Эстрадный вокал как научиться петь

Как научиться петь

Все любят петь в караоке, но только если со стороны публики не летят стулья, бутылки и прочая твердая утварь. Как научиться петь и не потерять при этом голос, тебе расскажет Анна Акопова — певица и педагог эстрадного вокала.

Обдумывание

Прежде чем учиться петь, надо решить, для чего это нужно. Потому что пение в разных стилях отличается примерно так же, как вождение фуры от гонок на картинге. По большому счету, есть две основные школы: старо­итальянская и западная. Итальянская — это классический вокал, научиться ему самостоятельно на хорошем уровне почти невозможно.

К тому же классика узко специализирована: ты можешь петь только то, что предназначено для твоего диапазона (тенор, баритон или бас). Ты не можешь изменить тональность произведения и даже силу звука — как уж Чайковский или Вагнер написали, так и написали. Западная — это больше про поп и рок, а значит, подойдет для караоке или карьеры рок-звезды, если ты что-то такое задумал.

Учиться самостоятельно народному вокалу — почти наверняка сорвать голос: там более активное и резкое начало звука, а значит, нагрузка на связки очень велика.

Физподготовка

Во-первых, это просто полезно. Во-вторых, во время плавания можно что-то напевать, а потом удивиться, узнав, что ты делал одно из лучших вокальных упражнений. При плавании напрягаются пресс и диафрагма, а это как раз те части тела, на которые должна идти нагрузка при правильном пении. Поэтому плавание с песней закрепляет правильный межреберно-диафрагмальный тип дыхания.

При наклоне делай глубокий и быстрый вдох носом, а при выпрямлении — медленный выдох. Это приучит к правильному темпу дыхания во время пения.

Выстави руки, согнутые в локтях, перед грудью параллельно полу. А теперь резко обними сам себя с одновременным резким вдохом. Это упражнение развивает нижний отдел легких, который певцам крайне нужен в работе.

Фыркай, как лошадь.

Или как жокей, когда говорит «тпррррруу». То есть с силой выпускай изо рта воздух, чтобы губы смешно и быстро шлепались друг о друга. При таком звуке правильно смыкаются связки. Это упражнение, придуманное знаменитым педагогом Сетом Риггсом, у которого занимались все великие, от Майкла Джексона до Хворостовского, помогает развивать диапазон. Если, например, какая-то нота не дается, надо ее сначала пропеть таким фырканьем, а потом уже попробовать взять как обычно.

Проснувшись утром, промычи какую-нибудь мелодию. Во-первых, подруга будет считать тебя эксцентричным и творческим, что никому еще не мешало. Во-вторых, ты так тренируешь связки и учишься лучше чувствовать свой голос, а значит, и пользоваться им.

Обучение

Перед занятием по вокалу сделай растяжку, разомни шею сзади, встряхни руками и ногами. Пение — физический труд, и если тело где-то напряжено, особенно шея, то при высоких нотах сразу идет зажим в горле. Если посмотришь выступления артистов, то заметишь, что они часто берут высокую ноту вместе с каким-то действием — например, швыряют в сторону шляпу или хлопают в ладоши. Это потому, что за коротким резким действием сразу идет расслабление и снимаются мышечные зажимы.

Если даже тебе на ухо наступил Шуфутинский, музыкальный слух можно развить до приемлемого. Заведи себе пианино или хотя бы простой клавишный синтезатор. Берешь ноту и стараешься попасть с ней в унисон. Потом другую. Если плохо слышишь, попал или нет, — записывай себя на диктофон и корректируй.

Это нужно, чтобы подготовить связки к работе. Можно распеваться, «профыркивая лошадью» простую мелодию или делая описанное выше упражнение для развития слуха. Можно промычать ноты, начиная с самой нижней, которую ты способен взять, и до самой верхней. Или точно так же, с нижней до верхней ноты, пропеть «ма-мэ-ми-мо-му» и потом сверху вниз «ми-мэ-ма-мо-му». Заодно потренируешь дикцию.

Тебе нужны несколько довольно простых песен, лучше на английском языке. Подойдут, например, Брайан Адамс, Limp Bizkit, Metallica. На английском — не из снобизма, а потому, что у западных певцов обычно правильнее поставлена техника звукоизвлечения. Дальше учишь текст и начинаешь петь под плюс, то есть вместе с исполнителем. Твоя задача — не спеть идеально, а почувствовать, как ты звучишь, и копировать интонации. Группы с резким звучанием, типа Korn, на этом этапе брать не стоит во избежание травм связок. До Мэттью Беллами тоже надо еще дорасти.

Держись своего пола.

Мальчики должны подражать мальчикам, девочки — девочкам. И никакой нетолерантности тут нет. Просто если опытный певец понимает, что Рианну надо петь как Фила Коллинза, а Seal звучит как Шаде, то начинающего певца половое несоответствие легко собьет. Когда научишься, тогда можешь петь что угодно. Ну, кроме Земфиры, у которой все песни от первого, женского, лица.

Импровизируй под минусовку.

Научившись более-менее копировать певца, запускай минусовку — запись песни без вокала — и пой под нее. Опять же задача — не идеально спеть, а развить навыки и музыкальное мышление. Для этого импровизируй, добавляй свое, бормочи речитативом, вставляй дополнительные музыкальные фразы — главное, чтобы в тон. И записывай на диктофон: поющий человек часто не слышит себя правильно.

Эстрадный вокал как научиться петь

Что такое пение и как научиться петь

Каждый родитель задумывается о том, дать ли своему ребенку музыкальное образование? Когда решение принимается в положительную сторону, начинается выбор между музыкальными инструментами, но не стоит забывать о таком интересном, природном инструменте, как голос. Обучение пению очень благотворно влияет на ребёнка. При этом занятия вокалом очень органичны для ребенка, т.к. во-первых, с пением дети знакомятся практически с появлением на свет, во-вторых, ребенку понятно, как можно через пение (слово) передать ту или иную эмоцию, в-третьих, правильное пение очень полезно для общего развития и здоровья.

Почему люди любят петь?

Пение — основа всех основ. Возьмем к примеру религию. В каждом веровании есть музыкальные напевы-молитвы. Они передаются из века в век, от поколения к поколению не через бумагу, а именно «из уст в уста» благодаря слуху и памяти. Ведь существует нотная грамота не так давно, как нам кажется, всего лишь с 11 века. Уже в древнеславянских народных учениях, прописаны обязанности будущей матери, в которых она должна петь для своего ребёнка с первых дней зачатия. И затем, на протяжении всей детской несознательной жизни развивать его, т.е. петь ему припевки, прибаутки, колыбельные и прочие песенки. Стоит отметить, что многие детские игры, в первоначальном варианте построены на напевах и песнях. Давайте спросим себя, почему же люди прошлых веков так серьезно относились к пению, к голосу? Почему с самых ранних лет приобщали детей к музыкальному наследию? Может быть в этом есть какая-то особая сила? Какая-то особая польза?

Какая польза от пения?

От старообрядцев и староверов до научных деятелей, все приходят к единому мнению, что человеческий голос обладает особой силой влияния, как на людей в общем, так и на самого человека, который поет. На сегодняшний день проведено достаточное количество экспериментов, которые доказывают, что тембр человеческого голоса, а также частоты и волны посылаемые им — могут повлиять на рядом стоящего, как в хорошем, так и в плохом направлении. Ни в коем случае нельзя забывать о силе «слова», не зря существует множество сказаний и мифов, связанных с тем или иным эмоциональным словом (посылом), которое сильно повлияло на ситуацию или человека. Соответственно можно сделать вывод, что пропетая определенная песня, это далеко не просто действие, а может быть серьезным лечащим или калечащим средством.

Вот несколько примеров из истории древнего мира:

  • В древнем Египте процветало лечение бессонниц. Лекари на уровне интуиции применяли пение для того, чтобы человек мог заснуть. Как вы уже догадались — это стало причиной возникновения колыбельных.
  • В Индии до настоящего времени йогами используется особая методика создания определенных вибраций, обладающих целебными свойствами. Для воздействия на человека — они поются в мантрах и рагах.
  • В Тибете, как в древнем мире так и сейчас, практикуется лечение нервных заболеваний с помощью горлового пения.
  • В Кельтских магических обрядах применялись «песенные заклинания». По преданием считалось, что они способны как исцелить от недуга, так и нанести вред здоровью.
  • В древней Руси практиковалось лечение больных людей любопытным способом: поющие люди образовывали круг, во внутрь которого клали больного, после чего начинали водить хоровод. Напевы были чистыми и ритмичными.
  • В Новой Зеландии во время родов исполнялись песни, которые облегчали ей боль роженицы.
  • Помимо вышеперечисленных свойств, правильное пение очень благотворно влияет на здоровье поющего. Это происходит из-за вибраций и частот, которые образуются во время звуковедения внутри человека. Несколько наглядных примеров пользы от пения:

    1. Вибрации, создающиеся во время пения хорошо воздействуют на иммунитет человека. Естественно, если человек поет чисто, без фальши.
    2. Определенные вибрации и частоты могут благотворно повлиять на органы человека, так как практически 80% этих самых вибрации остаются в самом организме.
    3. Людям, у которых есть проблемы связанные с легкими, например: астма, хронический бронхит и др., рекомендуют заняться пением. Это объясняется тем, что во время вокала сильно задействовано дыхание и диафрагма. За счет этого происходит улучшение работы легких.
    4. Все несерьезные проблемы с речевым аппаратом, например: заикание, пение может подкорректировать. Также во время пения идет развитие дикции.
    5. С помощью пения можно снять стресс. Конечно, это не физическое здоровье, но психическое не менее важно.
    6. Какие виды пения бывают?

      Вокальные направления разнообразны. Они охватывали все жизненные течения на протяжении существования мира. Какие-то из жанров образовались раньше, какие-то позже. Их появление было связанно с историческими потребностями той или иной эпохи. Так, многие направления потерялись во времени, многие дошли до наших дней, а некоторые создавались и создаются уже при нас. Итак, основные песенные жанры разделяются на классическое (оперное и камерное пение), эстрадное (поп, рэп), народное (фольклорное пение), джазовое, рок-вокал, шансон и др.

      Рассмотрим самые популярные жанры:

      1) Эстрадный вокал — очень модное направление среди молодежи и не только. В «эстрадной манере» сочетается большое количество разных песенных жанров. Первоначально эстрадное пение подразумевало исполнение с подмостков (сцены), в современном восприятие, эстрадный вокал означает — легкую и доступную музыку для людей. Этот жанр может проявлять в себе и отголоски народного пения, и джазовые обработки. В какой-то степени данный вид можно отнести и к авторской песне, не исключены рок-музыкальные элементы. Основное отличие эстрадного звучания от академического — это более открытый, естественный звук. Если у человека хорошие голосовые данные от природы, то он может петь эстраду даже без начальных этапов обучения, что невозможно в академическом вокале. Но если эстрадным пением заниматься профессионально, то, как и в классическом, необходимо знать основы певческих навыков, правильной позиции и опоры для того, чтобы пение было чистым, красивым и не вредило человеку.

      2) Джазовый вокал — популярный жанр. Он сложнее, чем эстрадное пение. Для того, чтобы петь джазовые композиции нужно великолепно ладить с чувством ритма и гармонией, иметь подвижный голос и обладать интуитивной импровизацией. Джазовые произведения своеобразны и имеют свои сложности. Джазовые композиции требует от музыканта хорошее партнерское чутьё и владение импровизацией на ходу. Помимо интересных мелодических тем и форм, в данном жанре серьезно выделяется и эмоционально-смысловая нагрузка песни. Стать профессионалом в этой области также можно, но сложнее.

      3) Рок-вокал — обыкновенный вокал исполнителя рок-группы. В рок произведениях должен быть сильный эмоциональный посыл. Цель у вокалиста в первую очередь не красивое пение, а передача смысловой нагрузки. Но, несмотря на это, певцу все-таки нужна серьезная вокальная подготовка. Для исполнения рок произведений вокалисту необходима полная внутренняя свобода и природный «кураж», именно в таком случае исполнение получается эмоциональным и в рок-музыкальном русле.

      4) Академический вокал – это вид искусства, применяемый в старой классической школе. Исполнители, владеющие академическим вокалом работают в оперной сфере, концертных классических залах, академических хорах и др. Академическое звуковедение имеет сильное отличие от всех вышеперечисленных жанров. Классическая строгая позиция голосового аппарата — основной устой. Пение в классической манере не признает наличие микрофонов на сцене. Академический вокал обладает определенными рамками, которые выстраивались на протяжении веков. Эти ограничения не дают исполнителю петь другие вокальные жанры, тат как со временем у оперного певца формируются определенные вокальные навыки и специфическая позиция. Из-за этого оперный голос — сильный, мощный и обладает большим объемом. Но если певцу удастся уменьшить звуковую подачу, то он сможет исполнять произведения других направлений.

      С какого возраста лучше начать учиться петь?

      Пение — это универсальный вид искусства, которым можно начать заниматься в любом возрасте. Даже какие-то физические недостатки, в большинстве случаев, не будут мешать этому увлечению.

      Но все же есть определенные рекомендации. Конечно, лучше всего начать обучение в дошкольном возрасте. Для детей 5-6 лет проводятся специальные групповые занятия, которые напоминают хоровые упражнения. Только они сильно упрощены и коротки. Со временем становится понятно, у кого какие данные (в первую очередь смотрится чувство ритма и наличие слуха). Голос с годами будет серьезно изменяться, и поэтому в процессе обучения на него, конечно, тоже обращают внимание, но не сильно. В музыкальную школу поступают в 7-8 лет, тогда и нужно выбирать направление. В школе проводятся занятия как индивидуальные, так и групповые. Здесь обучение уже более углубленное и специфическое.

      Мутация голоса — очень серьезный вопрос, который возникает у каждого родителя, отдающего ребенка в профессиональное пение. В мутации голоса нет ничего страшного, это естественный процесс в организме растущего подростка. Мутационный период — это абсолютно индивидуальный временной отрезок у каждого отдельного человека. Есть установленные общечеловеческие стандарты, но также часто встречаются исключения. В классическом варианте у девушек мутация проходит незаметно, а у парней ломка голоса начинается в 14-15 лет.

      Взрослому же человеку можно начинать учиться петь в любой момент, как только появится желание. Естественно, у человека должен быть слух, и хотя бы небольшое владение голосом, для избежания фальши.

      Стоит ли учиться петь самостоятельно?

      Если ваша цель — стать профессионалом в данной сфере искусства, то, безусловно, без помощи специалистов не обойтись, каким бы видом вокала вы не хотели заняться. В каждом жанре есть свои особенности и свои приемы, которые знают только профессионалы, и которыми они делятся со своими учениками. К тому же, самостоятельно человек не может услышать все недочеты и ошибки, чтобы поправить себя во время упражнений. Именно поэтому нужны «уши», которые смогли бы оценить услышанное.

      Если ваше желание просто обусловлено увлечением, то учиться петь самостоятельно можно. Но для этого тоже нужно время и терпение, и даже в большем объеме, чем если бы вам помогал в обучении вокальный педагог. Для самостоятельного обучения понадобится компьютер, на который нужно будет установить программу звукозаписи и микрофон. Также в сети сейчас размещено множество видео-уроков по всем видам пения, на основе которых вы можете делать упражнения и развивать певческие навыки. Но, повторюсь, самостоятельное обучение — это трудный процесс, поэтому все равно следует проконсультироваться с профессионалом.

      А напоследок хочется сказать, что пение — это удивительно интересное и увлекательное занятие. Дети с огромным удовольствием занимаются вокалом, обожают выступления, и великолепно справляются с эмоциональной сферой. Пение отлично развивает детей с физической стороны и духовной стороны. Ведь для того, чтобы петь с душой, надо проникнуться смыслом произведения и суметь передать его слушателю. Особенно хочется подчеркнуть, что в занятии пением практически не бывает отрицательных моментов. И если вы думаете в какой кружок отдать своего ребенка и замечаете при этом у него музыкальные способности, то смело ведите его заниматься вокалом!

      Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

      01-03 ноября 2020 Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени — управление структурами вокального тракта для всех желающих Москва 03 ноября 2020 Дополнительный семинар (workshop) — Стратегии преодоления «регистрового порога» в современном и оперном вокале для всех желающих Москва 17-19 января 2020 Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени — управление структурами вокального тракта для всех желающих Санкт-Петербург 19 января 2020 Лекция отоларинголога/фониатра профессора Франко Фусси (Италия) для всех желающих Санкт-Петербург

      Новости

      Вы не одиноки!

      Начинающим

      Подходы и принципы

      Вокальная техника в странах Запада

      Наши интервью

      В помощь вокалисту

      Главная Мифы и заблуждения Как петь эстраду
      Как петь эстраду
      Автор: Ирина Рамзина
      24.03.2020 20:32

      Как петь эстраду? Вот такой обобщенный, можно сказать, вопрос встречается в Интернете (да и, преимущественно, вне его) настолько часто, что невозможно не оставить свой след на этом перепаханном вдоль и поперек поле. Но это «поле» потому и перепахано, что до сих пор на нем ничего толком не растет. Смелое заявление? Ну, скажем, личное мнение, а уж насколько оно имеет право на жизнь, рассудите вы, посетители этого сайта…

      Так сложилось в нашей стране, что понятие «эстрада» стало неким обобщающим, в которое входят практически все вокальные стили, которые не отвечают другим таким же обобщающим понятиям. Я в данном случае говорю исключительно о вокале, иная музыка — инструментальная, электронная – за пределами рассмотрения.

      То есть, при слове «классика» сразу понятно, о каком вокале идет речь. Его характерные звуковые особенности отличают на слух все, мало-мальски интересующиеся вокалом люди. Не сложнее дело обстоит и с понятием «народное пение». Фольклор — попевки, плясовые песни, колыбельные, казачьи песни, песни различных народов, населяющих нашу страну, частушки, АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (о как – академические!) точно так же отличимы от других, благодаря своему характерному звучанию голосов.

      Однако, МЕЖДУ этими двумя сегментами лежит, как в России считают, третий – ЭСТРАДА. Трудно сказать, почему именно это слово стало определяющим огромную совокупность совершенно разных вокальных жанров и их симбиотов, присутствующих в нашей стране. Скорее всего, пошло все от послевоенного времени, когда появился «облегченный» стиль пения, отпочковавшийся как от классического, так и от народного звучания, ставший в то время отдельно существующей музыкальной реальностью.

      А дальше – по привычке. Советская музыкальная культура была практически полностью оторвана от мировой на очень длительный срок. В ней появление новых музыкальных жанров не то, что не приветствовалось, а прямо уничтожалось. Иллюстрирует реалии тех лет известный слоган, печатавшийся даже в газетах: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра – Родину продашь!»

      Достаточно вспомнить фильм «Стиляги». Или рассказы наших, теперь уже пожилых, рокеров, о том, как они «снимали» песни «Beatles» и «Rolling Stones» через едва пробивавшиеся сквозь глушилки радиопрограммы BBC и «Голоса Америки». Все это было…

      Со временем, правда, мракобесие закончилось, но джаз с «эстрадой» соединили (почему-то не заметив других музыкальных ответвлений), и стали наши вокалисты, которые не хотели петь академ или народные песни, учиться на «эстрадно-джазовых» отделениях и факультетах.

      Продолжая усугублять устоявшийся стереотип восприятия.

      Сегодня мы во многих «отраслях» жизни стараемся перенять у западных стран, ушедших далеко вперед, технологии и производства, и построения взаимоотношений в обществе и государстве, и научные концепции, которые, к сожалению, упустили по политическим мотивам.

      Да, там тоже далеко не все «в шоколаде», огульное копирование чужой жизни в нашу особенную среду проводить нельзя, все требует некоторой адаптации к условиям российской действительности, традициям и укладам… Но! Не обращать внимания на то, что в мире развито в значительно большей степени – тоже глупо.

      В западных странах никогда не использовалось понятие «эстрада» (это слово, кстати, испанское, и переводится как «улица»), хотя нечто подобное нашей «эстраде» было в стиле crooning, в котором пел Фрэнк Синатра, да и сейчас работают некоторые певцы и певицы. В западной музыке существуют четкие стилевые градации: поп-музыка, рок-музыка, соул и фанк, мюзикл, госпел, r’n’b и разнообразные другие стили, сильно отличающиеся иногда музыкальным материалом, техникой вокала, приемами и фишками, употребимыми в одном и неуместными в другом изложении.

      Относительно той области, в которой специализируюсь я, то есть в области обучения вокальным навыкам, как раз и наблюдается такое «незамечание», что ли, давно уже существующих мировых тенденций. Российская вокальная школа, увы, лишь за исключением классического вокального образования, чрезвычайно отстала от мирового мэйнстрима.

      Ведь что наблюдается в подавляющем большинстве случаев?

      В первую очередь, расхожий стереотип – мнение, что достаточно постигнуть навыки классического пения, как можно запеть все, что душе угодно! А что именно угодно? Если российскую «эстраду», то есть некоторое облегченное воспроизведение не сложных в музыкальном и вокальном отношении песенок, то да! Кто бы сомневался! Правда, чтобы их петь, вовсе не обязательно постигать все премудрости академа, это могут и простые певцы-самоучки, никогда не бравшие уроков у классиков, да и зачем?

      Почему-то, многие российские «эстрадные» звезды не ограничились отечественной школой, а проходили обучение и стажировку за границей. Очевидно, потому что у нас не знают, не умеют и не хотят научиться тому, что умеют делать вокальные педагоги на Западе.

      Отсюда вытекает второй аспект – отторжение репертуара, привлекающего молодежную аудиторию. Ведь в наушниках плееров у подавляющего большинства молодых российских граждан звучат вовсе не отечественные песни! Этот факт нельзя обойти стороной, потому что это – факт! А петь так, как учат «там у них», не учат у нас, поэтому сорванных голосов не меньше, чем голосов стандартизированных, когда и не понятно, чем одна певица (или певец), исполнившая русский шлягер, отличается от другой, спевшей его же.

      Я совершенно не хочу сказать, что Россия бедна талантами, как раз наоборот. Вот только рано или поздно многие таланты попадают в «ограняющую» машину вокального обучения, которая срезает массу по-настоящему отличительных особенностей, индивидуальных граней, превращая многих (не всех) в некий стандарт. В «эстраду».

      Так и хочется сказать: «Если хотите классно петь – не идите учиться вообще!» Вот такое кощунство в моих устах!

      Скажите, вокальные педагоги, у кого не было учащихся, выбиравших себе репертуар мировых звезд? Да, согласна, тринадцатилетние девчонки, желающие петь песни Агилеры или Кларксон, просто еще не понимают, что им это не удастся сделать сразу. Но здесь ключевое слово – СРАЗУ! Почему же не получится потом, в 18, 20 лет? Что мешает?

      А кто научит? Кто подскажет и покажет, как это делать? Ведь понятно давно, что если обучаться, используя академические или «эстрадные» вокальные технологии, то так не споешь никогда! И самые смелые, те, кто жить не может без такого вокала, который им хочется воспроизвести, либо работают самостоятельно, постигая премудрости методом проб и ошибок, «снимая» на слух любимые песни, либо уезжают (у кого деньги есть) учиться в другие страны… И если научатся, то зачем возвращаться? На российской сцене они будут – «не формат»!

      Приведение вокальной техники к стандарту, как это принято делать в академическом пении, очень вредит развитию жанровости и индивидуальности. На оперной сцене нельзя петь по-другому, существуют каноны, традиции, но в современной-то музыке традиция одна – если твой вокал уникален, то, значит, ты и есть состоявшийся певец!

      А уникальный вокал – это тот, который впитал в себя всю многогранность этого понятия, существующую на сегодняшний день. А мы всех учим «под копирку»… Не разглядывая оттенков и стремлений, не вытаскивая из студента его действительно уникальной особенности. На стереотипах…

      «Эстрада» — это «ни рыба, ни мясо», это бульон. У сайта очень обширная переписка как с вокалистами и педагогами, так и с людьми, которые пытаются сами чего-то достичь в этой области. В области обучения, а не сцены, речь не идет о «продвижении» кого-либо куда-либо.

      Так вот, подавляющее большинство тех, кто пишет и задает всевозможные вопросы, дают, как правило, свои ориентиры в этом «бульоне». Кто-то хочет научиться петь так, как…, а кто-то, как… И в этом проявляются определенные тяготения. И они нужны! Ну ведь нельзя сравнивать Земфиру с Фабиан, а Буланову с Хьюстон… Однако, в понимании вокальной педагогики, все это – «эстрада»! Да побойтесь Бога! Если так сваливать в одну кучу столь разноплановые явления, то давайте вообще говорить, что есть просто ПЕНИЕ — воспроизведение музыкальных звуков человеческим голосом. И какая разница между пением академическим и народным? Не все ли равно? И то, и другое – звуки голоса!

      И «Феррари» с «Копейкой» — одно и то же! Просто легковые автомобили. Хотя, чего только легковые-то брать, «Камаз» в ту же кучу добавим, бронетранспортер…

      «Знаешь, поучишься в нашей школе водителей, будешь ездить запросто на всем, что движется. Правда практика у тебя будет на БТР…»

      По-настоящему больших успехов сможет добиться тот, кто изначально старается «бить в одну точку», время универсалов давно прошло. Стилевое обучение необходимо практически с первых шагов, чуть только «дыхалка встала на опору» (что, без сомнения, фундамент единый, хотя и там – свои нюансы), поскольку иначе вокалист станет «усредненным», одинаково неважно поющим как в одном стиле, так и в другом.

      С этой точки зрения большего уважения заслуживает парень-рокер, который пришел учиться петь рок, а не что-либо другое, или девушка, которая слушает исключительно западную поп-музыку, желая петь не хуже Мэрайи Кэрри – у них хоть есть конкретная направленность, цель, смысл вокала. А их – в «эстраду» — «нет опоры, смешивай, представь, что звук в макушке, округляй, зевни наполовину, фальцет – это недостойно…», словом, всех под одну гребенку…

      Фундаменты современных стилей – это совсем не российская академическая или полуакадемическая («эстрадная») вокальная техника. С точки зрения постановки голоса – все давно уже изменилось. Нет, без проблем, шансон можно петь «эстрадным» голосом, он другим и не бывает, шлягеры-однодневки тоже не требуют особых навыков, такие голоса «пекутся» сотнями, могут петь балерины, телеведущие, парикмахеры, политики… Тут «эстрада» — кстати!

      Вот только все это «искусство» не имеет отношения к вокалу, это несколько другая стезя…

      Так как «петь эстраду»? В первую очередь, определиться с КОНКРЕТНЫМ направлением, жанром и стилем. Абстрагироваться от стереотипа о превалировании классики над всем остальным. Поизучать немного теорию и выяснить особенности собственного голоса, его отличительные черты, и на них строить развитие. Слушать то, что нравится слушать и стремиться петь то, что нравится петь. Педагог не может научить вас тому, что вы ХОТИТЕ? Найдите другого!

      Обучение – процесс двусторонний, педагог должен прислушиваться к вашим желаниям не меньше, чем вы – к его. В противном случае вы станете петь так, как хочет он, а не так, как хотите вы. Впрочем, если ваши и его стремления совпадают – это залог успеха.

      В настоящее время существует несколько принципиально отличающихся друг от друга методик воспитания голоса. Чего греха таить, в вокальной педагогике давно повелось, что под словом «методика» понимается чуть измененный набор стандартных вокальных упражнений, снабженный подписью какого-либо конкретного человека.

      В Интернете можно встретить массу «методик», которые не отличаются друг от друга «в принципе», а лишь разнятся несколько видоизмененными упражнениями, их набором, последовательностью использования, замечаниями, описаниями и т.д.

      Так вот, первая ПРИНЦИПИАЛЬНО отличающаяся методика – воспитание классического (академического) голоса. У нас ее часто называют «бельканто», хотя настоящая итальянская школа бельканто – это другая штука. Ну, так принято. Хотя, я не претендую в этом отношении на абсолютную точность. Важно одно – способы работы с голосом, выдающие «на гора» классический вокал. Правда, в России популярна, несмотря на то, что многими оспаривается, фонопедическая методика В.Емельянова . Он сам относит ее применение к воспитанию детских голосов, поэтому я говорю об этой методике несколько абстрагированно.

      Часто в Интернете встречается понятие «методика Дмитриева». Наш соотечественник Л.Дмитриев с группой других авторов написал в конце шестидесятых ХХ века большой научный труд. Но это – не методика, это обобщение и систематизация известных на тот момент методов воспитания академического голоса, которое подано в научной форме. Вы не найдете в книге Дмитриева вокальных упражнений, например.

      Вторая, опять же, принципиально отличающаяся – методика «Пение на речевом уровне» (или в речевой позиции), появившаяся в России для массового «употребления» с выходом книги американского вокального педагога С.Риггса. Тоже на данный момент вещь известная. И тоже должна сказать, что принципы, изложенные в ней, вошли во множество других западных вокальных «методик», позиционируемых от имени других педагогов. Несколько меняются упражнения, стиль изложения, язык подачи, но в целом – ПРИНЦИП один.

      Третья – Метод Estill Voice Training. Методика воспитания того голоса, который мы слышим у американских (преимущественно) поп-звезд и артистов мюзикла. Те, кто в теме, поймет, что это такое, если сопоставит понятие «бэлтинг» именно с ней. Эти методы «секретны». Они не распространяются через Интернет и не печатаются в книгах. Занятия по курсу EVT проводятся только через аккредитованных специалистов. Теперь такие тренинги организованы и в России!

      Некоторые фундаментальные принципы EVT показаны в статьях рубрики «Соул – основа современного популярного и рок-вокала» на этом сайте, которую ведет певица, вокальный педагог Анастасия Егорова, живущая и работающая в Италии.

      Как видите, не все так просто, как видится нам из России. И не все можно спеть, освоив академический вокал, для многого нужен совсем иной подход с самого начала становления голоса.

      Поэтому не спешите с вопросом «Как петь эстраду» . По-разному. А лучше вообще прекратить думать о современном вокале настолько обобщенно. Вам же поможет!

      Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

      Методика эстрадного пения

      Вокальное искусство — пение — предполагает разнообразие стилей и направлений. Выделяют академический вокал, народный вокал и эстрадный вокал. Джазовое пение относят к эстрадному выкалу, но чаще выделяют в отдельную группу. Академическим вокалом поют певцы оперного театра, им исполняют романсы и арии. Народный вокал — для народной песни. Певцы-джазисты подражают голосом звучанию музыкальных инструментов и пропевают замысловатые ритмические рисунки. Эстрадным вокалом поют популярные песни, и вокалисты эстрадники не придерживаются строгих правил относительно техники вокала. Цель певца эстрады — найти собственный звук, который тронет сердца людей. Главное — чтобы звучало.

      Методика эстрадного пения

      Эстрадный вокал находится между академическим и народным пением. Так получается потому, что эстрадники используют певческие приёмы из академического вокала, джазового, народного и даже экстрим-вокала. Чёткой методики эстрадного вокала нет — одни педагоги советуют петь в высокой вокальной позиции, поднимая мягкое нёбо; другие считают достаточной речевую позицию при пении. Путь, которым вы пойдете в вокале, зависит от преподавателя и начальных данных. Помимо классической и речевой, практикуется полуприкытая методика эстрадного пения — когда рот находится в речевой позиции, но мягкое нёбо приподнято. Эстрадников объединяют вокальные приёмы, распространённые в этом жанре.

      Расщепление. Когда певец делает расщепление звука — мы слышим и ноту, и сторонний звук (шум). Поток дыхания будто бы расщепляется на два. Приём расщепления используются для пения с придыханием, приёмов экстрим-вокала и даже для горлового пения. Учитесь расщеплению под руководством педагога — тогда вы избежите травмирования связок и неправильного заучивания. Расщепление — приём, на котором построен экстрим вокал.

      Певцы-академисты пользуются глиссандо. Во время глиссандо звук плавно переходит с одной ноты на другую, как бы перетекает. Вибрато (качание голоса, периодическое изменение высоты или громкости звука) подчеркивает моменты композиции. В женском эстрадном вокале используют фальцет — пение без опоры. Голос получается тонким, высоким и женственным — певицы охотно поют фальцетом для придания песни характерной эмоции.

      В начале обучения эстрадному вокалу, не забывайте, что основа пения — постановка дыхания. Уделите время дыхательным упражнениям, и продолжайте делать ежедневно по 20 минут в день — тогда мышцы диафрагмы натренируются, и вы сможете управлять потоком воздуха. Без дыхания нет опоры, без опоры нет звука.

      Ежедневно проговаривайте скороговорки, ведь для певца-эстрадника дикция важна не менее дыхания. Проговаривайте каждую скороговорку по 5-6 раз, и усложняйте себе задачу. Попытайтесь жонглировать — доведите процесс произнесения скороговорки до автоматизма, и забудете про проблемы с выговариванием звуков в пении.

      Помимо дыхательных упражнений и скороговорок, не забывайте об артикуляции. Перед пением разогрейте рот, губы, щеки покусыванием. Вытяните губы в трубочку и рисуйте «клювом» круги, улыбайтесь и хмурьтесь. Разогрев лицо, вы улучшите контроль над подачей звука.

      Обучение эстрадному вокалу и постановка голоса процесс кропотливый, требующий внимания и усилий. Слушайте советы педагогов, тренируйтесь чаще, и у вас всё получится!

      Смотрите пример эстрадного пения:

      Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

      Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

      Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

      Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

      Дыхание

      Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

      На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

      Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

    7. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
    8. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
    9. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.
    10. Интонирование

      Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

      Упражнения на интонирование

      1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
      2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
      3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).
      4. Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

        Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

      5. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.
      6. Резонаторы

        Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

        Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

        Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

        Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

        Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

        Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

        Упражнения для резонаторов

      7. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
      8. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
      9. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
      10. Упражнения для развития мышц лица

      11. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
      12. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
      13. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
      14. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
      15. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
      16. Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

        Автор: Александра Селиванова

        Обучение вокалу

        Школа рок-вокала

        Курс эстрадного вокала

        Обучение джазовому вокалу

        Экстрим вокал

        Откройте новые возможности своего голоса!

        Обучение вокалу в нашей школе проводится как для юных, так и взрослых, как для начинающих, так и для имеющих определённый вокальный опыт. Уроки вокала не имеют ограничений по возрасту. Каждое занятие включает в себя: распевку, специальные упражнения для постановки голоса, дыхания; разучивание и работу над песней; работу с микрофоном.

        На уроке вокала для начинающих вы не просто учитесь петь, но и постигаете специфику правильного обращения с профессиональной музыкальной техникой.

        Занятия вокалом для начинающих в нашей Школе помогут:

      17. Выявить ваши вокальные данные и профессиональные возможности;
      18. Проявить ваш «настоящий» голос, его тембр и регистры;
      19. Исправить дефекты голоса, если таковые существуют;
      20. Улучшить интонацию, «попадать» в ноты.
      21. Наши уроки вокала для взрослых помогут вам в короткие сроки научиться петь, раскрыть свой естественный голос. Кроме того, вы постигаете музыкальную теорию, учитесь основам сочинения музыкальных произведений. После прохождения базового курса вокала и элементарной теории музыки, вы также сможете приступить к изучению сольфеджио. На наших курсах пения вы познакомитесь с замечательными педагогами и не менее замечательными студентами, вместе с которыми вам предстоит выступать на одной сцене на экзаменах и отчетных концертах в московских клубах.

        Исполнительский репертуар включает в себя не только всемирно известные композиции рок-музыки, но также и классические и народные вокальные произведения, джазовые и блюзовые композиции.

        Какие песни нужно исполнять, чтобы развить талант вокалиста?

        В этом вопросе самое главное, чтобы песня «легла на душу» и отображала ваше внутреннее состояние. Только с таким репертуаром можно начинать развивать вокальные данные. Если давать какие-то конкретные рекомендации, то лучше всего упражняться в пении с протяжными песнями. Первое, что необходимо начинающему вокалисту, это узнать, как пропеваются гласные звуки. Поэтому многие современные песни с разговорной манерой исполнения (рэп) для этой цели не подходят. Лучше взять какие-либо произведения из рок-опер или мюзиклов. Мастерство придёт со временем.

        Уроки вокала в нашей Школе, рядом с московским парком Сокольники, помогут вам почувствовать себя легко, свободно и раскрепощённо. Благодаря этим урокам вы научитесь профессионально петь и уверенно и непринуждённо держаться на сцене, не испытывая страха перед публичным выступлением.

        Программа обучения вокалу включает в себя: