Как научиться отгадывать загадки

Обязательно научите своего ребенка отгадывать загадки!

Загадка — древнейший жанр народного искусства, который встречается у большинства национальностей. Когда-то с загадки начиналось знакомство ребенка с миром, она была пропуском в мир взрослых, обязательной частью обряда инициации. Необходимо было проявлять смекалку, сообразительность — только такие люди были ценны для племени.

В чем польза отгадывания загадок для современных детей? Загадка — это логическая задача, облеченная в метафорическую форму. Она развивает мышление, воображение, речь, обогащает словарный запас, развивает познавательную мотивацию, интерес к слову. Размышляя над загадкой, ребенок выделяет признаки загаданного предмета или явления и сопоставляет их с известными, отвечает на вопросы: какой загаданный предмет? что делает? Возьмем загадку:

По лесочку прыг-прыг,

В ней названы признаки «маленький», «беленький» и точно определено характерное движение — «прыг-прыг» и «тык-тык». Кто может так передвигаться? Про кого можно сказать «маленький», «беленький»? Перебираем известных ребенку животных, обитающих в лесу. Важно найти такого, кто бы подошел по всем названным признакам.
Польза отгадывания загадок — в процессе подбора возможных разгадок. Такое занятие тренирует ум, учит последовательности рассуждений, развивает способности к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы.

Есть загадки, построенные на отрицательном сравнении:

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Да лапти не плетёт.

Ответ такой загадки похож на названные предметы, но имеет и отличительные (не названные) признаки. Но еще интереснее загадки, которые строятся на метафоре — скрытом сравнении. Например, такая:

Маленький шарик под лавкой шарит.

Нужно не просто соотнести признаки, а установить сходство, на котором строится сравнение. Разгадывание таких загадок знакомит ребенка с многозначностью слов и богатой образностью русского языка, расширяет представление о возможностях употребления слова в переносном значении. Вот еще одна интересная загадка:

А стоять умеем лежа.

Даже если убежим,

Мы не двигаемся тоже.

Разгадывая ее, ребенок осознает, кроме основного значения слова «идти» («передвигаться»), переносное — «действие механизма». Конечно, эти значения слова ребенок мог знать и раньше, но в загадке они воспринимаются в сопоставлении, вызывают удивление, интерес к слову.

Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным семейным занятием.

  • Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством, ставьте перед ребенком конкретную задачу: не просто отгадать, а доказать, что ответ верный.
  • Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
  • Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
  • Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.
  • Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки.

Например, перед прогулкой в парке загадайте такую загадку:

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

А во время прогулки направляйте внимание ребенка, рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями природы.

Несмотря на то, что сегодня для детей предлагается масса развивающих программ, игр, загадка не утрачивает значения для развития и воспитания ребенка. Загадка способна пробудить любознательность, внимание к миру, любовь к языку.

Обязательно познакомьте ребенка с загадкой!

Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)
консультация по теме

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Вложение Размер
ispolzovanie_tehnologii_konsultaciya_dlya_roditeley3.docx 20.97 КБ

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи

Консультация для родителей №3

«Учимся отгадывать загадки»

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

На книжных полках магазинов большое количество печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требованиям к учебным изданиям.

Сегодня мы попытаемся разобраться, какие же загадки можно и нужно загадывать нашим детям.

Прежде чем мы попросим ребенка отгадать загадку, необходимо оценить, будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?

В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

а в лапках цап-царапки (кошка).

Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя- петушок)

Голодна — мычит,
Сыта — жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт (корова)

На грядке зелёные,
А в банке солёные (огурцы).

прыг-скок,
Длинные уши,

Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт (кошка).

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (собака).

В шкурке жёлтой,
кислый он
Называется … (лимон)

Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.

Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки).

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает (петух).

Без рук, без ног,
А ворота отворяет (ветер).

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька (машина).

Стукнешь о стенку —
А я отскачу.
Бросишь на землю —
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу —
Смирно лежать не хочу (мяч).

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног (ёж).

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрёшка).

Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

Маленькая собачка
Домик стережёт (замок).

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут (мяч).

Над нами —
Вверх ногами.
Ходят — не страшатся,
Никого не боятся (мухи).

Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз).

В воде она живёт —
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка).

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан … (иней).

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое (корова).

Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы (петух).

Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица (жук).

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (поезд).

Всегда во рту,
А не проглотишь (язык).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след (карандаш).

Посреди двора
стоит копна
Спереди — вилы,
сзади — метла (корова).

Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает (пила).

Вроде сосен,
вроде ёлок,
А зимою без иголок (лиственница).

Молода —
похожа на серп,
Поживёт —
станет, как лепёшка (месяц, луна).

Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Вот мы и определили основные отличительные черты загадок и теперь уже знаем, какие загадки нужно загадывать нашему ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки, развивающие его мышление и речь, внимание и наблюдательность.

«Учимся разгадывать и сочинять загадки»

Разделы: Литература

Цели:

  • Познакомить учащихся с разными видами загадок и научить их правильно разгадывать и сочинять загадки.
  • Развивать воображение, внимание к предметам, способность группировать, творческие способности.
  • Прививать интерес к творческому процессу; приобщать к народным ценностям.
  • Задачи:

    • рассказать о зарождении загадок;
    • научиться выявлять особенности предметов, которые помогут в составлении загадок;
    • потренироваться в подборе сравнений по схожести и отличию между предметами.

    Методы: проблемный, наглядный, словесный, игровой, поисково-эвристический.

    Оборудование: оформленная доска, карточки с животными, звёздочки, изображение лейки, учебное пособие “Я читаю.” Ч. 2 / Под ред. Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусца. Самара. 2001.

    1. Организационный момент (1 мин.)

    Готовность к уроку, посадка.

    2. Формулирование темы урока (2 мин.)

    Учитель зачитывает загадку: Знает кто-нибудь из вас, Что такое ИКДАГАЗ?

    Слово записано на карточке, которая показывается детям. Выслушиваются предположения учеников. Затем учитель досказывает окончание загадки.

    Кто не знает, Пусть прочтет ИКДАГАЗ наоборот!

    Открывается доска. В центре — слово загадки.

    3. Актуализация знаний (4 мин.)

    Учитель: Что возникает в ваших головках, когда я произношу слово загадки? (предполагаемые ответы: веселье, интерес, сложность, проверка ума, желание непременно угадать, краткость, отгадка и т.д.)

    Дети высказываются, учитель прикрепляет ответы на стрелочках к доске.

    Учитель: Это, действительно, все о загадке. Загадка – это поэтические замысловатое (скрытое) описание какого-либо предмета или явления природы, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на окружающий мир. Ведь нам гораздо интереснее видеть в столе четырех братцев под одной крыше или в морковке – красну девицу, запертую в темнице.

    А для чего человек стремиться украсить предмет, сравнить его с другим? (чтобы было интересно жить, чтобы мир выглядел необычно, чтобы развивалось воображение людей.)

    4. Проблемная ситуация (3 мин.)

    Учитель: На самом деле отгадывать и тем более сочинять загадки – это дело непростое. Не каждый человек способен сразу понять, что под “мешком с иголками” подразумевается ёжик.

    Ребята, когда я готовилась к нашему занятию, я столкнулась с одной проблемой: а всё ли я знаю о загадках? А у вас такого вопроса не возникает? Чего вы ждёте от этого урока? Что хотели бы узнать о загадке?

    Дети отвечают на вопросы. Проясняется ряд проблем, которые должны быть разрешены.

    Учитель: Вот мы и попытаемся сегодня ответить на наши вопросы, так сказать: приоткрыть завесу тайны над загадкой.

    5. Рассказ учителя (2 мин.)

    Учитель: Загадка очень древнее “изобретение” человека. Она родилась тогда, когда у людей ещё не было книг, и основным видом его деятельности была охота. Древний человек верил, что существует множество злых и добрых богов. И что эти злые боги могут спугнуть добычу, если заранее узнают, на кого будут охотиться. Поэтому охотники придумали тайный язык. Переговариваясь друг с другом во время охоты, они называли медведя Топтыгиным, зайца — Косым, сороку – Трещоткой.

    Ребята, а как вы думаете, почему людям удалось придумать тайный язык? Что им помогло? (Люди заметили, что каждый предмет обладает определённым признаком, качеством; некоторые предметы схожи между собой, и их можно сравнить.)

    Учитель: Верно, ребята. А чтобы не ошибиться в отгадке, нам необходимо хорошенько подумать и вспомнить, на что похож загадываемый предмет.

    6. Работа с книгой “Я читаю.” С.13 (2-3 мин.)

    • Чтение теории.
    • Построение рассуждения.
    • Разгадывание загадок.
    • Учитель: Сейчас, ребята, мы немножко поиграем. Я буду каждому из вас говорить слово, обозначающее предмет, а вы быстро должны назвать его отличительный признак, то есть ответить на вопрос какой? Например: снег (какой?) белый.

      Мороженое, лимон, яблоко, пчела, комар, зеркало, мёд, перец, тигр, река, море, замок, ручка.

      Учитель: А теперь мы посмотрим, как работает ваша фантазия. Я буду называть вам слово, а вы скажите мне, что оно напоминает. Например: паутина похожа на … кружево.

      Ножницы, бусинка, лягушка, лампочка, луна, окна, зубы, расчёска, пальцы, туча, берёзка, змея, гриб.

      После этого вида работы нужно обязательно похвалить детей.

      Физкультминутка (не более 1 мин.)

      Ушки длинные у зайки
      Из кустов они торчат…

      (дети прячутся за парты и высовывают ладошки как заячьи ушки)

      Он и прыгает и скачет,
      Веселит своих зайчат.

      (дети выскакивают из-за парт и начинают скакать и прыгать)

      8. Работа с книгой “Я читаю.” С. 14-15 (5 мин.)

      Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что загадки бывают очень разными. Например, загадки-рифмы: Всем зверюшкам и зверятам шепчет ветер: “Берегись! / С дерева недобрым взглядом, притаившись, смотрит …рысь”; шуточные загадки: Почему лев ест сырое мясо? (потому что не умеет его варить); загадки-путаницы; загадки-вопросы: Кто свой домик на спине носит?

      С.14 проверит, умеем ли мы разгадывать разные виды загадок.

      Молодцы! Отгадывать загадки умеете. А вот ваши сверстники из Самары ещё и сами их сочиняют. Давайте прочтём эти творения на С. 15 нашего учебника.

      9. Творческое задание (4 мин.)

      Учитель: Давайте сейчас вместе попробуем сочинить загадку про… . Что это? На кого она похожа? (на слона). Где обычно лейка стоит? Для чего служит?

      Теперь, объединив все эти признаки, давайте составим загадку.

      Например: Маленький слон в чулане стоит, летом грядки водой поит.

      Дети предлагают свои варианты загадки.

      10. Итог урока (3 мин.)

      Учитель: Понравился ли наш урок? Что нового узнали о загадке?

      Вы сегодня все хорошо работали, поэтому заслужили картинки с изображением небесных звёзд. Они все красивые и разные, как вы. И живут в бесконечности. Я желаю, чтобы в дальнейшем ваш путь познания был бесконечно интересным.

      Каждому ученику в тайне от других даётся карточка с изображением животного, про которого он должен дома придумать загадку.

      Отгадываем загадки, или как научиться пополнять словарный запас, не заглядывая в словарь

      Важный навык

      При изучении иностранного языка очень важно развивать навыки языковой догадки, которые помогут вам понимать иностранную речь, даже если вы не знаете каких-то слов. При помощи таких навыков вы сможете догадываться о значении слов, исходя из контекста, или не спотыкаться о слово, даже если вы не знаете, что оно значит, чтобы не потерять общий смысл того, что вы читаете или слышите.

      Загадки – путь к развитию языковой догадки

      Один из способов, который разовьёт эти навыки и при этом расширит ваш словарный запас – это отгадывание загадок на иностранном языке.

      С ichebnikoм отгадывать загадки особенно полезно, так как мы предлагаем и визуальную опору, и подсказки в виде нескольких вариантов ответа, и моментальную проверку, и широкий выбор загадок от классических, в которых через описание свойств предмета нужно догадаться, о чём идёт речь, до сложных, логических и парадоксальных, которые заставят поломать голову над ответом.

      Как правильно работать с уроками-загадками?

      Мы дадим вам несколько советов, а для примера мы будем использовать загадки на английском и немецком языках.

      Начнём с классических загадок.

      Загадка первая — описание

      Обладая даже очень небольшим словарным запасом английских слов, можно отсечь сразу два ответа в виде попугая и рыбы, так как у них нет four legs (четырёх ног), а видя выражения on my back (на моей спине) и run fast (бегать быстро) догадаться, что речь идёт о лошади. Это можно сделать, даже если вы не знаете значение слов tail, oats, hay, ride, о которых, кстати, вы теперь можете догадаться, зная, что речь идёт о лошади. Что у неё длинное? Скорее всего хвост. Значит tail – хвост. Что ест лошадь? Овёс и сено – oats and hay. Хотя здесь всё-таки надо будет уточнить, что является овсом (oats), а что сеном (hay). А что человек обычно делает у лошади на спине? Очевидно, едет верхом (ride).

      Возможно, в более сложных случаях вы не сможете с точностью предположить значение всех незнакомых слов, но, по крайней мере, наличие таких слов не сможет вам помешать понять основной смысл загадки и дать правильный ответ, а, значит, научит вас в любых ситуациях понимать основное содержание сказанного и прочитанного, не смотря на наличие незнакомых слов.

      Загадка вторая – вопрос

      Такие загадки очень помогают повторить порядок слов в вопросах, а также вопросительные слова, поэтому обращайте особое внимание на эти момент

      Чтобы найти правильный вопрос на предлагаемый ответ, вам совсем необязательно дословно переводить все три. Достаточно будет посмотреть на ответ и проанализировать начало каждого вопроса. А вот когда вы уже нашли соответствующий картинке вариант, уже можно будет подумать о значении тех слов в нём, которые вызывают у вас сомнения.

      В данном случае может вызвать затруднения слово spelt (форма глагола spell), но о его значении совсем нетрудно догадаться. Каким образом фрукт (fruit) апельсин похож (like) на оранжевый цвет (colour)? В английском языке – тем, как пишется (orange и в том, и в другом случае).

      Далее, аналогичным образом, увидев следующий ответ, мы подбираем к нему подходящий вопрос и выясняем значение незнакомых слов уже в нём и тем самым расширяем свой словарный запас и запоминаем значение слов, исходя из контекста.

      Загадка третья – игра слов

      Даже если изучающий немецкий язык не знает слово kraht, то сможет догадаться по его форме и положению в вопросе, что это глагол в настоящем времени, а по контексту о его значении. Что может делать петух по утрам? Скорее всего, петь, кричать, кукарекать.

      А вот ответ при переводе на русский язык может показаться парадоксальным, но не по-немецки. Слово Hahn имеет ещё и значение «кран», а при сочетании со словом Wasser (вода) превращается в «водопроводный кран». Так загадка решается при помощи игры слов, а наша картинка-опора и подпись к ней поможет провести это сопоставление слов самостоятельно и обогатить свой словарный запас.

      Попробуйте выполнить следующие уроки-загадки и убедитесь в эффективности такого способа расширения словарного запаса и развития языковой догадки.

      Гарантируем, что полученные навыки вам очень пригодятся для успешного и эффективного изучения иностранного языка.

      Все дети любят отгадывать загадки. Разгадывание их является для ребенка своеобразной гимнастикой ума. Отгадывание загадок развивает находчивость и сообразительность, самостоятельность, приучает к рассуждению и доказательству. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и предметов, ставят перед ними вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит?

      Загадки помогают ребенку по – иному взглянуть на обыкновенную травинку, бабочку, цветок, привлекая яркими образами и неожиданными сравнениями.

      Что скрывает в себе загадка? Какой – то предмет или явление. Загадка описывает его, но не называет, тем самым как бы испытывая сообразительность человека. Это такой вопрос, точнее – логическая задача, ответить на который можно только после того, как подумаешь, соединишь все признаки, “расшифруешь” образы, выдвинешь предположение, проверишь его на соответствие описанию и сделаешь вывод. А это гораздо серьезнее, чем просто “угадал – не угадал”.

      Какие ошибки бывают у детей?

      Дети научаются отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ; не могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке; сознательно опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке.

      Как же учить детей отгадывать загадки?

      1. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т.к. загадки основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений.

      2. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей.( в книгах этой цели служат картинки ).

      3. В среднем дошкольном возрасте ( 4-5 лет ) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, и т.д. Чем чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет ребенку отгадывать загадки, т.к. они построены не только на описании признаков, но и на сравнении.

      4. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании ( ” Не лает, не кусает, а в дом не пускает “) и загадки, включающие сравнения ( ” За бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут “.)

      Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопрос “Почему?”, ” Как ты догадался?”. Если же отгадка не найдена – вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

      Если не сразу все получится – не показывайте свое недовольство. Вернитесь к этим загадкам еще раз через некоторое время. Самое главное – дать малышу возможность получать радость от своего умения, а не испытывать стыд за неудачи.

      Когда у ребенка появится соответствующий опыт и он научится рассуждать, возникнет желание самому придумывать загадки и предлагать их взрослым.

      Давайте постараемся, чтобы наши дети росли находчивыми и сообразительными.

      Учитель-дефектолог

      Кириченко Ирина Вячеславовна

      Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

      Как научиться отгадывать загадки

      Министерство социального развития Московской области

      Портал создан при поддержке

      Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Подари Любовь Миру»

      Ресурсный центр поддержки НКО и волонтеров

      Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам «Дар»

      Московский Губернский театр

      Коллегия адвокатов «Юридический центр «Круглов, Шумар и партнеры»

      бычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

      Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

      Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

      Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

      Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

      Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

      Консультация для родителей «Как учить детей отгадывать загадки»
      консультация на тему

      Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как обязательного условия познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.

      Скачать:

      Вложение Размер
      kak_uchit_detey_otgadyvat_zagadki.docx 13.76 КБ

      Предварительный просмотр:

      Консультация для родителей

      «Как учить детей отгадывать загадки»

      Загадки — это замысловатое иносказательное описание предмета или явление, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Задается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Загадки дошли до нас из глубины веков. Произведение фольклора и древней литературы свидетельствуют о том, что зачастую с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя. Со временем они постепенно превратились в средство воспитания иразвлечения, в занимательные вопросы о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах — отгадках.

      Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как

      обязательного условия познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.

      Любая загадка — прекрасное логическое упражнение, при выполнении

      которого ребенок учиться выделять количественные стороны предмета

      (абстрагировать), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтезировать).

      Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного состязания. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения. Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа.

      Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен

      научиться выделять все признаки, названные в загадке.

      Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом.

      Не забывайте, что главное — не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

      В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.

      Рассмотрим для примера следующую загадку:

      На четырех ногах стою

      На мне ты любишь отдыхать,

      Когда устанешь ты гулять.

      Читаем первую строчку (один признак) загадки:

      На четырех ногах стою…

      Предлагаем ребятам подумать, кто или что может стоять на четырех

      ногах, дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол,

      стул…продолжаем чтение загадки

      Ходить же вовсе не могу.

      Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети

      вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками:

      стол, стул, шкаф, диван, кровать и т.д. Затем заканчиваем чтение загадки:

      И дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул.

      Каждый из этих предметов является отгадкой.

      Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности

      оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к

      рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность

      к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,

      умозаключения. Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для

      ребенка является сам засекреченный объект и сообщаемые о нем признаки.

      Читайте так же:  Как научиться абстрактно мыслить