Как научиться черчению

Чертеж головки болта. Построение дуг.

Наш первый урок называется
ВЫЧЕРЧИВАНИЕ ГОЛОВКИ БОЛТА

Эта тема была выбрана в соответствии с тем, что во втором семестре в большинстве ВУЗов именно чертеж резьбовые соединения является одним из первых, отправляющих честных студентов за чертежами к нам. Данный урок — пошаговая инструкция показывающая как правильно чертится головка болта, на что следует обратить особое внимание для того, чтобы преподаватель не отправил вас чертить заново и чтобы ваши чертежи были чистыми и без дыр от ластика.

Я заранее прошу прощения за слишком подробный разбор этого чертежа, но это продиктовано тем, что слишком много студентов не сразу понимают соотношение между элементами этой детали на всех трех видах. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос, откуда на чертеже гайки и болта берутся дуги, и почему фаска на разных видах изображается по-разному — настоятельно рекомендую посмотреть специальный урок «Фаска на гайке» Но, пора бы и начать.

Шаг 1 Чертеж болтового соединения должен начинаться с правильного планирования видов на листе. В нашем случае все проще — мы будем чертить только головку болта. Чертим оси на виде сверху (горизонтальная проекция). Далее строим правильный шестиугольник. Проследите, чтоб он был правильно повернут. При выполнении листа с резьбовыми соединениями головка болта и гайки на главном виде должны отражать три грани шестигранника. Внутри шестиугольника чертим окружность, которая может касаться граней, а может быть чуть меньше. Ее диаметр регламентируется ГОСТом . и находится в пределах

(0,93. 0,95)S . Далее на фронтальной проекции чертим нижнюю линию головки болта. От нее откладываем Н мм вверх (Н- высота головки, берется из таблицы с основными размерами болтов) и проводим тонкую горизонтальную линию. Переносим с горизонтальной проекции на фронтальную четырьмя линиями линии ребер.

Шаг 2 Из точек пересечения окружности диаметром D1 с горизонтальной осью проводим наверх две тонкие линии, , получаем точки пересечения 1 и 2. Из них проводим линии под углом 30° до пересечения с крайними ребрами в точках 3 и 4. Таким образом мы получили контуры головки на виде спереди.

Шаг 3 Переносим с фронтального вида на профильный две прямые ограничивающие головку болта снизу и сверху по высоте. Далее, переносим туда же с горизонтальной проекции ось и две линии из точки пересечения окружности диаметра D1 с вертикальной осью головки. Получаем точки 5 и 6. Аналогично предыдущим проецируем еще две линии — крайние. Из точек 5 и 6 проводим линии под углом 30° до пересечения с линиями граней в точках 7 и 8. Мы получили контур головки в профильной проекции.

Шаг 4 Проводим горизонталь из фронтальной плоскости в профильную на уровне точек 3 и 4 при этом получаем точки 9, 10, 11, 12, 13. Эта линия будет ограничивать высоту ребер шестигранника, а полученные точки будут верхними точками этих ребер. Проводим горизонталь в обратном направлении на уровне точек 7 и 8. Эта линия будет ограничивать сверху дуги, которые мы построем на следующем шаге (дуги образуются в результате пересечения шестигранной призмы и конуса с углом наклона образующей 30°; как известно, линия пересечения данных фигур при таком расположении — дуга)

Шаг 5 При построении дуг важно помнить, что дуга — это часть окружности, и поэтому не нужно пытаться заменять их кривыми параболического или гиперболического вида — это бросается в глаза. Строим дуги на фронтальной проекции. Первая из точки 3 в точку 9 коснувшись линии ограничивающей высоту дуг, вторая — из точки 9 в точку 10, опять же коснувшись верхней линии, третья дуга аналогична первой. Переходим к построению дуг на профильной проекции. Первая дуга — из точки 11 в точку 12, коснувшись линии сверху, вторая — из точки 12 в точку 13.

Шаг 6 Из точек 9, 10 и 12 опускаем жирные прямые к основанию головки — это проекции ребер.

Результат: Вот и все. Головка болта построена. Три проекции гайки строятся по сути точно так же, но добавляется отверстие с резьбой и в ряде исполнений — зеркальные дуги. Возможно в дальнейшем появится урок в котором будет так же подробно рассмотрено вычерчивание гайки, но мне кажется, что вам должно хватить информации из сегодняшнего урока.

Ниже я приведу увеличенные изображения двух видов для того что бы вы могли детально разглядеть тонкости построения и все указанные точки.

У величенное изображение, основной вид

У величенное изображение, вид сбоку

Вы можете сказать «спасибо!» автору статьи:

пройдите по любой из рекламных ссылок в левой колонке, этим вы поддержите проект «White Bird. Чертежи Студентам»

или создайте у себя на страничке или в блоге заметку про наши уроки — и кто-то еще сможет освоить черчение.

Автор комментария: Алена
Дата: 2010-06-21

Спасибо вам большое, наконец-то разобралась с этими соединениями! Даже не пришлось рассказывать, что помогал старший брат 🙂

Автор комментария: Александр
Дата: 2010-06-21

Здравствуйте! Очень хочется самому разобраться в листе резьбовые соединения, а у вас урок пока только о вычерчивании головки болта. Желаю вам скорее выложить урок болтовое соединение, какие размеры и откуда там берутся.

Автор комментария: aziz
Дата: 2012-03-15

Автор комментария: Aktobe
Дата: 2012-03-30

спасибо автору статьи, хороший сайт

Автор комментария: злой студент
Дата: 2012-11-28

вы не понятно написали всё,откуда эти дуги вести?
Я сделаю предположение, что вы начали читать с того момента, который вас интересовал. А именно — с построения дуг. Но вся фишка в том, что предыдущие 4 шага — это тоже не просто так написано. Попробуйте перечитать. Поглядывая на схемы. И в том месте, где в первый раз стало непонятно — перечитайте еще раз. Нет смысла переходить к следующему шагу, не поняв текущий. Разве что, в целях написания еще одного комментария о непонятности изложения материала. Да.. Кстати, перед сессией я тоже становился злее.. Я вас понимаю. И желаю удачи!

Автор комментария: komarik
Дата: 2020-01-29

спасибо я прозрел. ))

Автор комментария: Ученица
Дата: 2020-02-09

А учиться на архитектора трудно? Следует ли туда поступать?)) скажите пожалуйста!)

Стать хорошим архитектором трудно, но возможно. При наличии способностей к основным наукам, а также художественных навыков — почему бы и нет! Я бы рекомендовал почитать о профессии, возможно это дало бы вам ответы на ряд вопросов.

Автор комментария: Николай
Дата: 2020-02-17

Автор комментария: Александр
Дата: 2020-02-27

Огромное спасибо!Чувствуется знание своего дела и очень доступно все описано. Работы я не заказываю и во всем разбираюсь сам, но тут не смог догадаться, что надо строить проекции. А ваша страница спала меня. Еще раз спасибо.

Александр, благодарю за отзыв и желание разобраться! Уроки по инженерной графике пишу основываясь на знаниях о том, что именно студенту непонятно, с чем он ко мне чаще всего приходит. А еще меня вдохновляют периодически попадающиеся методички по инженерной графике некоторых ВУЗов. Далеко не все из них ужасные, но порою они (методички) прямо кричат: «мы созданы для того чтоб студент не смог ничего сделать сам!» А самое интересное, что именно на этих кафедрах встречаются задания со сложностью выше средней. Удачи вам, пусть инженерная графика дается легко!

Здравствуйте) Простите,я тут не поняла, при вычерчивании дуг куда ставить иголку циркуля?)) Спасибо)

Эммм. Как вы неожиданно спросили 🙂 Вообще в своей практике я всегда проводил дуги либо от руки (первые лет 8), либо по лекалу (все последние годы). Так получается ярче, чем циркулем. Но вы конечно правы, и где-то центр у дуг есть. В литературе встречаются рекомендации про радиусы этих дуг, но как правило, это относится к изображениям, построенным не по размерам гаек и болтов из ГОСТов, а построенным по соотношениям. Есть такой способ — когда строят болт, гайку и шайбу используя для получения всех размеров коэффициенты к диаметру болта. Вот там — да, есть коэффициенты и для радиуса дуг. Но в рассматриваемом случае лучше построить дуги от руки или по лекалу, опираясь на три известные точки.

Автор комментария: Дарья
Дата: 2020-03-25

Спасибо!) буду чертить по лекалу=))

Автор комментария: Валентина
Дата: 2020-04-16

Здравствуйте! Покажите-расскажите, как чертится резьба внешняя в изометрии

Автор комментария: александр
Дата: 2020-09-09

а какие ставят размеры если масштаб не в натуральную величину

Автор комментария: Юрий
Дата: 2020-04-12

Простите, а Вы уверены, что на шаге 1 «Ее диаметр регламентируется ГОСТом . и находится в пределах

0,93D-0,95D»? Лично я на вашем рисунке вижу D1=0.93S-0.95S

Юрий, отлично! Вы нашли столь незаметную, но столь серьезную опечатку! Исправил в тексте. Спасибо!

Автор комментария: Юрий
Дата: 2020-05-06

Спасибо за подробный ответ! Ваша страничка очень мне помогла.!

Автор комментария: Александр
Дата: 2020-10-27

а ни чего, что S не получается как в таблице, если чертить через D. То есть табличное значение D делим пополам, получаем радиус, строим окружность. Этим же радиусом делим окружность на 6 равных частей. И S не получается как в таблице. S на 3 мм всегда меньше табличного значения.

Автор комментария: Студент ТХТ
Дата: 2020-05-23

Всем здрасте! На данный момент к меня идет аттестация по инженерной графике, у меня задание «построить болт в 3х видах: М 27х90» пожалуйста выручите меня 🙁

Добавьте свой комментарий:

[email protected] >Наша страница в ВК:

Антон, огромное спасибо Вам за помощь! сдала и чертеж, и домашние контрольные, преподаватель даже не задал ни одного вопроса! оценка ОТЛИЧНО! Посоветую Вас, как специалиста высокого класса, своим знакомым!

Анастасия, рад был вам помочь. Тем более, что я знал, насколько для вас важна была эта оценка. Спасибо за отзыв!

Как научиться черчению

Так же, как театр начинается с вешалки, выполнение чертежа начинается с расчерчивания рамки, после чего чертят основную надпись чертежа. Это тот самый штамп в правом нижнем углу листа размером 185 мм на 55 мм. Вот как он выглядит:

(при нажатии на рисунок вы сможете рассмотреть основную надпись чертежа в отдельном окне в более высоком качестве)

Обычно используются и заполняются следющие графы:
1 — наименование изделия (в учебных чертежах преподаватели нередко предлагают указывать название темы, обычно это чертежи по начертательной геометрии).
Запись ведется в именительном падеже единственного числа. Если название состоит из двух слов и более, то первое слово должно быть именем существительным, например «Втулка проходная»;
2 — обозначение документа;
3 — масштаб;
4 — порядковый номер листа (графу не заполняют на документах, выполненных на одном листе);
5 — общее количество листов документа (графу заполняют на первом листе);
6 — литера документа;
7 — фамилии; (в учебных чертежах как правило напротив графы Разраб. указывается фамилия студента, а напротив граф Пров. и Утв. — фамилия преподавателя)
8 — подписи;
9 — дата подписи документа;
10 — наименование, индекс предприятия;
11 – обозначение материала (заполняется на чертежах деталей).

Если вы только-только начинаете выполнение чертежей и у вас возникают трудности с заполнением штампа (обычно это графы 2,6,10,11) — не переживайте, как правило преподаватели доходчиво объясняют, что именно они хотят видеть и вы сможете дозаполнить их непосредственно перед сдачей. Если же у вас имеется методичка вашего ВУЗа — лучше конечно воспользоваться рекомендациями и заранее заполнить все поля.
Все графы, кроме подписей и дат, заполняются карандашом, стандартным шрифтом. Необходимо обратить внимание на то, что при вычерчивании основной надписи используются как основные, так и тонкие сплошные линии. При этом основная линия в основной надписи чертежа должна быть такой же толщины, как и основная линия на самом чертеже. Очень часто можно увидеть чертежи выполненные уже с обводкой, а при этом штамп начерчен линиями в два раза толще (такое случается оттого, что штамп студентами чертится легко и от этого линии используются более уверенно. Но не забывайте, что после этого придется еще раз обвести основные линии на чертеже)

Приведем пример расположения основной надписи чертежа на листах А4 и А3:

или запишите наш телефон и расскажите о нас своим друзьям — кто-то наверняка ищет способ выполнить чертежи

А вот это — не реклама. Это напоминание, что каждый из нас может сделать. Если хотите — это просьба. Мы действительно им нужны:

Автор комментария: Алена
Дата: 2010-08-02

По мойму не сложно, но мне не понятно это все писать внизу чертежного листа?

Автор комментария: Антон
Дата: 2010-08-02

Алена, вы правы: эта надпись располагается в правом нижнем углу чертежа. В случае с листом А4 (который всегда располагается вертикально) надпись окажется «просто внизу».

Автор комментария: Светланка
Дата: 2010-10-20

Ой большое спасибо, а то завтро сдавать и не нашла листочек с примером и вот я здесь.

Автор комментария: geniusaf
Дата: 2011-01-10

Классные уроки, а главное раскладываете все по полочкам, в отличие от моего препода, который всё валит в одну кучу, что не разберёшься. Но хотелось бы больше уроков.

Автор комментария: Ми
Дата: 2011-05-21

спасибо)кажется черчение сдам:)

Автор комментария: Екатерина
Дата: 2011-08-14

А я преподаватель черчения, бумажный вариант конспекта есть, а тут готовый электронный, что всегда усложняется комп.эскизами. Спасибо ничего лишнего.

Читайте так же:  Как научиться защищать себя

Автор комментария: Ирина
Дата: 2011-10-08

Спасибо, не встречала еще в интернете более четкого, логичного и полного объяснения.

Ирина, очень важно услышать ваше мнение, ибо всегда при написании очередного урока по инженерной графике мучаюсь в сомнениях, «а понятно ли я рассказываю материал?» Ваш отклик добавил уверенности, спасибо!

Автор комментария: елена
Дата: 2011-12-06

Очень хорощие поучительные уроки.Вот только основные уроки,которые ДОЛЖНЫ преподаваться в школах. увы убрали из общешкольного образования,а заменили уроками физкультуры.Печально.

Автор комментария: Дима
Дата: 2012-10-24

Спасибо огромное! Пропустил первые уроки и не понимал ничего, про какую надпись такую основную говорят) Автору респектуха;)

Автор комментария: Валентина
Дата: 2020-04-15

Низкий поклон автору за доступное, пошаговое обучение, а таким, как я, учившимся в прошлом веке, за уроки-повторения. Классно изложен материал! Думаю, что внуку будет понятно!

Автор комментария: екатерина
Дата: 2020-12-09

в графе 1 пишется наименование изделия и наименование документа ГОСТ 2.104 Тема в графе 1 не пишется «Разрез простой»-очень неудачный пример для наименования изделия «Втулка проходная», «Панель задняя», «Камера телевизионная»-более удачный пример

Екатерина, ваша бдительность послужит не одному поколению студентов! Так и напишу, спасибо за рецензию!

Автор комментария: антон
Дата: 2020-01-30

Спасибо. Для технической документации на эектросхемы, на второй и последующий листы несколька другие штампы. Расширьте статью. Еще раз — Спасибо.

Автор комментария: сергей
Дата: 2020-04-03

спасибо но хотелось-бы увидеть размеры шрифта при заполнении граф 2,11,10

Я бы не стал слишком серьезно подходить к вопросу выбора шрифтов. Выбирайте из имеющегося ряда: 3.5-5-7-10. Просто прикидывайте, каким шрифтом будет нагляднее. И чтоб надпись вместилась. Ругать вас тут вряд ли кто-то станет. Но стоит избегать писать в большой графе короткие надписи типа «Крышка», «Корпус», заведомо мелким шрифтом. Это будет смотреться неорганично и даже в какой-то степени неуважительно. Я бы в таких случаях рекомендовал использовать шрифт высотой хотя бы 7 мм, а лучше 10.

Мне нужно начертить заглавный лист,где написано «графическая работа» и внизу все,что полагается у меня начерчено,только поля и с боков рамки,ещё в правом нижнем углу рамка размером18 в длину,5 в высоту,а посередине должно быть написано «графическая работа», как это сделать?

Я пока только начал с вами работать, но первые две работы сдал без проблем — сопряжения и построение видов и разрезов. Думаю и дальше все будет ровно. Во всяком случае, вы производите впечатление профессионала в своем деле.

Уроки по черчению. Инженерная графика.

Основная надпись чертежа

Дата добавления: 2010-04-29

Театр начинается с вешалки? Ок. Выполнение чертежа начинается с вычерчивания основной надписи чертежа. Штамп — второе ее название. В статье указаны размеры основной надписи чертежа и принципы ее заполнения. Но не забудьте сначала начертить рамку листа, так же как до театральной вешалки необходимо открыть пару массивных дверей 🙂

Чертеж головки болта. Построение дуг.

Дата добавления: 2010-04-21

В этом уроке вы узнаете, как правильно начертить головку болта. Если вы поймете все описанные моменты — ваша работа «резьбовые соединения» для вас уже не будет столь сложной, а преподаватель будет приятно удивлен тому, что в вашей работе не оказалось типичных ошибок, которые так часто допускают студенты технических ВУЗов. Кроме того, по аналогии выполняется и чертеж гайки, поэтому советуем разобраться в этом уроке хорошенько.

Как начертить изометрию?

Дата добавления: 2010-08-02

Построение изометрической проекции детали — обязательная тема в курсе черчения и инженерной графики. В этом уроке я постараюсь показать на примере простой детали, как происходит построение изометрии.

Построение эллипса с помощью циркуля. Как начертить эллипс?

Дата добавления: 2010-08-11

Одним из частых элементов на учебных чертежах является эллипс. В этом уроке мы рассмотрим, как начертить эллипс с помощью циркуля. Построение эллипса — задача несложная. Но зачастую чертежи протираются до дыр, в попытках построить красивую симметричную фигуру.

Деление окружности на 5 частей.

Иногда возникает необходимость разделить окружность на пять равных частей. В этом уроке описан алгоритм деления окружности. Кроме того, построение правильного пятиугольника использует этот же алгоритм.

Использование типов линий. ГОСТ 2.303-68

Дата добавления: 2010-09-07

Вы собираетесь начертить первый чертеж, но не можете начать из-за того, что не понимаете, какие линии и как использовать, насколько допустимы отклонения от ГОСТа, как мерить толщину линии и т.д. Давайте вместе разберемся с применением различных типов линий в черчении.

Чертежный шрифт. Титульный лист.

Дата добавления: 2010-09-14

Как правильно начертить шрифт чертежный? Инженерная графика, буквы. Если такие запросы вы задавали поисковой системе, то этот урок для вас. Так же он должен помочь вам выполнить титульный лист по черчению.

Как начертить наклонное сечение

Дата добавления: 2010-09-21

После того как студент осваивает построение третьего вида детали, ему дают задание, в котором просят начертить натуральный вид фигуры сечения. В ходе выполнения задания необходимо начертить наклонное сечение детали, заданное преподавателем.

Как начертить окружность в изометрии?

Дата добавления: 2010-10-25

В этом уроке мы рассмотрим, как начертить окружность в изометрии. Этот материал можно считать второй частью урока про построение изометрии.

Мой первый чертеж. Часть первая, успокоительная.

Дата добавления: 2011-09-06

Эта статья поможет вам побороть страх и трепет перед непонятным и неведомым черчением. Если вы еще только готовитесь начертить свой первый чертеж, или попробовали, но не вышло — приглашаю на занятие! В ходе этого урока мы создадим чертеж простой детали, а главное, вы узнаете, что ГОСТы — это не злющие цепные псы, и что чертить вы вполне можете. Возможно, это — САМЫЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ЧЕРЧЕНИЯ из всех представленных здесь. Так же будет полезен и родителям 🙂

Мой первый чертеж. Часть вторая. Обводка чертежа, заполнение основной надписи чертежа.

Дата добавления: 2011-09-08

Как правильно обводить чертеж? Как правильно заполнить основную надпись чертежа? Как связаны между собой сплошная основная линия и сплошная тонкая? Обо всем этом я расскажу вам во второй части Самого Главного Урока. В конце статьи вы сможете скачать пример первого учебного чертежа.

Откуда берутся дуги на гайке?

Дата добавления: 2011-09-30

Если вам необходимо выполнить чертеж болта, или чертеж гайки, а вы смотрите на их изображения, и не понимаете, с чего вдруг они такой чудной формы, откуда там взялись кривые линии, почему фаски на одном виде такие, а на другом — уже другие, то этот урок поможет вам ответить на эти вопросы

Мой первый чертеж. Часть третья. Простой разрез детали

Дата добавления: 2011-10-07

Предлагаю на простом примере рассмотреть, как показать на чертеже внутренние контуры детали. В ходе урока мы выполним простой разрез детали, выполним штриховку плоскости разреза. Этим уроком заканчивается цикл статей «Мой первый чертеж».

Построение наклонного сечения, заданного на виде слева

Дата добавления: 2020-04-18

Регулярно получаю вопрос: Могли бы вы показать, как начертить наклонное сечение детали, если секущая плоскость задана на третьем виде (на виде слева)? Данный пост — долгожданный ответ на очень непростой вопрос.

Как построить диметрию детали?

Дата добавления: 2020-11-10

В этом уроке я подробно расскажу вам о том, как выполнить построение диметрии детали. Мы пошагово пройдем все этапы, начиная от вычерчивания осей и завершая торжественным отсечением четверти. Как начертить диметрию с вырезом четверти? Все тайны раскрываются в этом уроке!

работаю преподавателем инженерной графике в техникуме.очень понравился раздел по практике применения. Хотелось бы узнать приемы преподавания начертательной геометрии в соответствие с новыми образовательными стандартами

Как правильно чертить чертежи

Для того, чтобы выполнить даже самый простой чертеж на бумаге, крайне важно соблюдать установленные нормы и требования, касающиеся чертежей, делать рисунки в установленных масштабах, с использованием определенного чертежного шрифта.

Первое, с чего стоит начать, это с оформления специальной чертежной рамки. Для нее стоит сделать отступы по 5 миллиметров сверху, снизу и справа, и 20 миллиметров слева для удобного подшивания готового чертежа.

В правом нижнем углу листа располагается основная надпись, для нее расчерчивают специальную таблицу высотой 55 миллиметров и 185 миллиметров в ширину. Основная таблица в обязательном порядке заполняется шрифтом по ГОСТ 2.304-81.


Перед тем, как приступить к работам, необходимо подготовить инструменты, среди которых:

— карандаши разной твердости;
— мерительная линейка;
— угольники;
— готовальню;
— стирательную резинку;
— прочие инструменты.

Бумага выбирается подходящего формата, обратите внимание на то, что от качества бумаги зависит качество нанесенного на нее чертежа. Приобрести подходящие листы можно в любом канцелярском магазине.

Прежде чем приступать к черчению, стоит обучиться написанию цифр и букв по ГОСТу. Желательно потренироваться на отдельном листе, где предварительно стоит начертить специальную вспомогательную сетку. Со временем у вас выработается глазомер, и чертежные буквы будут одинаковыми.

В требования ГОСТа указано, что чертежный шрифт, как буквы, так и цифры, должен быть наклонен на 75 градусов.

Самыми распространенными ошибками при выполнении чертежного шрифта принято считать:

— буквы не соответствуют размерам, указанным в ГОСТе;
— все буквы разного размера и «прыгают» в строке;
— у букв разный наклон.

Чтобы научиться правильному написанию чертежного шрифта, первое время можно с помощью циркуля проводить две линии по высоте букв. Так шрифт будет ровным и буквы не будут разной высоты.

Новичкам рекомендуется выбирать чертить линии оптимальной шириной от 0,8 до 1 миллиметра. Обратите внимание на то, что рамка и основная надпись в чертежном рисунке должны быть сделаны непрерывной толстой линией. Тонкая сплошная линия поможет сделать изображение сечения детали, а также сделать выносные размеры.

В черчении используются и другие линии:
— сплошная неровная линия – предназначена для обозначения линии разграничения на рисунке. Часто проводится в случае, когда деталь слишком объемная и ее нет смысла помещать целиком;
— штриховка – обозначаются невидимые линии;
— штриховка с пунктиром – обозначение центра детали либо оси.

Все основные линии на рисунке выполняются толщиной до 0,3 миллиметров на формате до А1, при этом толщина штриховки подбирается в соответствии с размерами детали. При выполнении процедуры проекционного черчения чаще всего допускаются следующие ошибки и неточности:
— неправильная штриховка деталей;
— в аксонометрических проекциях неправильно строится изображение круговых и элипсовидных деталей;
— неправильно выбирается секущая площадь детали, в связи с чем не удается рассмотреть все особенности детали.

Изображаемый предмет располагают таким образом, чтобы все его грани соответствовали шести плоскостям проекций. При этом вид спереди (фронтальная плоскость) является основным изображением.


Лучше всего расположить деталь к наблюдателю таким образом, чтобы создавалось полное представление о размерах, форме и других характеристиках изображаемого изделия.

Обычно на чертежах деталь схематически разрезают, это делается для того, чтобы понять строение детали изнутри. Это дает полное представление о разрезах, выемках и прочих особенностях, которые не видно на фронтальной плоскости.

Желательно первоначально выполнять изображение тонкими линиями, которые будет легко убрать. Толстыми линиями чертеж лучше обвести на последнем этапе.

Обучение черчению с нуля. Черчение для начинающих

Роль чертежа в жизни человека история развития чертежа

Графика – это средство создания материальных, духовных, интеллектуальных и художественных ценностей человека. Чтобы построить дом, автомобиль или самолет, изготовить одежду, мебель или детскую игрушку, надо сначала спроектировать изделие, вычертить его и нарисовать. Этим занимаются инженеры, архитекторы, дизайнеры и представители многих других профессий. Все они говорят на едином, общем для них профессиональном языке – языке графики.

Трудно сказать, когда появились у того или иного народа первые графические построения. По-видимому, потребность в их точных или приблизительных результатах относится к самым ранним стадиям развитая человеческого общества. Можно сомневаться, что какой-либо определенный народ впервые изобрел тот или иной прием или способ графических построений и затем путем общения передал свое изобретение другим народам. Скорее всего, каждый самостоятельно проходил первый этап развития графической культуры. Именно этот этап теряется в глубине тысячелетий и имеет, должно быть, не меньшую историю, чем возникновение речи и совершенствование простейших орудий труда.

Другое дело – развитие абстрактных понятий, создание правил и методов изображений. Здесь заимствование неизбежно. И более развитые народы являются источником более квалифицированных познаний. Именно это заставляет нас пристально изучать те нити, которые могут служить путями передачи интеллектуальных богатств. Естественно, и нам придется обращать внимание на эти исторические факты, чтобы знать истоки возникновения графического искусства.

Графические изображения Чертежные инструменты и принадлежности

В наше время чертеж – это своеобразный документ. Он определяет состав и устройство изделия, содержит необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, эксплуатации и ремонта. Чертеж содержит изображения, размеры, текст. По изображениям можно судить о геометрической форме данной детали, а по надписи – о названии, масштабе, в котором выполнены изображения, материале, из которого изготовляется деталь и др. Размерные числа дают возможность судить о величине детали в целом и ее частей. Здесь же содержатся данные об обработке детали при ее изготовлении, некоторые другие условные знаки и надписи. Такой чертеж дает полное представление о детали.

Читайте так же:  Как научиться танцевать как в шаг вперед 3

Кроме чертежа детали существуют сборочные чертежи, эскизы, схемы, изображения разверток, технические рисунки и т.п. Такие изображения называют графическими. Они состоят из линий, штрихов, точек и выполняются карандашом, тушью, чернилами.

Изображения на чертежах строят с помощью чертежных инструментов. От правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.

Твердые карандаши Мягкие карандаши

Таблица 1. Параметры надписей чертежа

№ графы Надпись в графах Номер шрифта
1 Название листа 3,5 строчной или 5 прописной
2 Масштаб 5
3 Номер листа 5
4 Чертил 3,5 строчной
5 Принял 3,5 строчной
6 НТГСПА 5 прописной
7 ХГФ 5
8 Шифр (№ зачетной книжки) 3,5

Для рамки на любом формате Напоминаю вам опять: Откладывайте слева 20, А от других сторон по 5.

При выполнении чертежей применяют линии разной толщины и начертания в соответствии с ГОСТ 2.303–68. Каждая из них имеет свое значение.

Таблица 2. Линии чертежа

Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров. Форматы листов определяются размерами внешней рамки (выполненной тонкой линией). Обозначения и размеры сторон должны соответствовать указанным на рис. 6.

Интересно, что в XXIII столетии основными линиями чертежа являлись сплошные контурные и точечные (пунктирные – с нем. punkt – точка) линии. Последние применялись в качестве линий невидимого контура и линий обрыва, а с появлением на чертежах размеров – в качестве выносных и размерных линий:

С повышением требования к чертежу в части его полноты и возможности проведения на нем графических преобразований с 40-х годов XIX столетия на чертежах стали применяться осевые линии. Их проводили сплошными линиями синего цвета.

Стремление к большей наглядности чертежа вызвало необходимость оттенения и раскраски чертежей. Однако от цветных линий, тушовки и раскраски пришлось отказаться в связи с новыми способами размножения чертежей – светокопированием (с 1897 г.) и фотографированием. Осевые линии стали проводить штрих-пунктирными. Для невидимого контура вместо точечных (пунктирных) линий стали применять штриховые. В начале XX столетия размерные, а затем и выносные линии стали проводить тонкими сплошными линиями, что способствовало ускорении работ по выполнению оригиналов и подлинников, увеличивало четкость их копий. Вместо раскраски мысленно рассеченных частей деталей стали наносить условные обозначения материалов с помощью штриховок различного вида.

Любые технические чертежи обычно сопровождаются надписями. Умелое их распределение на чертеже, аккуратное выполнение придаст чертежу строгость и четкость. Размеры шрифта, который вы выбираете, должны строго соответствовать размерам формата чертежа. Для хорошего чтения и восприятия надписей, а также правильного и быстрого их выполнения вам необходимо знать стандартный шрифт ГОСТ 2.304–81, применяемый для чертежей и другой технической документации как отраслей промышленности, так и строительства. Ниже для справок даны основные размеры шрифта типа В, поскольку он наиболее часто используется в учебных чертежах.

Таблица 3 Параметры и размеры чертежного шрифта

Параметры шрифта Обозначение Относительный размер Размеры, мм
Размер шрифта –
высота прописных букв h 10d 1,8 2,5 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0 20,0
высота строчных букв с 7d 1,3 1,8 2,5 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0
расстояние между буквами минимальный шаг а 2d 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4 2,0 2,8 4,0
строк (высота вспомогательной b 17d 3,1 4,3 6,0 8,5 12,0 17,0 24,0 34,0
сетки)
минимальное
расстояние между словами е 6d 1,1 1,5 2,1 3,0 4,2 6,0 8,4 12,0
толщина линии шрифта d d 0,18 0,25 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4 2,0

Расстояние а между буквами, соседние линии которых не параллельны между собой (например, ГА, AT), может быть уменьшено наполовину, т.е. на толщину d линии шрифта.

Минимальным расстоянием, между словами (е), разделенными знаком препинания, является расстояние между знаком препинания и следующим за ним словом.

Устанавливаются следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40 (применение шрифта размером 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б).

Размер шрифта (h) — величина, определенная высотой прописных букв в миллиметрах (рис. 15).

Как писать буквы, чтобы было просто, красиво и со вкусом!

1. Вертикальные и наклонные (под углом 75°) элементы проводим сверху вниз; горизонтальные – слева направо.

2. Если в букве есть скругления, то сначала выполняем скругления, а потом плавно соединяем их прямыми.

3. Серединный дополнительный элемент прописных букв чертежного шрифта Р, У, Ч, Я (где наиболее развита верхняя часть) проводим под средней линией вспомогательной сетки, в остальных случаях – над ней.

4. Для качественного выполнения надписей чертежным шрифтом сначала размечаем буквы тонкими линиями (мягким карандашом).

5. Направление обводки особенно важно, когда вы работаете пером или ручкой (гелиевой, шариковой и т.п.), при обводке тушью, краской и т.п.

Знаете ли вы, что впервые стандартный шрифт ввел Петр I еще в начале XVIII века. Его назвали «гражданским». С незначительными изменениями этот шрифт сохранился и до наших дней. Со шрифтом Петра I можно познакомиться в одной из первых печатных книг «Русская техника».

Однако большая часть чертежей до середины XIX века подписывалась обычным почерком. И чем он был замысловатей, тем лучше оценивалась работа чертежника. Только после 40-х годов XIX века стали встречаться чертежи, оформленные художественными шрифтами:

Елизаветинский, Канон малый, Рондо и другие.

Нанесение размеров. Масштабы

Основанием для суждения о величине изображаемого на чертеже предмета и его элементов служат размерные числа.

Правила для нанесения размеров на чертежах изложены в ГОСТ 2.307–68, а также частично в ГОСТ 2.109–73. При чтении размеров необходимо помнить, что размерные числа без обозначения единицы измерения указывают линейные размеры в миллиметрах. При других единицах измерения длины (см, м, км) их указывают на чертеже. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения, например: 4°; 4°30″; 0°30″40».

Нанесение размеров на технических чертежах обусловлено рядом специальных положений. Следует помнить, что с геометрической точки зрения без учета технологии изготовления изделия размеры следует наносить в такой последовательности:

Размеры каждой части формы предмета;

Размеры, связывающие геометрические формы между собой;

Габаритные размеры (наибольшая длина, высота, ширина). Масштаб – отношение

линейных размеров предмета на чертеже к его натуральным (действительным) размерам. Стандарт 2.302–68 устанавливает масштабы изображений на чертежах всех отраслей промышленности и строительства. При этом в машиностроении нередко используют масштаб натуральной величины (1:1) строительстве и архитектуре – масштабы уменьшения, в оптике и приборостроении – масштабы увеличения.

Рис. 28. Расстановка линейных размеров

Габаритные размеры – наи большие размеры детали по длине (80), высоте (50), толщине (4).

Размеры элементов – раз меры величины вырезов (30, 15), выступов, отверстий (016), пазов и т.д.

Координирующие размеры — размеры, показывающие расположение элементов относительно контура дета ли (17) и друг друга (50).

Если диаметр меньше 12 мм, то размерные числа и стрелки располагают снаружи окружности.

Если диаметр больше 20 мм и меньше 40 мм, то стрелки располагают внутри элемента, размерные числа – снаружи.

Если диаметр больше 40 мм, то размерные числа и стрелки располагают внутри окружности.

Размеры радиусов дуг наносят аналогично нанесению размеров окружностей.

Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

При расположении элементов предмета (отверстий, пазов, зубьев и т.п.) на одной оси или на одной окружности размеры, определяющие их взаимное расположение, наносят следующим образом:

От общей базы (поверхности, оси) – по рис. 31 а и 6;

Заданием размеров нескольких групп элементов от нескольких общих баз – по рис. 31 в;

Заданием размеров между смежными элементами (цепочкой) – по рис. 31г.

Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.

Проецирование на одну плоскость проекций

Проецирование – процесс получения изображения предмета на плоскости.

Плоскость проекции – плоскость, на которой получают проекцию предмета.

Проекция – изображение объекта, полученное при проецировании его на плоскость проекции.

В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает прямоугольным, косоугольным и центральным (рис. 37). Если проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется параллельным. Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены перпендикулярно плоскости проекций (т.е. под углом 90°), проецирование называется прямоугольным или ортогональным, если не под прямым углом – косоугольным. Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным.

В российских школах черчение вводится в курс обязательного изучения уже с 7 класса. На первых уроках ребята изучают основные правила, знакомятся с различными графическими способами передачи объекта на поверхность чистого листа и выполняют несложные чертежи. Этот урок характерно воздействует на мышление подростка, расширяет его кругозор и внимание. В будущем, основы черчения обязательно пригодятся при желании стать профессиональным инженером, архитектором, конструктором, строителем, дизайнером или специалистом любой другой технической профессии.

С чего начинается черчение?

Черчение для начинающих изучается с простых материалов, которые являются основой и порождают навык умения производить точный чертеж, согласно заданным параметрам. На первом этапе необходимо научится выполнять самые элементарные задания, связанные с делением прямых линий на равные части. Также к данной науке относится детальное изучение разномасштабных геометрических фигур и узоров симметричного типа. Чтобы выполнять чертеж на «отлично», нужны не только знания, но и точное зрение, а также удобные специальные инструменты для произведения чертежа.

Более сложный уровень черчения начинается на втором этапе изучения данного предмета. Его основой является умение в точности изображать топографические и географические карты, с максимально точным соблюдением масштаба, цветовых условий и специальных знаков. Такое сложное черчение, как правило, изучается в специализированных учебных заведениях, при выбранной специальности, требующей умений и навыков в этой сфере.

Чтобы соответствовать современным требованиям выбранной специальности, которая предусматривает обязательные знания данной науки, многие молодые люди интересуются возможностью изучения предмета самостоятельно. Как правило, такая проблема возникает при желании отучиться на техническую профессию, где умение правильно рисовать чертежи, схемы и эскизы просто необходимо!

Основной целью обучения черчению для начинающих является закрепление или получение знаний в области данного предмета, которые в свое время были получены на по черчению.

Навыки чертежного мастерства можно получить несколькими способами:

Платные курсы по черчению;

Индивидуальные занятия с профессиональным репетитором по данному предмету;

Самостоятельное изучение черчения с помощью компьютерных программ. В интернете также есть специальные сайты для начального изучения предмета, поэтому каждый желающий пользователь может без привлечения педагога, изучить черчение для начинающих в комфортном для себя режиме.

Разработка урока черчения для 8-9 классов

Составитель: учитель изобразительного искусства и черчения

Иванча Оксана Владимировна.

Развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических, пространственных представлений;

Развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Материалы: наглядные пособия, чертежные инструменты для выполнения графической части урока.

3. Конкурс капитанов.

4. Графическая работа.

5. Чтение рассказа.

6. Конкурс капитанов.

7. Реконструкция чертежа.

8. Подведение итогов.

Конкурсы для команд «Художники» и «Конструкторы», развивающие логическое и пространственное мышление.

Обман зрения при рассматривании рисунков представляет большой интерес для художников и конструкторов.

а) Что перед вами: ваза или два силуэта в окне?

б) Дано изображение двух женщин, старой и молодой. Черты лица старой женщины представлены полнее, чем молодой, но в конце концов, оказывается видным и молодое лицо. Найди его. (см. прилож.)

2. Какие аксонометрические проекции книги представлены на рисунке? (см. прилож.)

3. Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметрии букв? Попробуйте выделить следующие группы букв:

а) имеющие только горизонтальную ось симметрии;

б) имеющие только вертикальную ось симметрии.

4. Какую ось симметрии имеют слова: НОС, ПОТОП.

5. Как нужно написать имя НАТАША, чтобы оно приобрело ось симметрии.

Задание для художников:

На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте, кому принадлежат слова: «Где крик, там нет истинного знания».

Задание для конструкторов:

Таким же способом, используя проекции и аксонометрическое изображение, прочитайте: Что такое чертеж? (см. прилож.)

Задание для команд

а) На дно ящика с квадратным основанием плотно уложено 9 бильярдных шаров. На этот слой в углублениях положен второй слой, а в его углублениях – третий слой. Сколько шаров в ящике.

б) На урок черчения преподаватель принес предмет и поставил его на видное место. Контур этого предмета для всех учеников был одним и тем же. Что это за предмет?

2. С большинством этих предметов вы встречаетесь каждый день и не один раз. Узнайте их по проекции. (см. прилож.)

3. Поставьте на циферблате часов цифры 3,6,9,12

4. Найдите ошибку в рисунке шахматной доски.

5. Какая у стола крышка: круглая или квадратная?

6. Левая туфля перед вами или правая? (см. прилож.)

1.По двум проекциям постройте вид слева.

Для того чтобы показать из какого материала сделан тот или иной элемент здания или сооружения, на чертежах обычно не пишут названия материала, а применяют условные изображения, которые наносятся на разрезы соответствующих элементов. Знаете ли вы эти условные изображения? Попробуйте прочитать такой рассказ:

Читайте так же:  Как научиться делать фокусы в карты

«Мы подошли к зданию Дворца искусств, который построен из таких материалов как 1, 2, 3, 4. Совсем недавно строители снимали здесь 5, возили для фундамента 6, теперь убирают мусор, неиспользованный материал 7, 8, 9. На площадке перед дворцом- фонтан, уже наполненный 10. Скоро открытие дворца». (см. прилож.)

Задание для капитанов

Дано аксонометрическое изображение дома, отнесенное к плоскости проекции V , W , H и его чертеж в трех проекциях.

Поставьте буквенные обозначения проекций точек:

Для образца обозначены проекции точек M , S , R . (см. прилож.)

Задание для команд: используя аксонометрическое изображение детали постройте необходимое количество видов. (работа по карточкам)

На рисунке дано задание на реконструкцию изображения. Необходимо восстановить поврежденную часть чертежа на основе использования проекционных связей его сохранившихся частей. (задание на усмотрение учителя)

Подсчитывается количество баллов, набранных командами.

Воротников И.А. «Занимательное черчение». М., 1990.

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу — спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения 1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом O .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии сплошными тонкими ; линии невидимого контура штриховыми ; осевые штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунокзначит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда — первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм — второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность — это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: v2, v3, v4» v5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «v2» — прямоугольник с отношением сторон 1: v2; на диагонали последнего — новый прямоугольник с отношением сторон 1: v3; далее прямоугольник — 1: v4 (два квадрата) и 1: v5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка — одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка — для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр — для разметки черновых заготовок; линейка — для измерения деталей и заготовок; угольник — для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок — для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка — для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба — для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль — для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль — для определения диаметра круглых отверстий; нутромер — для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании — до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений — зажимом столярного верстака — вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.