Как научиться лучше рассуждать

Как научиться лучше рассуждать

Учитесь правильно рассуждать

«Однажды, в самом начале учебного года, мне пришлось услышать разговор двух девочек. Старшая из них перешла в шестой класс, младшая — в пятый. Девочки делились своими впечатлениями об уроках, учителях, подругах, о новых предметах. Шестиклассницу очень удивили уроки геометрии: «Вот чудеса,- говорила она. — пришла учительница в класс, нарисовала на доске два равных треугольника, а потом целый урок доказывала нам, что они равны. Никак не пойму: зачем это нужно?». «А как же ты будешь отвечать?» — спросила младшая девочка. «Выучу по учебнику. вот только очень трудно запомнить, где какую букву нужно поставить. » Таким рассказом начинается интересная книжка А. И. Фетисова «О доказательстве в геометрии» (1954).


Н. К. Крупская (1869-1939). ‘Когда ребята поймут связь математики с другими отраслями знаний, математика оживет, будет увлекать, из трудного предмета превратится в отрасль знания’

Мне тоже много раз приходилось слышать от шестиклассников, что они не понимают, зачем нужно рассуждениями доказывать геометрические теоремы. «Что вертикальные углы равны, — говорили они, — это и так видно». «Что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны — это показывает чертеж. Чего же тут еще рассуждать?» — удивлялись они. Нельзя было оставлять такие вопросы без ответа, вот и приходилось беседовать с учащимися о математических доказательствах. Об одной из таких бесед я и расскажу.


Рис. 5., Рис. 6., Рис. 7., Рис. 8., Рис. 9., Рис. 10., Рис. 11

Шестиклассник Боря сказал мне, что геометрические теоремы надо доказывать чертежами. «Посмотришь на чертеж, и сразу видно, что теорема верна. Глаз не обманет», — говорил он. У меня под руками на этот раз оказалось несколько интересных рисунков, и я показал их Боре. «Сравни длины вот этих двух отрезков», — попросил я (рис. 5). Боря посмотрел на чертеж и, усмехнувшись, сказал: «Конечно, вертикальный длиннее». «А сейчас?» — и я показал второй чертеж (рис. 6). «Левый длиннее», — заявил Боря. «А вот два параллелограмма (рис. 7), и в каждом из них проведена диагональ. Сравни их». И на этот раз Боря уверенно заявил, что нижняя диагональ длиннее. Тогда я предложил Боре линейкой измерить все сравниваемые отрезки. Он охотно взялся за это, ничуть не сомневаясь, что измерения только подтвердят его ответы. Но измерения показали, что на каждом из этих чертежей длины сравниваемых отрезков равны. Боря не поверил этому и снова начал измерять. Новые измерения привели его к тому же выводу. Лицо Бори выражало растерянность. Он моргал глазами, силясь понять, в чем же дело.

Дальше я показал Боре еще три чертежа (рис. 8, 9, 10) и попросил установить — прямые или кривые линии АВ и CD на этих чертежах? Ответ был таким: «Конечно, кривые». И снова Боря растерялся, когда приложил к этим линиям линейку и обнаружил, что все линии прямые.

Наконец я показал Боре еще один рисунок (рис. 11) и спросил, что изображено на нем. Он внимательно посмотрел и сказал: «Тут изображены три кубика: один вверху, а два внизу». «Посмотри снова, — попросил я, — так как мне кажется, что вверху два кубика, а под ними один». Боря снова посмотрел. «А ведь верно, два вверху и один внизу. Почему же мне вначале показалось, что наоборот? Постойте, постоите, опять два внизу, а один вверху». Боря удивленно потер глаза. «Как же так? Снова два сверху, а один снизу. Чудно».

После всех этих демонстраций мне осталось спросить Борю: «Можно ли доказывать чертежами теоремы? Не могут ли наши глаза обманывать нас?» И Боря честно признал, что рассмотрение чертежей может привести к ошибочным заключениям, потом немного подумал и, оживившись, сказал: «Глазам доверять нельзя, а надо измерять». Пришлось мне продолжить беседу. Я сказал Боре, что всякие измерения неточны, да к тому же выполнить их часто бывает трудно. Может, например, не оказаться под руками нужных инструментов. Но главное — в другом. Измерить можно один или несколько отрезков, один или несколько углов и т. д. Но все фигуры рассматриваемого вида измерить невозможно. И то, что верно для каких-нибудь двух измеренных треугольников, может оказаться неверным для двух других треугольников. Как же быть? Вывод сделал сам Боря. «Делать нечего, придется учиться рассуждать, чтобы доказывать теоремы». Это был хороший вывод. Действительно, надо учиться правильно, логически рассуждать.

В заключение беседы я рассказал Боре то, что недавно слышал и наблюдал на одном уроке геометрии в 6-м классе. На этом уроке перед изучением теоремы о свойствах равнобедренного треугольника была проведена опытная работа. Каждый ученик в своей тетради начертил равнобедренный треугольник и с помощью транспортира измерил углы при основании этого треугольника. После этого был сделан вывод, что, наверно, углы при основании равнобедренного треугольника равны. Сформулирована была теорема, затем учитель сказал: «Мы проверили теорему об углах при основании равнобедренного треугольника для 35 таких треугольников (на уроке было 35 учеников), и для них эта теорема оказалась верной. Правильно ли отсюда сделать вывод, что она будет верна для любого равнобедренного треугольника? А может быть, для тридцать шестого треугольника, который мы начертим, она будет неверной? Как же быть? На помощь приходят рассуждения, и за несколько минут мы сделаем то, что невозможно сделать с помощью опытной проверки, если бы даже этой проверкой занимались все ученики всех школ. При помощи логических рассуждений мы докажем эту теорему для всевозможных равнобедренных треугольников. Вот какую важную роль играют в геометрии рассуждения». Дальше на уроке было проведено доказательство этой теоремы.

Я объяснил Боре, что доказательство любой теоремы — это цепочка логических умозаключений, сводящих доказываемую теорему к ранее доказанным теоремам и введенным аксиомам и определениям. Но ранее доказанные теоремы сводятся к теоремам, которые были доказаны еще раньше. В конечном счете, все теоремы опираются на принятые аксиомы.

В доказательствах теорем постоянно используются математические понятия. Большинство математических понятий определяются. При определении нового понятия употребляются другие понятия, которые должны быть уже известными. Но такое сведение одних понятий к другим не может быть бесконечным. Должны быть исходные понятия, первичные, несводимые к другим, неопределяемые. Таковы, например, понятия: множества, точки, числа, расстояния и другие. Их можно пояснить, описать, привести конкретные примеры, но не определить. Все это учащимся нужно хорошо усвоить, и тогда многие трудности изучения математики будут преодолены.

Боря слушал меня очень внимательно. И когда мы расстались, он сказал, что понял, зачем надо доказывать теоремы так, как это делается на уроках.

Есть такая наука, она называется логикой, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связным, последовательным, доказательным и непротиворечивым. Как человек, не знающий правил арифметики и грамматики, не может правильно считать и грамотно писать, так и человек, не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать и действовать. Значит, советский человек, чтобы принести больше пользы своей великой Родине, делу построения коммунизма, должен владеть логикой.

Человеку, занимающемуся математикой, очень часто приходится определять понятия, выяснять связи между ними, рассматривать, на какие группы (виды) могут быть подразделены фигуры, числа, уравнения функции и т. д. Но особенно часто в математике приходится путем рассуждений выводить разнообразные формулы, правила и доказывать теоремы. Не случайно находились такие математики, которые думали, что математика — это наука «о производстве необходимых умозаключений». Такой взгляд на математику односторонен, но верно то, что без логики не может быть математики. А это значит, что для успешного изучения математики, надо настойчиво учиться правильно рассуждать. Это значит также, что само изучение математики очень полезно для овладения правилами и законами мышления. Не без оснований называют иногда математику «оселком для ума». Не случайно М. И. Калинин говорил ученикам средних школ Ленинского района г. Москвы, что «. математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика — это гимнастика ума. Я не сомневаюсь, что голова у вас ломится от мыслей, но эти мысли надо упорядочить, дисциплинировать, направить, если можно так выразиться, в русло полезной работы. Вот математика и поможет вам справиться с этой задачей».

Жизнь, особенно техника, а также очень многие науки, ставят перед математикой все новые и новые задачи. Математикам приходится разрабатывать вопросы математической теории и создавать методы, обеспечивающие решения возникающих в различных науках и практике задач. Как же поступают математики? Решение всякой задачи по математике — это прежде всего цепь рассуждений. Вычисления, преобразования, построения, которыми так часто приходится пользоваться для решения задач, невозможны без логических рассуждений: они направляются рассуждениями. Значит, в математике невозможно обойтись без логики.

Приведем несколько примеров. В 1781 г. была открыта планета Уран. Наблюдения за движением этой планеты в конце XVIII — начале XIX в. показали, что оно несколько отличается от математически предсказанного движения. Объяснить это отличие можно лишь влиянием на Уран новой, неизвестной планетыг находящейся еще дальше от Солнца. И вот французский ученый Леверье (1811-1877), исходя из отклонений в движении Урана, логически рассуждая и выполнив довольно сложные вычисления, указал положение этой планеты на небе. И действительно, в указанном Леверье участке неба 23 сентября 1846 г. астроном Галле нашел новую планету, названную потом Нептуном. Это открытие является одним из выдающихся достижений человеческого мышления. Так же была открыта и девятая, следующая планета, названная Плутоном.


М. И. Калинин (1875-1946) ‘Все школьники должны помнить, что только тот человек будет иметь какое-нибудь значение в общественной и государственной жизни, на любом полезном поприще, кто умеет работать систематично, со знанием дела’

Математика помогла также открытию многих малых планет, например Цереры. Цереру впервые наблюдал астроном Пиацци, но из-за перерыва в наблюдениях потерял ее. На помощь пришел знаменитый математик К. Ф. Гаусс. Располагая некоторыми данными о новой планете, полученными Пиацци, он вычислил ее орбиту. И действительно, по указаниям, данным Гауссом, Церера была вновь найдена.

Вот еще один пример, иллюстрирующий значение логики в математике. В глубокой древности люди пытались опытным путем найти отношение длины окружности к ее диаметру, т.е. пытались найти число, показывающее, во сколько длина окружности больше длины ее диаметра. Этим числом, обозначаемым буквой ? (пи) * , приходится пользоваться при вычислении по известной длине диаметра длины окружности и площади круга, а также для решения многих других важных задач.

* ( Это обозначение впервые применил в 1706 г. английский математик У. Джонс, а общепринятым оно стало с 1736 г., когда его стал систематически Употреблять Л. Эйлер.)

Значит, надо было с необходимой точностью вычислить значение ?. Опытное вычисление могло дать лишь грубо приближенный результат. На ранних ступенях человеческой культуры пользовались этими неточными значениями л. В Древнем Египте, например, свыше 3000 лет назад считали число ? равным 3. В III в. до н. э. один из величайших математиков Древней Греции, талантливый изобретатель, верный сын своей родины, погибший от врагов ее, Архимед без измерений, одними лишь рассуждениями и вычислениями, нашел для числа л довольно точное значение: 3 1 /7(архимедово число). Позднее другие математики, воспользовавшись открытием Архимеда, вычислили ? с еще большей точностью. Так, в XVI в. немецкий математик Лудольф, затратив очень много времени, вычислил 35 десятичных знаков этого числа. Лудольфово значение ? равно: 3,14159265358979323846264338327950288. Вычисления более точных значений л после Лудольфа, основанные уже на иных соображениях, не прекращались. В 1873 г. математик Шенкс вычислил 527 десятичных знаков этого числа. Шенкс, правда, вычислил всего 707 десятичных знаков, но, начиная с 528-го, его знаки оказались ошибочными. Такое Приближенное значение ?, какое было найдено Шенксом, наверное, не имеет практической ценности. И все же вычисление новых знаков числа л продолжалось. В 1946-1947 гг. в Англии и США с помощью ЭВМ вычислили 808 десятичных знаков этого числа, в 1949 г. — 2035 знаков, а затем 3089 знаков. В настоящее время известно свыше 10 000 знаков числа л, и вычисление все новых знаков приносит некоторую практическую пользу: так проверяют вычислительные возможности современных ЭВМ, программного обеспечения к ним. Мы видим, что логические рассуждения, позволившие развить геометрию и другие части математики, дают возможность вычислить число л и многие другие часто используемые числа (константы) с любой степенью точности, без каких-либо измерений.

Все сказанное заставляет сделать вывод о необходимости настойчивого овладения умением логически рассуждать. Каждому школьнику надо упорно учиться правильно мыслить.

Может быть, это следует делать лишь в старших классах средней школы? Учиться логически рассуждать нужно много и постоянно во всех классах школы.

Умение рассуждать — очень важный навык. Его начинают формировать еще в детском саду и продолжают развивать в школе. Однако не все школьники к 9 и 11 классу умеют грамотно построить свои рассуждения. Но именно умение рассуждать позволит написать отличное эссе и сочинение.

Итак, как научиться рассуждать, когда до экзаменов осталось пара месяцев. Начнем с комплекса элементарных упражнений, которые лучше проводить каждый день. Времени они у вас займут не много, при чем самый первый раз будет сложно, а потом войдет в привычку.

Начинаем рассматривать элементарную жизненную ситуацию с нескольких сторон, выделяя общее и различное между ними. Например, утром вам трудно просыпаться рано. Это действительно проблема. Но в чем она заключается: в том, что вам просто не хватило времени выспаться. Правда? А почему тогда так легко проснуться утром, если накануне вы смотрели интересный фильм, а утром собрались с друзьями в многообещающий интересный поход? Почему легко проснуться, если день обещает быть интересным? Что общего у этих утренних ситуаций? В чем отличия?

Читайте так же:  Как научиться оформлять торты мастикой

Дальше, выбираем факты, которые оцениваем критически. Продолжая разбирать ситуацию с утренними пробуждениями. Фактом будет информация о том, во сколько вчера вы легли спать. В 21.00? И не хватило времени выспаться до 8.00? Фактом будет то настроение, в котором вы легли. Фактом будет рутина, которая вас оставляет без сил уже утром. Сколько фактов можно здесь найти? Главное отличить факт от эмоциональной оценки. Да, надо было бы лечь пораньше, на к фактам данное высказывание не относится. Да, можно было бы и не ссориться с родителями перед сном, чтобы утром себя не ощущать виноватым. Но это опять оценка. Воздержитесь на данном этапе от нее. Просто анализируем факты: поссорились, легли спать в такое-то время, утром знаете, что день ничем не отличается от миллиона других.

А теперь из выделенных фактов выбираем те, которые действительно оказывают влияние на суть происходящих событий. Все ли они доказывают сформированное следствие. Другими словами, факт, что вы легли спать в красной пижаме важен ли для того, чтобы объяснить утреннее недосыпание? А может фактов и вообще не достаточно и необходимо привлечь дополнительные? Может по результатам исследований ученых Калифорнийской Университета доказана связь между умственными нагрузками и количеством часов сна? В общем, на этом этапе надо собрать все возможные доказательства того, что факты, на которые вы хотите опираться действительно важны, а не просто брошенные фразы.

И вот теперь можно делать выводы. И поверьте, выводы могут вас удивить. Например, в нашем случае выводом может оказаться то, что причиной вашего недосыпа являются предстоящие экзамены. Но помните, вывод должен быть доказан. Не делайте поспешных выводов, они и так нас преследуют всю жизнь.

Теперь, когда мы ответили на вопрос, как научиться рассуждать, давайте применим данный опыт на практике написания эссе. Пробуем?

8 простых правил, как научиться говорить красиво и уверенно в любой ситуации

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией. Его мысли должны быть живыми и яркими, а сам он должен быть готов поделиться ими со слушателями, – только тогда его речь можно будет назвать красивой.

Как говорил французский писатель-философ Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Как научиться говорить красиво

  • Невозможно научиться плавать, кататься на велосипеде, водить машину и т. п., освоив одну только теорию без практики. Точно так же нельзя научиться красиво говорить, если как можно чаще не практиковаться в разговоре. Тем, кто хочет овладеть искусством красноречия, полезно будет записаться на тренинги по обучению ораторскому мастерству, в программу которых входит большое количество индивидуальных выступлений.
  • Те, кто не имеет возможности посещать тренинги, может практиковаться в умении вести беседу самостоятельно. В разговорах с друзьями и близкими мы обычно расслабляемся и не следим за своей речью, поэтому нередко используем слова-паразиты, которые засоряют ее и мешают уловить смысл. Мы не замечаем этих слов в своей речи, но они раздражают нас, когда мы слышим их от других, например с экранов телевизоров. Бесполезные «нууу», «эээ» некоторые люди умудряются повторять едва ли не через каждое слово. Любопытно записать свою речь, а затем прослушать ее и определить, не относимся ли мы к числу таких любителей «эканья-мэканья». Если да, то можно попросить кого-то из близких некоторое время контролировать нашу речь и заострять внимание на таких моментах. Например, каждый раз, как только мы произносим слово-паразит, включать неприятный звук.
  • Некоторые люди имеют привычку говорить слишком быстро. Возможно, они это делают под влиянием эмоций или же подсознательно опасаются, что их речь неинтересна и ее не дослушают до конца. Избавиться от такой привычки можно, если перед каждым предложением незаметно делать глубокий вдох. Также следует убедить себя в том, что наша речь интересна и никто не собирается нас перебивать.
  • Наш голос не должен быть тихим и неуверенным, в противном случае нас не услышат и нам не поверят.
  • Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно разбираться в теме вопроса и обладать соответствующими знаниями, поэтому необходимо постоянно развиваться и углублять свои знания. Говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Если у человека в мыслях неразбериха, то и его речь не будет представлять интерес.
  • Наша уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Тон разговора должен быть спокойный и дружелюбный, а не высокомерный, даже если собеседник не прав. В любом споре стоит мысленно себя просить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
  • Во время любого выступления или разговора важен зрительный контакт с аудиторией или собеседником. Бегающий взгляд или рассматривание окружающих предметов отвлекают внимание и не дают сосредоточиться на теме разговора.
  • Каждый человек должен уметь поддержать беседу, даже оказавшись среди малознакомых или незнакомых людей. Для этого не помешает иметь в запасе несколько готовых тем, не чуждых интересам любого человека, чтобы не попасть в неловкое положение и не заниматься мучительным поиском слов, стараясь заполнить неловкую паузу.
  • Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, нужно это делать, даже несмотря на то, что это тяжело.

    Как научиться рассуждать

    Устное рассуждение — последовательное высказывание умозаключений на какую-либо тему. В рассуждении большое значении имеет умение правильно построить фразу, чтобы она соответствовала следующим критериям:

    • логичность — предполагает ясное точное и непротиворечивое высказывание;
    • точность — знание темы, предмета высказывания;
    • уместность — согласованность речи с целью и условиями общения;
    • доступность — учёт возможности восприятия речи каждым собеседником;
    • богатство речи — обеспечивается уровнем языковой компетентности говорящего.

    Что нужно делать, чтобы научиться рассуждать?

    Для начала стоит научиться объяснять значение слов.

    Объяснение значений слов — подробное устное высказывание, которое максимально точно и доступно раскрывает значение слова, предмета или явления. Слова можно объяснять любым из способов, перечисленных ниже.

    Подбор синонимов к слову. Пример: рассуждение — комментарии, оценка, вывод и т.д.

    Классификация — отнесение слова к классу предметов. Пример: сапфир — драгоценный камень, диван — предмет мебели, существительное — часть речи.

    Перечисление объектов, которые называются этим словом.
    Пример: приматы — это полуобезьяны, обезьяны, человек.

    Описание — объяснение начинается с указательных слов тот, который; такой, который; быть/становится таким, что и т. п. Пример: ноша — то, что несут на себе, сердиться — быть в раздражении.

    Отличительные признаки — раскрывают назначение, сущность объекта.
    Например, кофеин — вещество/ алкалоид, содержащееся в кофейных бобах, листьях чайного дерева, употребляемое как средство, возбуждающее нервную систему.

    Комбинирование способов определения — использование в одном высказывании нескольких способов определения слов . Например, стол — предмет мебели, имеющий приподнятую горизонтальную поверхность, предназначенный для комфортного выполнения повседневных бытовых или рабочих дел: приём пищи, работа за компьютером и т. д. Стол — журнальный, обеденный, письменный, ученический и т.д.

    Прочитайте слова вслух, объясните значение выделенных слов с помощью одного из вышеперечисленных способов

    БЫТНОСТЬ ВЫЧУРНЫЙ ГРЫЗТЬСЯ/ ДЫМЧАТЫЙ ЖИВЧИК ЗЫЧНОСТЬ/ ЛЫКОВЫЙ МЫКАТЬСЯ НЫНЕШНИЙ / ПЫШУЩИЙ СЫЩИЦА ТЫЛЬНЫЙ/ ЦИРКУЛЬ ЧИННОСТЬ ШИВОРОТ //

    АКЦИЗНЫЙ БОБЫЛЬ ВЗЪЕРШИТЬСЯ/ ДВОЕМЫСЛИЕ ЗАЦИКЛИТЬ ИЗРЫТЫЙ / ЖМЫХОВЫЙ КЫШТЫМЦЫ ЛЕЙКОЦИТЫ / МШИСТОСТЬ НАРЦИССОВЫЙ ОБКРОШИТЬСЯ / ПЕСТИЦИДЫ РАЗДОБЫТЫЙ СИЦИЛИЯ//

    АРШИН БАКТЕРИЦИД ВЕРШИТЬ / ГЕНОЦИД ДЕБОШИР ЗЕРНОВЫЕ / ИЗМЁРЗШИЙ КРЕПДЕШИН ЛАТЫНЬ / МИСТИЦИЗМ НАГРЕШИТЬ ПЕРЕШИВ / РАЗМЫТЬ СЛЕДОПЫТ ТРУБОКРЫЛ /

    Автор упражнений и рекомендаций — Шамардина Анастасия — логопед для взрослых

    Как научиться разговаривать логично, приводить аргументы, красиво уходить от ответа, быть в диалоге на шаг впереди?

    Научиться логике

    Наши речь и мышление взаимосвязаны, поэтому, чтобы разговаривать логично, необходимо и логично думать. Развитие логического мышления – первый шаг к успешной устной коммуникации. Мышление является когнитивной, познавательной функцией мозга, отвечающей за прием, обработку и воспроизведение информации из внешнего мира. Логика позволяет правильно рассуждать, оперировать имеющимися знаниями, выявлять причинно-следственные связи, что, в свою очередь, способствует правильному построению диалога и аргументации.

    Логическое мышление развивается задачами, головоломками, интеллектуальными играми.

    Развивать речевые навыки

    Речь – не только отражение нашего мышления. Само формирование нашего сознания и овладение различными знаниями невозможно без речи. Являясь средством выражения мыслей в процессе общения, речь становится основным механизмом мышления. Развивать речевые навыки необходимо для правильного построения коммуникации, для поддержания диалога, для того, чтобы понять собеседника и быть понятым. Речевые навыки развиваются в процессе чтения книг и в процессе непосредственного оперирования со языковыми знаками – словами, буквами, словоформами: разгадывание кроссвордов, сканвордов, филвордов, игра в «Эрудита».

    Личное общение с более интеллектуальным и разносторонне развитым собеседником не только способствует языковому развитию, но и общему повышению интеллекта.

    Расширять кругозор

    Читайте так же:  Как научиться вышивать самому

    Красноречие и логика, несомненно, обеспечивают преимущество в диалоге, споре, при любом живом общении, однако они не могут компенсировать скупость ума. Чтобы выйти победителем в любом споре, нужен широкий кругозор, начитанность, а главное – умение правильно оперировать полученными знаниями. Вообще постоянное повышение интеллекта необходимо современному человеку, чтобы успевать за прогрессом, чтобы выигрывать в условиях постоянной профессиональной конкуренции. Расширение кругозора происходит за счет культурного просвещения, понимание проблематики художественных произведений. Наращивая эту культурную базу, вы стимулируете мыслительные процессы, вырабатываете критическое мышление и собственный взгляд.

    Как это все одновременно тренировать

    Сервис Викиум разрабатывает онлайн-тренажеры для повышения работоспособности мозга. Они основаны на научных методиках исследования мозга и развивают основные его функции – внимание, память и мышление. Кроме того, сервис предлагает специальную программу развития речевых навыков – Викиум.ПОЛИГЛОТ. Она состоит из когнитивных и вербальных тренажеров, благодаря чему комплексно развивает речемыслительные навыки. Вводное тестирование при регистрации на сайте выявит сильные и слабые стороны, и сервис составит с учетом этого персональную программу тренировок, а ежедневные тренировки всего по 15 минут помогут поддерживать тонус мозга.

    попробуйте комплексную тренировку мозга от Викиум. Попробуй демо-тест здесь.

    Для начала нужно поработать над своей речью, она должна быть грамотной и размеренной. Если говорить слишком быстро, вы будете выглядеть обеспокоенным, если медленно, то вас будет скучно слушать. Нужно говорить достаточно громко, делая нужные акценты в интонации. Чтобы избегать крика, лучше говорить в более менее тихом месте. В вашем взгляде должна быть уверенность, и хотя бы изредка нужно смотреть на собеседника. Используйте жесты, синхронизированные с вашим рассказом.
    Для того чтобы быть лидером в разговоре, вам нужно искренне поверить в свою идею. Используйте юмор и хорошие метафоры, направленные на собеседника. Чтобы взять передышку в разговоре, вы можете задать собеседнику вопрос, на который нельзя ответить да или нет. Пока он говорит, вы собираетесь с силами и рассматриваете различные варианты развития беседы.
    Если вам задали неудобный вопрос, вы отвечаете вопросом, но не растерянно, вы как будто уточняете суть, но при этом не даете на него ответить и уходите в другую сторону, пока собеседник переваривает.
    Улыбайтесь, расслабляйтесь, шутите и будьте уверенны в себе. Все получится.

    Я бы еще добавила, что собеседник должен чувствовать себя комфортно.

    мне понравился ваш ответ, но жаль на практике все это охринеть как сложно, особенно когда изначально такое не вложено

    Как играть на виолончели? Для начала будьте уверенее, затем используйте пальцы и смычок.

    Для начала надо научиться думать. И думать быстро, на автомате. Надо уметь отличать факты от суждений, оценки от объективных данных, аргументы от пустопорожней болтовни. Чтобы уметь говорить логично, надо видеть логику. Чувствовать ее. И не попадаться в логические ловушки вроде «если а после б, то а — следствие б».

    Каждый из нас думает что умеет думать. В общем то так оно и есть, собаки и даже амебы тоже имеют кое какой интеллект. Ну да, люди умнее амеб.

    Но в нашем человеческом случае вопрос в том

    для чего и о чем мы думаем.

    Для того чтобы решить какие то конкретные задачи, или для того чтобы морочить кому то голову.

    Тут вопрос идёт о речи и когнитивных процессах, которые позволяют формировать речь максимально выгодно, затрачивая минимальное время на раздумие.

    Первый шаг к совершенству речи — это наличие всего разнообразия языка. Ведь один предмет можно описать разными словами, несущими разную окраску. Порядок слов, их смысл, оттенки их значения и прочее позволяют где-то смягчать углы, а где-то продавливать свои интересы достаточно авторитарно, но без видимой агрессии. Владение разнообразием языка, позволяет очень выгодно размениваться речевыми паттернами с собеседником в вашу пользу.

    Второй шаг — это харизма. Харизма, в данном случае, это вся совокупность вашего личностного влияния на людей, начиная от страха, заканчивая обожанием. Харизму можно произвести первым впечатлением, достижениями, слухами, предубеждениями и прочим. Но то, что человек имеющий более сильную харизму имеет перевес в споре или диалоге — очевидно. В публичных спорах харизматичному человеку даже можно не напрягаясь отвечать что-то, понимая что его поддержат люди и это окажет огромное психологическое давление на его оппонента. Развить харизму можно двумя путями: оттачивать технически, то есть это механические способы нлп, невербалики; или естественным образом: просто общаться с людьми на какие-то серьезные и глубокие темы, где можно найти простор для воздействия на мнение человека, исключая какие-то объективные факторы. Также тут очень помогает эмпатия.

    Третий шаг — это опыт ведения переговоров, диалогов. Знание границ, то есть что люди воспринимают остро, а что не очень, знание того куда можно давить, а где можно выманить собеседника. Это очень важный показатель, того как человек может манипулировать и вести своего менее опытного оппонента к провалу. Опыт оказывает очень серьезное влияние, прибавляя к одной из сторон не только объективное превосходство в виде знаний, способности нивелировать неприятные моменты, с минимальными потерями и т.д., но и субъективное превосходство в виде уверенности и спокойствия, что ценится очень сильно в диалоге. Опыт также позволяет практически не задумываясь, выдавать высококлассные, уверенные и спокойные реплики, на которые очень трудно ответить правильно, при этом не тратя время на долгие раздумия. Опыт также помогает избегать логических ошибок и дает интуитивное понимание того где лучше промолчать, а куда вставить слово.

    Самый важный момент в диалоге — это способность думать. Если человек некомпетентен и не знает о чем он говорит — это приведет его к полному краху. Сказка «Голый король» об этом. Ведь часто на скользких демагогов сыплются обвинения о том, что они пустышки. И они это ни как не могут опровергнуть, что очень сильно подрывает позицию в диалоге. Способность думать — это фундамент, стержень диалога, который позволит если не выиграть, то хотя бы не проиграть.

    Как научиться грамотно выражать свои мысли

    Далеко не каждый человек умеет излагать свои мысли. Слушаешь-слушаешь такого человека – и тщетно пытаешься из потока слов выловить разумную мысль и понять, что же он хотел сказать.

    И то если хватит терпения дослушать до конца. И поневоле начинаешь думать: а понимает ли он сам то, о чем говорит? Ведь недаром еще в 17 веке французский литературный критик Н. Буало писал: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

    Уметь правильно формулировать свои мысли, чтобы донести их до собеседника, важно как в дружеской беседе, так и при приеме на работу, особенно такую, которая требует деловых контактов и переговоров.

    О чем стоит подумать, прежде чем начать говорить

    1. Определите основную мысль

    Прежде чем вступать в беседу, следует «додумать» мысль до конца, то есть четко себе представлять, о чем пойдет речь. Л. Н. Толстой считал: «Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как». Исходя из этого, неумение выразить свою мысль свидетельствует о том, что она еще не полностью «созрела» в голове говорящего.

    2. Используйте меньше деталей

    Ошибка многих людей при разговоре состоит в том, что они уделяют слишком большое внимание деталям, в результате чего становится невозможно уловить главную мысль. Недаром еще А.П. Чехов говорил, что краткость – это сестра таланта. Излишняя болтливость и многословие лишь затрудняют восприятие сказанного.

    3. Не отвлекайтесь

    Иногда во время беседы говорящий отвлекается, рассматривая посторонние предметы, из-за чего нередко сам теряет нить разговора. Поэтому пытаясь донести до собеседника нечто важное, стоит сосредоточиться на своих мыслях.

    4. Говорите четко и ясно

    Часто, рассказывая что-либо, мы перескакиваем с одной темы на другую, говорим обрывками фраз и думаем при этом, что собеседник должен понять нас с полуслова. Не стоит думать, что он обязан догадываться о том, что мы хотим сказать, – лучше сразу говорить ясно и четко.

    От чего зависит умение формулировать мысли?

    В умении излагать свои мысли поможет логика, ведь недаром ее называют наукой о правильном мышлении или искусством рассуждения.

    Главная задача логики – на основе рассуждений сделать правильный вывод и получить истинное представление о предмете размышления. «Логика есть преследователь темного и запутанного мышления» – так сказал английский философ Дж.Милль еще в 19 веке.

    Таким образом, для того чтобы уметь правильно формулировать свои мысли, необходимо научиться выстраивать логическую цепочку из рассуждений, чтобы донести до слушателя четкое понимание мыслей рассказчика. А для этого не помешает изучить логику и ее законы.

    Научиться формулировать свои мысли невозможно при отсутствии богатого словарного запаса. Допустим, человек говорит кратко, понятно, не отвлекается, а слушать его неинтересно и собеседник он никакой. Возможно, дело в том, что у него бедный словарный запас. Например, словарный запас образованного человека наших дней составляет примерно 10 тысяч слов. Для сравнения: А. С. Пушкин использовал в своих произведениях свыше 21 тысячи слов.

    Человек, который имеет богатый словарный запас и умеет им воспользоваться, привлекает людей как интересный собеседник. Не исключение и работодатели, поскольку хорошая грамотная речь говорит об образованности и творческих способностях.

    Как увеличить свой словарный запас?

    Один из способов обогатить словарный запас – чтение. Подтверждением этому служат слова французского просветителя Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Читать нужно не все подряд, а те произведения, которые действительно помогут обогатить речь – классиков Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Булгакова и пр., причем читать вдумчиво, анализируя прочитанное. Понравившиеся слова и выражения можно выписать, чтобы при случае использовать их в своей речи.

    В последнее время приобрели популярность аудиокниги, особенно среди молодежи – они также помогают увеличить словарный запас и развить свою речь.

    В повседневной жизни большинство людей, как правило, пользуются одним и тем же набором слов. Однако свою речь нетрудно сделать интересной и заслуживающей внимания, если с помощью словаря синонимов или толкового словаря к банальным и избитым словам, которые, возможно, нам и самим уже надоели, подобрать альтернативные варианты и включить их в свой лексикон.

    Поможет сделать речь яркой, красивой и образной запоминание понравившихся слов, фраз и выражений, которые можно «подслушать» в чужом разговоре, фильме и пр. и сделать «своими». Лучше всего, конечно, их записать и время от времени перечитывать, поскольку они имеют свойство забываться.

    Как состояние памяти влияет на умение излагать мысли?

    Многим людям знакомо чувство растерянности при разговоре, особенно эмоциональном, когда из памяти исчезают не только «красивые» и правильные слова, но и какие-либо вообще. И лишь спустя некоторое время человека вдруг осеняет, что следовало сказать. Здесь поможет развитие памяти и быстрой реакции.

    Ухудшает состояние памяти недостаточное насыщение крови и, соответственно, мозга кислородом. Многим знакомо чувство усталости, наваливающееся при долгом пребывании в плохо проветренном помещении. Физическая же активность и спорт улучшают кровообращение, обеспечивают работоспособность мозга, что отражается и на состоянии памяти.

    Не менее важен полноценный сон ночью – в противном случае память на химическом уровне не будет работать в полную силу. Табак и алкоголь в больших количествах со временем приводят к ухудшению памяти, а продукты, которые содержат много белка (мясо, рыба, яйца и пр.) и легко усваиваются (например, вареные овощи) – ее улучшают. Напряженная умственная работа сопровождается потерей кальция и фосфора, поэтому их запасы необходимо восполнять, выключая в рацион сыр, орехи, яйца и т. п. Любопытно, что ухудшает работу мозга и переполненный желудок.

    Тренировать память необходимо так же, как и любой другой орган, который в противном случае со временем атрофируется. Способы тренировки у каждого могут быть свои. Главное, прежде чем обращаться за помощью, сначала постараться самому вспомнить забытое.

    В качестве тренировки памяти можно, к примеру, складывать в уме цифры, из которых состоят номера проезжающих мимо машин. Или при несрочных подсчетах не спешить воспользоваться калькулятором.

    Многим помогает запоминание необходимых имен, чужих дней рождений, телефонов и адресов с помощью ассоциаций и параллелей, выстроенных в своем сознании. Например, запоминая код банковской карты 2467 мы ориентируемся на то, что 2 и 4 в сумме составят 6, после которой следует 7.

    Как получить навыки формирования мыслей?

    Научиться формировать свои мысли поможет ведение личного дневника. Подойдет как компьютерный вариант, так и «бумажный». Ведение дневника на бумаге займет больше времени, однако позволит не удалять сгоряча непонравившийся текст. Со временем же тексты в начале и в конце можно будет сравнить, чтобы оценить результат. Конечно, писать нужно не сухо и односложно, а выражая свое настроение, эмоции и стараясь проявить красноречие.

    Некоторые люди, чтобы научиться излагать свои мысли, начинают вести в интернете свой блог, например в Живом Журнале, и даже рискуют выкладывать свои видео на YouTube, чтобы посмотреть на себя со стороны и получить оценку.

    Навыки в умении формулировать и излагать свои мысли, а также отстаивать свою точку зрения можно приобрести, участвуя в дискуссиях и форумах, – как в интернете, так и вживую. И чем общительнее человек, тем больше у него будет возможностей для проявления своих «ораторских» возможностей и «оттачивания» мастерства.

    Однако важно иметь не просто широкий круг общения – он должен быть соответствующим по уровню интеллекта и интересам. Ведь постоянно имея дело с людьми, в разговоре с которыми не приходится напрягаться и которые сами не могут связать двух слов, человек постепенно и сам утрачивает способность выражать свои мысли легко и понятно.

    Читайте так же:  Как научиться говорить по английски онлайн

    Искусство логики: как научиться правильно рассуждать

    Мы рассуждаем каждый день. Наши знания о мире рождаются в процессе рассуждений. Да и вся наша жизнь — следствие тех решений, которые мы принимаем в результате рассуждений. Важность рассуждений верна на всех уровнях человеческой деятельности: начиная от того, как ученые строят сложнейшие научные теории или экономисты оценивают выгоду и риски потенциальных инвестиций — и заканчивая расследованием, с кем по ночам переписывается ваша бывшая девушка. Но что значит «рассуждать правильно»? Для ответа на этот вопрос существует специальная наука — логика.

    Логика: бытовое и точное значение

    Значение термина «логика» слишком размылось в повседневной речевой практике, а ведь на деле логика — одна из старейших наук. Долгое время она воспринималась как инструмент для правильного научного познания. Корпус посвященных логике работ Аристотеля — создателя первой логической теории — называли термином «органон» («инструмент» на древнегреческом).

    В основном логику изучают на математических и философских факультетах, а также на факультетах, где занимаются компьютерными науками и всем, что связано с созданием искусственного интеллекта (здесь ее изучают наиболее фундаментально).

    Но не обязательно быть математическим гением, чтобы заниматься логикой. Она берет свое начало в философии и до сих пор остается одной из самых активно развивающихся именно философских наук — несмотря на то, что на определенном этапе своей долгой истории обогатилась значительным числом математических методов.

    Так что логика — одна из важнейших гуманитарных дисциплин, которая входит в образовательные стандарты и по многим другим специальностям в высших учебных заведениях: юриспруденция, психология, политология, журналистика, социология, история, лингвистика и т. д.

    Чем занимается логика как наука

    Логика изучает, какие рассуждения правильные, а какие нет. Кроме того, в ней вырабатываются критерии правильного рассуждения, то есть она может рассказать как надо рассуждать. Почти все используемые нами рассуждения уже давно классифицированы и изучены профессиональными логиками. Известны границы применимости многих методов, изучена степень правдоподобности различных видов рассуждений. Все это систематизировано, но большинство людей абсолютно не владеет этими знаниями.

    Как логика смотрит на обобщения

    Вы возвращаетесь вечером домой, по дороге вспоминаете, что у вас закончилось молоко и идете в ближайший супермаркет. Перед вами — большой холодильник, все полки которого заставлены бутылками с молоком. Вы подходите к полкам и начинаете выбирать.

    Допустим, что там две такие полки и на них выставлено в общей сложности сорок бутылок. Обычно мы ищем максимально свежее молоко, то есть такое, у которого дата производства максимально приближена к дню покупки.

    Если сегодня 20-е число, а вы достаете одну бутылку и видите, что оно было произведено 18-го, то достаете другую бутылку — и опять 18-е. «Наверное, на второй полке может быть посвежее», — и вы берете бутылку со второй полки — 17-е число, еще одну — 17-е, еще — 18-е. Потом вы протягиваете руку вглубь полки и достаете еще одну бутылку, и она тоже произведена 18-го числа. После этого вы, скорее всего, сделаете вывод, что молоко, которое произвели 18-го числа — это самое свежее молоко из представленных и пойдете на кассу с ним.

    Этот пример иллюстрирует применение не самого достоверного рассуждения: так называемой неполной индукции. Ваш вывод о том, что молоко, произведенное 18-го числа — самое свежее из представленных, носит лишь вероятностный характер, поскольку вы не перебрали все бутылки, а осуществили вывод, основываясь только на некоторой минимальной выборке, которую посчитали достаточной, после чего совершили так называемое индуктивное обобщение. И даже если вы оказались правы, и там действительно не было более свежего молока, это неважно. Само рассуждение, сам способ, при помощи которого вы пришли к такому заключению, считается логикой ненадежным.

    Это весело и забавно, когда речь идет о выборе молока в магазине, но так ли это весело и забавно, когда люди, используя похожие рассуждения, анализируют результаты каких-нибудь экономических реформ и на этом основании планируют новые или выявляют общественное мнение по какому-то важному вопросу?

    Каждый раз, когда по телевизору или в интернете вы натыкаетесь на результаты очередного социологического опроса, скажем, с выводом «россияне считают, что США представляют для них угрозу», — вы имеете дело с результатом такой же индукции, которая основана точно не на мнении всех россиян, и, более того, не на мнении большинства россиян. В подобных исследованиях количество участников вообще не играет почти никакой роли. Эти рассуждения основаны на характере той выборки людей, которые проходят данный опрос; в качестве основания принимается их возраст, пол, род деятельности, сексуальная ориентация и всё, что угодно. Само число участников зачастую в сотни тысяч раз меньше, чем реальное число россиян. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любой отчет по статистике.

    А теперь вы можете сравнить степень правдоподобности такого метода рассуждений и того, как полученные таким способом результаты влияют на общественное мнение, циркулируя в топах информационных агентств, новостных лент и т. п. Именно поэтому логику и стоит изучать.

    Главные правила логики

    Самое главное — осознать, что существует два основных вида рассуждений: одни из них — самые надежные, а другие — не очень. Первые называют дедуктивными рассуждениями, вторые — правдоподобными. Как ни парадоксально, обычные люди почему-то больше предпочитают использовать правдоподобные, а не дедуктивные рассуждения.

    Есть ряд дедуктивных рассуждений, которые просто необходимо усвоить.

    1. Условно-категорические умозаключения

    К условно-категорическому типу рассуждений относятся два правильных: modus ponens и modus tollens.

    Modus ponens. Такое рассуждение имеет следующую структуру:

    Логиков интересует именно сама структура этих рассуждений, в реальности же они не всегда предстают перед нами именно в таком обличии и могут принимать разные языковые и риторические формы. На человеческом языке оно может выглядеть так:

    «если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»;

    «сборная России выиграла у Испании» — значит «я сделаю татуировку».

    Modus tollens. Это рассуждение выглядит так:

    «если сборная России выиграет у Испании, то я сделаю татуировку»,

    «я не сделал татуировку» — значит «сборная России не выиграла у Испании».

    Оно может выглядеть и немного по-другому: «если А, то B» — значит «если не-B, то не-А». В таком виде его называют «контрапозицией».

    Вот для примера на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге во время панельной дискуссии Алексей Кудрин использовал упомянутый modus tollens для демонстрации того, что антироссийские санкции — один из существенных факторов, влияющих на темп экономического роста российской экономики, притом что правительство ставит достаточно амбициозные задачи по его увеличению. Кудрин замечает: «Сейчас после последней волны санкций их влияние увеличилось примерно до 0,5 % ВВП. Здесь мы тоже должны видеть, что наши задачи и планы уменьшаются вот такими внешнеполитическими рисками». В рамках этой реплики можно реконструировать пресловутую «контрапозицию», благодаря которой Кудрин пришел к такому мнению: если экономические санкции применяются в отношении к России, то рост ее экономики снижается; следовательно, если экономическая политика направлена на увеличение экономического роста, то экономические санкции не должны применяться в отношении к России. И правильно сделал!

    Очень часто многие из нас ошибаются и используют следующие неправильные условно-категорические рассуждения:

    «если А, то B»; «B», следовательно, «А». И «если А, то B»; «не-А», следовательно, «не-B».

    В качестве примера можно привести ошибочное рассуждение Алексея Венедиктова во время выпуска его программы «Особое мнение», в рамках которого он дискутировал с Ксенией Собчак. В этом фрагменте Собчак рассказывает о том, какие реформы судебной власти она будет проводить в случае своей победы на президентских выборах. В ответ на это Венедиктов утверждает, что после этого выступления электорат в лице «судей и членов их семей» не проголосует за Собчак.

    Рассуждение Венедиктова можно реконструировать в следующем виде: «если Ксения Собчак выступает с привлекательными для избирателей предложениями, то эти избиратели проголосуют за Собчак»; «Собчак выступает не с привлекательными для избирателей предложениями», следовательно, «эти избиратели за нее не проголосуют».

    На первый взгляд может показаться, что это рассуждение не противоречит никакой логике, однако это не так.

    Дело в том, что дедуктивные рассуждения имеют существенную характеристику, которая и делает их очень надежными: в них из истинных посылок с необходимостью следует истинное заключение. Другими словами, для правильного дедуктивного рассуждения не существует такой ситуации, при которой его посылки окажутся истинными, а заключение — ложным. Для того типа рассуждения, которое в данном случае использует Венедиктов, такая ситуация с истинными посылками и ложным заключением существует.

    Чтобы в этом удостовериться, нам нужно привести контрпример. Например, вот две посылки: «если сборная России выиграет у Хорватии, то я сделаю татуировку», «сборная России не выиграла у Хорватии» — из этих двух посылок совершенно не следует, что «я не сделал татуировку», поскольку я мог сделать эту татуировку совершенно по другим причинам: из гордости за ногу Акинфеева, из сожаления за его правую руку, которая чуть было не отбила один из одиннадцатиметровых ударов и т. п. Действительно, обе посылки являются истинными высказываниями, однако заключение в таком случае оказывается ложным.

    У многих могут возникнуть сомнения, выдержат ли подобную проверку на вшивость уже упомянутые правильные типы рассуждений: modus ponens и modus tollens. Что ж, попробуйте подобрать к ним контрпримеры (в логике есть более точные и удобные методы для проверки правильности рассуждений, но, к сожалению, их невозможно рассмотреть в рамках этой статьи).

    2. Сведение к абсурду и рассуждение «от противного»

    В логике существуют и другие способы рассуждений: это так называемые непрямые умозаключения. Среди них есть две классные техники, они называются «сведение к абсурду» и «доказательство от противного» (они фактически представляют собой одно и то же).

    Сведение к абсурду. Мы хотим опровергнуть некоторое утверждение «А». Вооружившись техникой «сведения к абсурду», мы должны предположить, что утверждение «А» является истинным — и затем стараться использовать какие-то рассуждения, чтобы продемонстрировать, что это предположение приводит к противоречию. Если нам удается прийти к противоречию, значит, наше исходное предположение было неверным. Таким образом, мы опровергаем утверждение «А».

    Доказательство «от противного». Оно строится немного иначе: первоначальной целью является не опровергнуть «А», а обосновать «А». Для достижения этой цели сначала предполагается, что «А» является ложным, а дальше всё то же самое: выводится противоречие, которое позволяет обосновать неправильность исходного предположения.

    Люди частенько используют эти две техники рассуждения. Рассмотрим например метод «от противного».

    Будем считать, что вы допрашиваете подозреваемого в убийстве человека. Преступление было совершено при помощи пистолета, который был найден в квартире у подозреваемого.

    Последний, естественно, отрицает свою причастность и понятия не имеет, кто на самом деле был убийцей. Кроме того, он утверждает, что весь тот злополучный день он провел дома. С целью усилить свою аргументацию в пользу вины подозреваемого, вы предполагаете, что пистолет действительно не его. Из этого допущения можно заключить, что пистолет ему подкинули. Но в таком случае подозреваемый должен быть знаком с убийцей или отсутствовать дома в какой-то момент времени в день убийства. Обе эти альтернативы противоречат показаниям подозреваемого, значит, ваше допущение о том, что пистолет ему не принадлежит, неверное. Следовательно, пистолет все-таки принадлежит подозреваемому.

    Как изучить логику

    К сожалению, число хороших учебников по логике, которые нацелены на широкую аудиторию и написаны простым для всех языком, очень мало. Зачастую этот «простой для всех язык» сразу сказывается на качестве теоретической составляющей.

    Учебники либо доступные и некачественные — либо очень специализированные, но качественные. В такой ситуации лучше сделать выбор в пользу вторых, потому что главное — это качество образования:

    1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2011.
    2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2008.
    3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
    4. Что касается интернет-ресурсов, то здесь тоже надо быть избирательными, однако есть и очень ценные экспонаты. Серия видеороликов, созданных силами БФУ им. И. Канта совместно со специалистами из других российских научных и учебных центров:

      1. Серия бесед двух профессоров логики — Д. В. Зайцева (МГУ) и И. Б. Микиртумова (СПбГУ).
      2. Серия бесед двух специалистов по теории аргументации — Д. В. Зайцева (МГУ) и Д. В. Хизанишвили (БФУ).
      3. В открытом доступе лежат полноформатные видеозаписи курса лекций по дедуктивной логике, который периодически читается на философском факультете МГУ. Там есть специальная практика под названием «межфакультетский курс»: преподаватели на разных факультетах предлагают свои учебные курсы, на которые в соответствии со своим выбором записываются студенты с других факультетов. Это очень интересная практика, которая стимулирует появление учебных курсов на доступном для студентов разных направленностей языке.

        Кроме того, существуют различные открытые научно-популярные мероприятия, например ежегодный Фестиваль науки, который проходит в том числе и на философском факультете МГУ, где логическая проблематика всегда представлена. Приходите, интересуйтесь и спрашивайте.

        Логика научит вас точнее выражать свои мысли, и это в целом скажется на вашем стиле общения с людьми и умении разбираться в людях.

        Когда вы начнете требовать от людей такой же точности, то обнаружите, что далеко не все способны общаться подобным образом. Но если вы увидите человека, который может грамотно излагать свои мысли и вести корректную полемику, то это многое скажет вам об уровне его логической культуры — да и вообще о личности в целом.