительные стволы дерева.

За несколько сотен лет баньян превращается в огромное нечто, с непривычки трудно поверить, что это единое дерево, а не лес.

Растет баньян во влажном тропическом климате: есть в Китае, встречали В Индонезии, всемирный разум говорит про Флориду, но родина его все-таки в Индии.
За звание самого большого баньяна спорят ботанические сады Калькутты и Бангалора (первый занесен в книгу рекордов Гиннеса, а второй занимает площадь в 1,2 гектара). В Гоа таких великанов нет, но и небольшие по меркам баньянов деревья впечатляют.

Официальное название дерева «фикус бенгальский», баньяном его назвали пришедшие в Индию португальцы и англичане. Они заметили, что индийские торговцы (banias) часто собираются в тени его кроны для торговли, общения и отдыха, и стали называть фикус деревом торговцев (banias tree), а потом и попросту баньяном. Название прижилось.

Недалеко от нашего дома растет огромный баньян!

Внутренне пространство, конечно, поражает воображение своими размерами и вообще устройством.

Походила вокруг, пощелкала боковые отростки

Когда к нам в гости прилетал Сенька мы ездили к этому баньяну, чтобы устроить Толстому фотосессию 🙂

В Индии баньян очень почитаем индуистами как символ вечной жизни, бессмертия, несгибаемости. Он снисходит на землю (пускает воздушные корни), стремиться к небу (из укоренившихся корней растут ветви), воспроизводит себя снова и снова (ветви от укоренившихся корней пускают новые корни и так до бесконечности).

Так же баньян символизирует плодородие — женщины верят, что дерево помогает им в рождении детей.

В древних текстах баньян упоминается как Мировое дерево, космическое дерево — символ и образ человеческого сознания.

В индуизме баньян является деревом бога Брахмы, прародителя всего сущего. «Не имея ни конца, ни начала -всех и всего конец и начало».

Многие баньяны в Индии «окультуривают», ставят скамейки, втыкают рядышком мини-храм… Только получается из этого печаль, срач вокруг приходящие индусы разводят невообразимый: пустые бутылки, окурки, обертки из-под всего на свете…
Знаю один, возле парфорсного отеля, в который переделали форт Тираколь, где баньян не угадили, там действительно приятно посидеть в тенечке.

В былые времена под баньян приходили мудрецы, чтобы думать о смысле жизни и медитировать.
За скалами пляжа Арамболь, немного вверх и в джунгли, растет известный в Гоа баньян. То ли ушлые индусы, то ли предприимчивые европейцы придумали легенду, что под этим баньяном курили легендарные Битлы. Уже много лет там сидит баба (вроде просвещенного или считающего себя таковым), периодически старый уходит, появляется новый… Бесконечным потоком туда тянуться туристы, сидят под деревом и дуют гашиш.

Мы туда поднимались года четыре назад,поставили галочку, но больше пока не тянет 🙂