Как научиться петь по нотам с листа

Пение с листа на уроках сольфеджио — подготовительные упражнения

Почему я считаю основополагающей для изучения сольфеджио тему о пении с листа? Этому есть одна очень важная причина. Дело в том, что слово «сольфеджио», если его перевести дословно, обозначает «пение с названиями нот», то есть пение с листа. Сам предмет сольфеджио возник около 1000 лет назад именно для того, чтобы обучить хористов пению по нотам. А уже много позже он стал более сложным и приобрел свой нынешний вид.

Поэтому пение с листа – это одно из основных умений, которое приобретается в результате курса сольфеджио. Более того, от хорошо развитого умения петь с листа напрямую зависят другие важные навыки, например, умение писать музыкальные диктанты. Иногда пианисты мне говорят, что уж им умение петь с листа для игры на пианино „ну совершенно не нужно” – в ответ хочу сообщить, что умение подбирать мелодии на слух очень зависит от умения петь по нотам и мысленно представлять нотный текст.

Присмотримся к пению с листа подробнее: из чего складывается это умение?

1) Собственно из умения петь! То есть попадать голосом в звуки разной высоты из доступного для человека диапазона. Причем петь нужно уметь без инструмента как отдельные звуки так и последовательности из нескольких звуков.

2) Из хорошего знания того, где на нотной строке находятся какие ноты.

3) Из умения прочитать ритм с листа.

Вот это самый минимальный набор знаний и умений для того, чтобы начать учиться петь с листа. Если хотя бы один из этих пунктов не выучен качественно, то можно даже не начинать петь с листа – это будет бессмысленным занятием. Например, если ученик не умеет попадать голосом в ноты, то даже если он идеально знает где какая нота находится на нотной строчке – он не сможет их спеть.

Сколько потребуется времени для приобретения этих предварительных навыков, и можно ли их приобрести самостоятельно? Начнем с двух последних пунктов, так как они более простые:

— Для того, чтобы хорошо выучить ноты на нотной строчке может хватить нескольких недель. Это легко выучить самостоятельно, достаточно взять таблицу с нотами из любого учебника по сольфеджио или музыкальной грамоте и работать с ней.

— Проработка чтения с листа самых распространенных ритмов займет минимум несколько месяцев, при систематической работе. С этим также легко можно справиться самостоятельно, хотя на начальном этапе желательно, чтобы кто-то проконтролировал правильность воспроизведения ритмических формул с листа.

— На приобретение навыка попадания в ноту голосом и чистого пения может уйти намного больше времени. Спрогнозировать количество времени для занятий мне будет очень сложно, это сильно зависит от Ваших начальных данных. Но все же попробую определить некую „среднюю температуру по больнице”:

Вышеизложенные данные нельзя считать окончательной истиной. У меня бывали случаи, когда ученики, имеющие небольшой диапазон расширяли его до двух октав за месяц занятий. Но бывали и противоположные случаи, когда, например, нечистое интонирование настолько входило в привычку, что его не удавалось исправить даже за год работы. Так что все случаи нужно рассматривать индивидуально!

Можно ли работать с пением по сольфеджио самостоятельно? При определенной подготовке – можно. Основная сложность заключается в том, чтобы услышать – чисто ли Вы спели ноту и сравнить её с эталоном (звучанием той же ноты на инструменте). Если это получается – то можете заниматься самостоятельно.

Конкретные упражнения для развития певческих навыков по сольфеджио будут изложены в курсе „Сольфеджио с нуля: Практический курс для родителей маленьких музыкантов и всех начинающих”.

Как научиться петь ноты с листа

Сегодня слово «сольфеджио» подразумевает теоретическую основу музыки, нотную грамоту и является базовой дисциплиной в теории музыки. А появилось это слово около тысячи лет назад, когда люди начали интерпретировать пение в знаки и записывать на бумагу, чтобы потом прочитать. То есть дословно «сольфеджио» — это чтение с листа.

Чтобы взглянуть на расписанный нотный стан и понять, что петь, необходимо выполнить три условия:

  • Выучить до автоматизма написание нот и их обозначения;
  • Научиться петь акапельно (без сопровождения). Необходимо петь и отдельные ноты, и их последовательности. В этот пункт входит попадание в ноты, т.е. координация между слухом и голосом;
  • Научиться и довести до автоматизма чтение ритма по нотной записи.
  • Как научиться петь ноты с листа?

    Вам потребуется выучить, как пишутся ноты. Для этого можете воспользоваться любым учебником по сольфеджио – читайте, смотрите, учите, запоминайте. Вы запомните, на какой строке пишется та или иная нота, за несколько недель.

    Чтобы научиться читать ритм, лучше прибегнуть к помощи педагога, т.к. вам придется читать длительности нот и воспроизводить их, а это непросто. В идеале нужно довести умение читать ритмические рисунки до такого состояния, что вы видите формулу и слышите, как его отстучать или пропеть.

    Потребуется не менее трех-пяти месяцев, чтобы «вбить» в ваше мышление чувство ритма и понимание его законов.

    Если научиться видеть ритм и выучить названия нот – просто, то вот запомнить звучание каждой ноты и уметь воспроизводить его — задание непростое. Успех предприятия и количество потраченных сил напрямую зависит от начальных данных (имеется в виду слух) и способностей. Если хватает усердия, то учатся интонировать даже люди с неразвитым музыкальным слухом, но на это уходит более года.

    Бывает, что человек поет отдельные звуки чисто, а песню – фальшиво. Человек может просто петь слегка «грязненько», но в целом попадать. Может попадать в несколько нот, а выше или ниже – нет, тогда нужно работать над диапазоном. А может и вообще не понимать, какая нота выше или ниже, и не сможет услышать и воспроизвести звук хотя бы примерно. С каждой из проблем борятся по-разному, и для этого нужен педагог по вокалу. Самостоятельно развить слух и научиться воспроизводить ноты практически нереально, особенно учитывая, что человек с неразвитым слухом может не слышать, попадает ли он в ноты.

    Кратчайший путь научиться петь ноты с листа – посещать уроки сольфеджио и тренироваться дома по 20-30 минут в день.

    Как научиться петь по нотам с листа

    Здравствуйте, дорогой читатель!

    Меня зовут Ирина Гулынина, я автор методики по развитию музыкального слуха, а также специального курса по пению для непоющих. Или, как ещё говорят, когда медведь на ухо наступил.

    Я уже довольно давно учу петь именно тех людей, которые приходят и говорят: «Я вообще не попадаю в ноты » . Иной раз оказывалось, что человек уходил после одного занятия, уже научившись петь.

    Моя методика обучения пению рассчитана на всех. Не только на способных, как музыкальная школа, а и на сложные случаи тоже. Сейчас и вы можете познакомиться с ней.

    ДЛЯ КОГО ЭТОТ КУРС : Курс больше всего поможет тем, кто петь не умеет вообще. Про кого говорят «ни голоса ни слуха», или «вообще не попадаешь в ноты». Это — именно для вас!

    А вот ваше первое упражнение. Смотрите и подпевайте!

    Если вы уже поёте, но поёте тихо, не умеете управлять дыханием, и звук вас не устраивает — вы сможете распеться, выполняя упражнения курса.

    Если вы поёте, но то попадаете, то не попадаете, и не всегда можете это проконтролировать — решение этих проблем вы тоже найдете в курсе. Мы будем учиться петь песни, выверяя каждую ноту, и если вы будете заниматься, то перестанете фальшивить.

    Существуют простые методы научиться петь чисто. Не поставить оперный голос, а для себя, под гитару, в компании. Но чисто, и понимая: ДА, я всё делаю правильно. Вы забудете про всё, что вам говорили до этого — вы начнёте петь!

    Почему это возможно? Объясняю!

    «Почему ЭТО ВОЗМОЖНО?» — спросите вы. Я не пел год (два, три, пятнадцать лет, вообще никогда), и тут вы говорите мне что я вдруг запою? С чего бы вдруг?

    …вспоминаю, как я сама училась в музыкальной школе. У нас были люди, которые очень хорошо пели. И было несколько мальчишек и девчонок, которые на сольфеджио тянули одну ноту, и не попадали категорически. Одну ноту — все семь лет. На них махнули рукой, сказали что они не умеют петь и это им не дано, поставили по трояку и отпустили с миром.
    Самое-то смешное, как я понимаю сейчас:
    Их УЧИЛИ петь? Нет! Им говорили «Пой!».

    Так я к чему. Петь – сначала – умеют не все, да. Но это не страшно.
    А мнение, что «петь это так сложно», бытует потому, что петь вас не учили. Вам говорили «пой». И всё. А КАК петь, КАК управлять своим голосом? КАК сделать так чтобы попадать в ноты? Вас этому не учили. Так давайте попробуем наконец НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ, прежде чем пытаться петь!

    Как НАУЧИТЬСЯ петь, вместо того чтобы бесконечно пытаться петь?

    Метод прост. Что такое чисто петь? Это попадать в ноты. То есть, управлять высотой голоса по собственному желанию.

    Вы сейчас можете сымитировать низкий мужской голос, а потом — подражать ребенку? Можете, в какой-то степени. Можете издать низкий звук и высокий? Можете. Вы не можете управлять этим в достаточной степени, чтобы чисто петь. Но задатки есть у всех.

    В курсе вы будете учиться управлять голосом — выше, ниже, и как попадать точно в нужную ноту. Делается это с помощью специальных упражнений: несложных, иногда забавных, и приводящих к результату. А в результате вы научитесь попадать в ноты, а значит — петь чисто и правильно.

    Попадать в ноты — это ещё не всё, что будет в курсе. Петь хочется не только правильно, но и громко. Совершенно верно! Есть у меня и упражнения по раскрытию голоса. Чтобы голос зазвучал громче, мы научимся расслаблять мышцы горла и находить их правильное положение. И голос зазвучит.

    Зажатый, дребезжащий голос тоже «лечится» расслаблением мышц.

    Очень важно правильное дыхание при пении — Вы «держите» звук, он громкий, длится долго, звучит уверенно. Вы научитесь и наработаете этот навык, выполняя упражнения курса.

    В курс входят:

  • Книга «Учимся петь чисто!»
  • CD-Диск с 10 аудиоуроками пошагового курса, программами, упражнениями для самостоятельной работы по каждой теме аудиоурока, нотами песен, которые вы будете разучивать.
  • Общая длительность курса в mp3 — 2 часа 43 минуты .

    Содержание курса:

    В курсе 10 занятий — аудиоуроков.

    Занятие 1 — Вводное
    На первом занятии мы:

  • Составляем план работы по курсу
  • Работаем с убеждениями. Я могу петь — я не могу петь. Вы удивитесь, но ваши убеждения относительно собственных способностей могут как помочь вам, так и помешать. Причём помешать могут сильно. Нужно как минимум спокойное выполнение упражнений курса, можно без сильной веры, но и без мысленного сопротивления. Спокойно работайте — и тогда вы почувствуете результат.
  • Читайте так же:  Как научиться говорить на латыни

    Занятие 2 — Учимся управлять голосом
    Вы узнаете:

  • Что такое зажатый голос, а что такое расслабленный. Как они звучат.
  • Как расслабить голос. Упражнения, которые помогут вам получить чистое, ровное звучание голоса.
  • 3 основных упражнения на управление высотой голоса. Научившись изменять высоту голоса плавно и аккуратно, вы сможете перейти к чистому пению нот. Это и есть тот базовый навык, которого вам не дадут ни в одной в музыкальной школе.
  • Занятие 3 — Чисто поём одну ноту
    Вы узнаете:

  • Как, используя упражнения 2-го урока, найти высоту отдельно взятой ноты и чисто её спеть.
  • Как определить, чисто вы спели ноту или нет. Сравните ощущения от чистого пения и фальши. Очень важно понимать, когда поёшь правильно, а когда нет – это второй базовый навык, которому надо отдельно уделить внимание.
  • 2 частых ошибки начинающих, в результате которых возникает фальшь. Как их избежать.
  • Что делать, если вы таки спели фальшиво.
  • Практический вывод: если вы научились петь чисто одну ноту, то вы споёте и две, и три, и целую песню. Это уже дело практики.
    Кроме того, если вы научитесь чувствовать, правильно поёте или нет – это поможет вам и в других областях музыки. Например, настраивать гитару. Там ведь тоже надо понимать – одинаково струны звучат или по-разному.

    Занятие 4 — Ходим от ноты к ноте и развиваем координацию голоса
    Вы научитесь:

    • Попав в одну ноту, перемещать голос на небольшое расстояние вверх-вниз – «ходить» от ноты к ноте небольшими шагами.
    • Начнёте осваивать диапазон голоса, в котором дальше сможете петь песни.
    • Занятие 5 — Работа с диапазоном голоса
      Вы сможете:

    • Расширить диапазон звуков, которые вы можете петь.
    • Хорошо управлять голосом в этом диапазоне, разучив упражнение.

    Занятие 6 — Поём широкие скачки. Что делать, если ноты не рядом
    Выполнив все задания этого занятия, вы:

  • Научитесь петь часто встречающиеся в песнях ходы мелодии — по гамме, по трезвучию, и с прыжком через несколько нот.
  • Полностью освоите попадание в ноты. Как в соседние звуки, так и в случае когда звуки далеко друг от друга. А значит, можно действительно петь песни, чисто попадая во все звуки.
  • Узнаете как сразу попасть в высокую ноту (иногда с этим бывают проблемы: низкая нота сразу поется чисто а высокая нет).
  • Занятие 7 — Поём громко, чётко и красиво
    Когда у вас уже получается петь, попадая в ноты, мы начнём работать над качеством звука:

  • Научимся брать правильное дыхание, чтобы голос звучал долго и ровно.
  • Научимся петь громче при помощи специальной техники. Результат этой техники вы почувствуете сразу как только попробуете.
  • Повысим чёткость и определённость голоса. В песнях важно, насколько хорошо вы выговариваете слова и направляете звук.
  • Занятие 8 — Поём первую песню

  • Разучим мелодию песни «Калинка-малинка», и споём её чисто.
  • Выучим песню под гитарный аккомпанемент (если вы играете на гитаре, то можете выучить аккорды и сыграть сами, если нет — споёте под запись в упражнениях).
  • Занятие 9 — «Эй, ухнем!»

  • Разучим мелодию песни «Эй, ухнем!».
  • Выучим песню под гитарный аккомпанемент.
  • Занятие 10 — «Во поле берёза стояла»

  • Разучим мелодию песни «Во поле берёза стояла».
  • Общие принципы разучивания песен, которые вы захотите спеть потом самостоятельно, остаются теми же. И вы сможете взять одну из своих любимых песен и точно так же, как в последних занятиях курса, разучить её и спеть.

    Изменения

    «. Четвертое занятие завершилось, задание тоже уже частично записано. Вдруг я начал осознавать, что воспринимаю любую музыку как-то по-другому. Особенно пение. Теперь у него есть структура, я начинаю чувствовать, где тон идет вверх, где вниз. Где переход плавный, где резкий. Мне как бы есть за что зацепиться, теперь я помню собственный голос. Для чистоты эксперимента взял тот же самый альбом „45“ и опять попытался подпеть. Получилось! Там где я раньше беспомощо басил, я вдруг понял, что могу взять ноту в районе скажем 5го лада 5 струны. Какую именно пока уверенности нет, но попасть уже получается. Вообще получается достаточно похоже проинтонировать целые фразы и от повторения точность повышается.»

    Алексей, участник онлайн-тренинга по методике «Учимся петь чисто».

    Почитайте ещё отзывы людей, которые занимались по этой методике. Тех же результатов можете добиться и вы!

    Чтобы получить курс, оформляйте заказ ниже:

    Аудиокурс «Учимся петь чисто»

    В курс входят: книга, CD-диск с аудиоуроками, заданиями и нотами песен + дополнительные материалы (эмуляторы клавиатуры, записи звуков).

    Стоимость курса — книги и СD со всеми материалами — 1900 р.

    Скачайте курс сразу после оплаты

  • Не обязательно находиться в России, можно получить курс откуда угодно.
  • Вы начнёте заниматься в этот же день!
  • Не нужно ждать посылку на почте.
  • Посылку не «завернут» на таможне — а в связи с санкциями были случаи.
  • Нет шансов, что диски испортятся, побьются, поцарапаются и т.п.
  • Гарантия 100% получения курса! Электронная версия точно будет рабочей — это самый популярный вариант заказа.
  • Заказы почтой осуществляются по предоплате.
    Оплатите курс и напишите письмо на [email protected], что вам нужна бумажная версия курса, и полный адрес с ФИО. В течение 5 рабочих дней отправим. Сроки доставки по России, в среднем, составляют 7-10 рабочих дней. За границу — обычно 2-2,5 недели. Однажды даже в США за 2 недели посылка дошла 🙂

    Если хочется получить курс самовывозом из офиса в Москве (м. Курская):

    Звоните +7 (499) 390-39-45, чтобы договориться о встрече.
    Схема проезда в офис здесь: http://razvitiesluha.ru/contacts/

    Чему научится даже совершенно обычный человек, без музыкальных способностей (в частности, без слуха), позанимавшись по этой методике три недели:

  • Управлять своим голосом
  • Петь чисто, попадать в ноты
  • Понимать точно, поете вы правильно, или лажаете
  • Голос станет более глубоким и выразительным, раскроется и зазвучит. Возможно, станет чуть ниже.
  • Вы выучите, споёте и продемонстрируете друзьям//врагам//ёлкам в лесу три песни. Аккорды либо сыграете сами, либо споете под запись на диске. Со всей гордостью, понимая, что вы поете их очень хорошо 🙂
  • Кому будет полезен курс:

    • Людям без слуха и голоса вообще.
    • Тем, кто уже поёт, но хочет петь лучше , и попадать ВСЕГДА, а не через раз.
    • Тем, кто поёт под гитару .
    • Если у вас остались вопросы, вы можете связаться с нами:
      по телефону: +7 499 390 39-45 (с 10:00 до 18:00 в рабочие дни).

      Ближайшие мероприятия Estill Voice в России:

      01-03 ноября 2020 Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени — управление структурами вокального тракта для всех желающих Москва 03 ноября 2020 Дополнительный семинар (workshop) — Стратегии преодоления «регистрового порога» в современном и оперном вокале для всех желающих Москва 17-19 января 2020 Семинар-тренинг EVT 1 базовой ступени — управление структурами вокального тракта для всех желающих Санкт-Петербург 19 января 2020 Лекция отоларинголога/фониатра профессора Франко Фусси (Италия) для всех желающих Санкт-Петербург

      Новости

      Вы не одиноки!

      Начинающим

      Подходы и принципы

      Вокальная техника в странах Запада

      Наши интервью

      В помощь вокалисту

      Главная Теория и практика вокала Вокальная практика Как научиться петь чисто?
      Как научиться петь чисто?
      Автор: Ирина Рамзина
      25.12.2012 09:44

      Периодически на почту сайта приходят вопросы, связанные в той или иной степени с проблемой фальшивости при пении, «мимонотия», отсутствия слуха и так далее. Как ни называй, смысл всех сентенций один – как научиться петь чисто? «Слышу, что пою не правильно, не попадаю в ноты, но почему-то не могу петь, как надо, помогите, подскажите, что нужно сделать, как это исправить», — общий текстовый «посыл» таких писем.

      В первую очередь нужно сказать, что если человек СЛЫШИТ, что не попадает в ноты, это уже ОЧЕНЬ О МНОГОМ говорит. Это говорит о том, что у него есть музыкальный слух. Вопреки расхожему заявлению «раз поешь не в ноты, значит, слуха нет», слух-то как раз есть. А чего нет? Нет согласованной работы между двумя «частями», отвечающими за музыку – слуховой и вокальной.

      Мне встречались музыканты-инструменталисты, которые не умеют петь, поют фальшиво, хотя играют на своем инструменте превосходно. Даже как-то по телевидению кто-то из звезд классики признался в этом. К сожалению, не помню, кто именно.

      Такой «феномен» вовсе не редкость. Обывателю он часто кажется парадоксальным явлением, но на самом деле таковым не является. Сама много раз была свидетелем того, как люди, считающие, что у них есть слух, и уж они-то просто не могут «лажать», исполняли песню, звучащую в караоке, с ужасающими ошибками и фальшью.

      Вокал в своей физиологической сути – это согласованные и очень «тонкие» мышечные реакции. Но мышцами, их точной скоординированной друг с другом работой управляет не слух, а иные структуры, которые, впрочем, со слухом тесно связаны. Да, и то, и другое – продукт деятельности мозга, но разных его «частей», если хотите, «планов», «уровней» (можно называть по-разному). Точно спеть услышанную ноту трудно бывает даже человеку с уже «настроенной» вокально-слуховой системой. Смотря какая нота, и смотря как она прозвучала — в контексте мелодии или отдельно от нее, взятая «из ниоткуда».

      Вокалисту же исполнять фальшивые ноты нельзя совсем. Даже одна, прозвучавшая не так, как нужно, полностью испортит впечатление у публики. Такова жизнь. Я не раз писала, что каким бы ни были качества голоса с точки зрения его богатства, силы, красоты, единственная фальшивая нотка МОМЕНТАЛЬНО перечеркнет все! Поэтому БЕСПОЛЕЗНО браться за развитие голоса, если не решен вопрос чистоты пения, отсутствия фальши, точности интонирования (in tone – попадание в ноту).

      Согласованность работы такого управляющего звена со слухом достигается определенной тренировкой. Ведь почему некоторые люди, имеющие слух, пусть и не абсолютный, могут чисто петь, а некоторые – нет? Если с детства ребенок имел вокальную практику, пел песенки в детском саду и школе, выступал, если в семье любили и умели петь и поощряли это в детях, то работа двух мозговых центров настраивалась сама собой, с многолетней практикой. Такие дети чисто интонируют уже в раннем возрасте, известны ведь примеры исполнения детьми даже сложных взрослых «хитов», причем, совершенно великолепные примеры!

      Но ведь новорожденные чисто петь не умеют! Могут только подражать звукам, услышанным от матери или в окружении. Конечно, существует и природная предрасположенность, генетика, однако главное в этом процессе – тренинг. Не будет ребенок из музыкальной семьи чисто петь, если не давать ему это делать с детства, и наоборот, семья, в которой родителям, как говорится, «слон на ухо наступил», может иметь ребенка-вокалиста, если его способности будут соответствующим образом развиваться.

      Приходит время, когда музыка, и, главным образом, вокальная музыка, становятся существенной частью психологии, жизни человека. Очень хочется петь, но… На пути встает элементарное неумение «попадать в ноту». Как быть?

      Ответ на вопрос о том, как научиться петь чисто — есть. Существует определенный путь преодоления проблемы.

      1. Не нужно этого бояться. Такая проблема преодолима в принципе. Если слух есть (а он есть, если «сам слышу, что в ноты не попадаю»), то научить мозг слаженному взаимодействию слухового и вокального центра вполне возможно.

      2. Бесконечное пение разных песен, попытка найти такие, которые удастся спеть без фальши, приведет, в конечном итоге, к пению детских попевок, поскольку любая современная песня, даже не очень сложная, все равно требует навыка интонирования.

      3. В музыкальных школах существует специальный предмет – сольфеджио, который предназначен для выработки нужного навыка. Разумеется, пианист, скрипач или вокалист будут «проходить» этот предмет по-разному, с использованием разных упражнений (не всех, в большинстве упражнения одинаковые). Вокалист, в любом случае, будет эти упражнения ПЕТЬ. Что и приведет к тренировке согласованности слуха с вокализацией (воспроизведением голосом) нужной ноты и последовательности нот, и даже в какой-то степени будет развивать голос.

      4. Практически каждый педагог, работающий в музыкальном учебном заведении, обладает знаниями из сольфеджио, а ряд из них этот предмет именно преподают (что предпочтительнее для выбора их в качестве учителя).

      5. Наиболее правильный способ научиться заключается в обращении к такому педагогу, и прохождение определенного обучения, курса сольфеджио, который поможет «отрегулировать» взаимоотношения двух мозговых «уровней». Это работа достаточно длительная, не менее полугода, но нужно понимать, что в два занятия сделать такое невозможно. Более того, заниматься необходимо и дома, и лучше ежедневно, хотя бы по полчаса, а к преподавателю появляться за проверкой, новыми заданиями и «регулировкой» собственного движения к цели. Тут, чем чаще, тем лучше. Пятьдесят раз по полчаса дадут в десятки раз больший эффект, чем десять – по три.

      6. В течение курса прохождения сольфеджио нужно обязательно продолжать петь песни. Правда, стараясь выбирать достаточно простые произведения. Сам преподаватель подскажет вам некоторые «стандарты», которые необходимо будет исполнить, чтобы закрепить навыки интонирования. Причем, обращать внимание на качество голоса в данном случае не обязательно, задача одна – интонирование! Все остальное оставьте на потом, никуда оно не денется!

      Сольфеджио — специализированный предмет, обладающий своей особой методологией, упражненческой базой, своими «точками фиксации» достигнутых навыков. Ему много лет, и нет причин сомневаться в его действенности, на данный момент времени ничего лучше для развития навыков точного интонирования человечество не придумало.

      Выкладывать же отдельные упражнения из курса сольфеджио – нет смысла, ибо это целая система тренировок. Если вырвать из контекста одно-два упражнения, то проблему не решить, в сольфеджио свои хитрости и тонкости, свои правила и законы. Тем приятнее иногда получать вот такие письма:

      «Вы меня не только направили, но и вдохновили.))) Сегодня первый раз занималась с преподавателем сольфеджио. Буду держать пальцы крестиком, чтобы мы, так сказать, сошлись с ней характерами. Так как вы абсолютно правы, комфортная атмосфера на занятиях – это очень важно. Получила список заданий. Пока в домашних условиях придется пользоваться синтезатором. Еще раз огромное Вам спасибо. »

      Из продуктов, целью которых является обучение чистому интонированию при самостоятельных занятиях, мне известен в русскоязычном Интернете только один – курс «Учимся петь чисто» И. Гулыниной. Это объемная работа (она у меня есть), и, с точки зрения методической, достаточно хорошая. Можно порекомендовать его тем, кто по каким-либо причинам не может брать уроки сольфеджио, занимаясь с педагогом.

      Звучит, как реклама, но, на самом деле, рекламой не является (прямую ссылку не даю), с автором я не знакома лично. Просто за отсутствием другого предлагаю этот продукт, поскольку сама его изучала. Однако, повторяю, работу с учителем не заменит ни что.

      Надо сказать и еще об одном аспекте. Часто не точная интонация возникает тогда, когда вокалист не знает или игнорирует регистровую технику. Например, нота, которую нужно исполнить, находится за пределами возможностей привычного грудного регистра. Вокалист пытается ее спеть грудью, но регистр не позволяет ему подняться столь высоко, нужно переключение в иной, более высокий — головной. А звучание в нем вокалисту не нравится. Конечно, неразвитый фальцет слушается очень некрасиво… В результате нота просто «не вытянута».

      В данном случае не поможет никакое сольфеджио, тем более что своим грудным голосом человек поет достаточно точно, без фальши. Справиться с такой проблемой можно, лишь работая над регистровой вокальной техникой или используя метод транспонирования тональности песни.

      Подобный эффект может вызываться и попыткой чрезмерно усилить громкость. Та же фальшь, и те же причины.

      Ну и есть еще один «вид» фальши, базирующийся на чрезмерной сложности мелодии. Сложности для данного вокалиста, естественно. Например, многие популярные хиты, имеющие в своей вокальной основе технику соул-вокала, изобилуют «подтяжками», полутоновыми пассажами, неопределенными нотами, тем, что является отличительными признаками этого вокального стиля.

      Без определенной практики, без «стилевого» обучения такие мелодии спеть чисто, в соответствии с исполнением «звездным» бывает крайне сложно и даже невозможно. Тут нужно понимать, что песня песне рознь, и то, что поет Агилера, далеко не всегда может спеть любая девушка, на то она и Агилера. Вот разовьется слух и голос до таких качеств, тогда да! А пока нужно просто выбирать более простые песни.

      Всему свое время! В конце концов, хороший вокал – это постоянная практика. Думаю, эти слова не подвергаются сомнению. Практикой же можно и научиться петь чисто, избегая фальши, все зависит от того, как эту практику организовать. Ну и, конечно, от желания! Ведь все в начале трудно, неудобно и непривычно! И «ломаются», как правило, именно в начале движения. Путь надо пройти. Весь. До конца. И лишь потом можно рассуждать о его правильности и действенности. Ничего не делая, ничего и не получишь.

      Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

      Все любят петь, а если кто-то открещивается, просто сводите его в караоке и купите пару коктейлей. Тем не менее, несмотря на народное признание, вокал — занятие непростое. Научиться петь самостоятельно невероятно сложно, а петь отлично — практически невозможно. Даже лучшие вокалисты, достигнув определенного мастерства в своем ремесле, упирались в «потолок» и в конце концов шли заниматься с преподавателем. Vanido, свежее приложение в App Store преподавателя вам не заменит, но зато гарантированно разовьет слух и познакомит с основными вокальными распевками.

      Перед тем как начать обучение, Vanido измерит ваш диапазон, — от этого зависит, насколько удобными для вашего типа голоса будут упражнения. Процедура проста: вам нужно спеть максимально низкую и максимально высокую ноту.

      Приложение представляет из себя набор упражнений, разбитых на четыре категории: Foundation (основа основ, базовые упражнения), грудной голос (если упрощенно — низкие ноты), головной голос (высокие ноты) и Agility (гибкость голоса). В каждой из категорий есть определенный набор распевок. Вы выбираете задание, программа проигрывает короткую зацикленную мелодию, а затем предлагает вам пропеть ее на определенный слог (например, «ма»), постепенно поднимая или опуская ее по полутонам. Микрофон гарнитуры или самого iPhone улавливает ваш голос и в реальном времени выводит его в наушники, а программа по частоте звука определяет, какую ноту вы поете. Узнать, попадаете ли вы в ноты, можно просто взглянув на экран: они представлены горизонтальными полосками, а ваш голос — двигающейся точкой. Если эта «точка» накладывается на линию — вы во все «попадаете», если она выше или ниже — нужно петь ниже или выше.

      Каждое выполненное упражнение приложение оценивает по трехзвездочной системе: попали почти во все ноты — получаете три балла, не справились — один. Это мотивирует работать над собой: не «выбив» максимальный балл в каком-то одном сегменте, вы захотите вернуться к нему и пропеть все чисто.

      Приложение будет каждый день открывать для вас новые распевки, постепенно усложняя программу. Разработчики также обещают добавлять сегменты и задания с каждым обновлением. Однако все же не стоит расценивать Vanido как полноценный метод обучения вокалу. Во-первых, оно не дает подсказок — люди, никогда не певшие, почти наверняка не знают, что такое головной голос и как он звучит. А потому, вероятно, будут делать упражнения неправильно, «задирая» свой основной тон и зажимаясь. Поэтому приступать к тренировке своего верхнего диапазона стоит только в том случае, если вы имеете представление о том, как вообще работают голосовые связки. Во-вторых, попадание в ноты — важно, однако это лишь малая часть хорошо поставленного вокала. Приложение просто не умеет определять, правильно ли вы дышите, насколько хорошо вы поете технически, подсказывать, как следует формировать звук.

      Ну и придирка — в распевках программа практически не делает пауз между переходами к следующему полутону, так что новичкам будет сложно сразу «въехать» в нужную ноту.

      Тем не менее для начинающих вокалистов это один из самых удобных способов послушать себя со стороны, привыкнуть к своему голосу и подтянуть слух. А тем, кто уже имел опыт занятий с преподавателем, Van >

      (45) Чтение с листа, пение с листа, композиция

      Чтение с листа – это игра незнакомой музыки по нотам в нужном темпе, этот навык отличается от простого чтения нот в медленном темпе при изучении новых произведений. Новичков сначала обучают простому чтению нот, затем запоминанию и только потом чтению с листа. На продвинутых уровнях чтение с листа происходит с использованием базовой теории музыки, например, аккордовых последовательностей и гармоний. Основные правила чтения с листа (подробнее см. у Ричмана):

      (1) Следите за музыкой; не смотрите на клавиатуру/пальцы. Бросайте взгляд на руки иногда, во время быстрых переходов. Тренируйте периферийное зрение, чтобы иметь некоторое представление о том, где находятся руки, для этого, глядя на партитуру, параллельно отслеживайте положение обеих рук. Прочувствуйте клавиши перед воспроизведением нот; хотя это нужно и для чтения с листа и для простого чтения нот, это критически важно все-таки для чтения с листа. Старайтесь «быть на месте» мысленно до того, как вы доберетесь до него пальцами, совершая очередной резкий переход; поэтому, практикуйте скачковые движения [Быстрые переходы в другой регистр, пианиссимо, фортиссимо].

      (2) Изучите все общие музыкальные элементы: Альбертиевы басы, мажорные и минорные гаммы, арпеджио, общие аккорды, переходы, общие трели, украшения и пр. При чтении с листа нужно распознавать элементы и фразы, а не читать отдельные ноты. Запомните местоположение и порядок появления в партитуре очень высоких и очень низких нот, чтобы находить их мгновенно. Запоминание нот, находящихся выше (или ниже) нотной линейки, начните со всех октавных C, затем переходите к остальным, начиная с нот, ближайших к C.

      (3) Воспитывая в себе умение читать музыкальную структуру, всегда смотрите на такт вперед, а то и дальше. Определите для себя точку, в которой вы будете в состоянии читать на одну структуру вперед, это поможет определять заранее трудную аппликатуру и исключить ситуации, когда вам не будет «хватать пальцев». Хотя указанная в нотах расстановка пальцев в целом полезна, зачастую в ней нет смысла при чтении с листа, поскольку, несмотря на то, что предлагаемая расстановка самая лучшая из возможных, вы не сможете применить ее, не попрактиковавшись предварительно, так как времени на это у вас не будет. Следовательно, для чтения с листа вам нужны свои аппликатуры. Обучитесь пению с листа (см. ниже).

      (4) Играйте сквозь ошибки, делайте их как можно более неразборчивыми. Лучшего всего в этом случае сыграть так, как-будто вы чуть изменили произведение, чтобы слушатель не понял, то ли вы ошиблись, то ли намеренно «модифицировали» музыку, особенно в связи с тем, что вам действительно нужно упрощать вещи, которые слишком сложны для чтения с листа. Вот почему учащиеся, знающие основы теории музыки, будут иметь преимущество при чтении с листа. Вот три способа сделать ошибки менее слышимыми: (i) сохранять ритм, (ii) непрерывно вести мелодию (если не можете читать все, ведите мелодию и опускайте аккомпанемент), (iii) практиковать упрощение частей, которые слишком сложны для чтения с листа. Наиболее продвинутые исполнители с листа пользуются самым мощным инструментом – упрощением: избавляются от «украшений», «выуживают» мелодию из быстрых пассажей и т. д.

      (5) «Практика, практика и только практика». Хотя чтению с листа научиться относительно нетрудно, нужно практиковать навык каждый день, только так вы сможете улучшить его. Большинству учащихся для того, чтобы владеть умением чтения с листа на хорошем уровне, требуется от одного до двух лет постоянных упражнений. Поскольку умение читать с листа сильно зависит от умения распознавать структуры, можно говорить о тесной связи первого с памятью. Навык чтения с листа теряется, если постоянно его не практиковать; однако, как и в случае с памятью, если вы уже в юном возрасте будете хорошо читать с листа, вы будете делать это хорошо всю жизнь.

      По мере совершенствования навыка добавляйте к игре «профессиональные хитрости». Воспитывайте в себе способность бегло просматривать композицию перед ее прочтением, чтобы понять, насколько она сложна. Так вы сможете заранее понять, как обойти «гиблые» места. Вы можете даже быстро пробежаться по произведению, используя сжатую версию какого-либо обучающего приема (игра одной рукой, сокращение сложных участков, использование параллельных интервалов и т. д.), в объеме достаточном, чтобы понять, что место можно нормально сыграть. Я встречал исполнителей с листа, которые, поговорив со мной буквально чуть-чуть о тех или иных местах в новой пьесе, затем без каких-либо затруднений играли всю пьесу. Позже я понял, что за время пока они отвлекали меня разговором, они успевали быстро «прогнать» все трудные места пьесы.

      Найдите сборники простых пьес. Изначально чтение с листа легче практиковать со знакомыми отрывками, поэтому можно выбрать несколько композиций и отрабатывать на них навык в течение недели (или дольше). Так вы освоите общие структуры и фразы. Простые сонаты Моцарта, сборники сонатин, сборники простых популярных песен – все это можно рекомендовать для развития у себя навыка чтения с листа. Простые для чтения с листа произведения можно найти в сборниках для начинающих, также подойдут простые пьесы Баха. Несомненно, можно достаточно уверенно чувствовать себя, читая с листа знакомые произведения, но ваша цель читать с листа произведения, которые вы никогда раньше не видели – только так можно развить навык настоящего чтения с листа. Самым полезным в этом будет для вас пение с листа или сольфеджирование. Одним из лучших способов развить навык пения с листа – это приобретение навыка попадания в эталонную (абсолютную) высоту тона.

      Пение с листа, композиция: Чтобы уметь записывать музыку или писать собственные композиции, необходимо уметь писать диктанты (сольфеджировать [(68) Теория, сольфеджирование]). Для того, чтобы уметь петь с листа, нужно писать музыкальные диктанты. Возьмите любой музыкальный отрывок, прочтите несколько тактов, спойте или сыграйте их с помощью ПУ.

      Затем проверьте себя на фортепиано. Если у вас получилось достаточно точно спеть отрывок, который вы никогда до этого не слышали, вы научитесь и петь с листа, и хорошо писать музыкальные диктанты. Вам просто нужно продолжать упражняться в этом до получения хороших стабильных результатов, ведь, в конечном итоге, польза от этого для вас как пианиста на протяжении всей вашей жизни будет поистине бесценной.

      Навык игры на слух отрабатывается чтением с листа. Как только вы научитесь достаточно хорошо читать с листа (обучение может занять более полугода), начинайте исполнять на фортепиано свои собственные мелодии. Основная вещь при обучении чтению с листа – это научиться ориентироваться в стандартных пассажах, знать типовые аккорды, аккомпанемент и пр., чтобы быстро находить их на инструменте. Другой способ – начать с песенников и заниматься импровизацией. Преподавателям следует включать в уроки пение с листа и игру на слух, пусть даже на несколько минут, и рекомендовать ученикам практиковать их дома.

      Сочиняя произведения, не волнуйтесь, если сначала вам будет трудно начать или закончить произведение – для этого есть довольно простые решения (о них чуть позже). Начните собирать идеи, позже вы реализуете их в форме композиции. Не стоит беспокоиться, что вы не учились искусству композиции; сначала выработайте свой собственный стиль, а затем изучайте предмет, чтобы развивать стиль и решать такие проблемы как продление или завершение сочинения. Музыка никогда не приходит «по требованию», и это может расстраивать; но если вас посетила музыкальная мысль, ее нужно тотчас оформить.

      Большое вдохновение можно получить, играя на рояле. Сочинять популярную музыку и импровизировать можно и на цифровом пианино, однако для сочинения классических произведений как нельзя лучше подойдет высококлассный рояль.

      Через несколько лет после того, как вы начали самостоятельно сочинять, начните брать уроки композиции. Не пытайтесь изучить все правила композиции сразу, учите их по мере необходимости. Для сочинительства необходим навык игры «в уме», и основным препятствием для этого станет отсутствие абсолютного слуха.

      Ладотональный слух

      Пошаговая система совершенствования слуха для музыкантов любого уровня. Вы сможете начать развитие слуха с самых основ и пройдете до самых продвинутых элементов таких как, хроматика, лады, миксодиатоника. Курс имеет практическую направленность и позволить получить практические навыки и развитый слух

      Это необходимо любому

      Ладотональный слух — это та база без которой невозможно развитие всех остальных видов слуха. Любая музыкальная деятельность связана с умением слышать ступени, их взаимодействие и уметь определять их на слух, а также петь. Можно сказать, что развитие ладотонального слуха это самый первый шаг для любого музыканта. Развитие данного вида слуха это фундамент, который позволяет значительно улучшить практически все музыкальные навыки.

      Более 3 часов видео

      28 уроков в 3х разделах, проведут Вас по всем тонкостям ладотонального слуха

      Развитие слуха и сольфеджио 103

      Курс состоит из 3х разделов, которые охватывают практически все элементы музыкального языка современной музыки

      Тональность

      Этот раздел научит Вас слышать ступени мажора и минора. Петь эти ступени в любом пордяке. Читать мелодии с листа. Слышать из каких нот состоит мелодия. Подбирать мелодии на слух без инструмента.

      Хроматика

      В этом разделе Вы научитесь слышать и петь ноты, которые не входят в состав лада. Освоите проходящий и вспомогательный хроматизм, а также скачковый хроматизм и опевания

      Вы освоите натуральные лады, лады пентатоники, миксодиатонику и искусственные лады. Соблюдение рекомендаций и правильное прохождение курса обеспечут Вам небывалое развитие слуховых навыков и новое восприятие музыки!

      Взрывной рост навыков

      Развитие ладовотонального слуха позволит Вам усовершенстовать наиболее важные виды слуха и получить большое количество навыков.

      Внутренний слух

      Слушание примеров и восприятие каждого элемента тональной, ладовой или хроматической структуры обеспечит формирование устойчивых навыков быстрого восприятия ладовых особенностей. Вы будете слышать музыку записанную нотами, а также отчетливо представлять из каких нот состоит воспринимаемая Вами музыка.

      Активный слух

      Пение примеров и проигрывание их на инструменте развивает интонирование, предслышание и прочие навыки необходимые любому музыканту, независимо от вида деятельности.

      Удобный и современный формат обучения

      Видеокурсы один из самых актуальных и прогрессивных способов обучения. Вы задействуете сразу несколько модальностей, что отлично отражается на освоении материала.

      Высокое качество

      Все уроки записаны в высоком разрешении.

      Четкий учебный план

      Это не просто набор уроков, это продуманная рабочая программа направленная на улучшение Вашего слуха. При разработке курса использовались самые лучшие методики и подходы по обучению сольфеджио и развитию слуха..

      Что Вы получите?

      Ниже приводится лишь часть тех навыков, которые будут вам доступны после освоения курса. Конечно же основную часть работы необходимо проделать Вам, однако если Вы будете следовать рекомендациям курса, то сможете освоить его с легкостью!

      Ниже Вы можете увидеть скриншот меню курса

      Ваша выгода!

    • Слышать ступени мажора и минора
    • Воспроизводить любую последовательность ступеней и петь мелодии с листа
    • Слышать мелодию ступенями
    • Подбирать мелодии на слух без инструмента
    • Слышать хроматизмы
    • Интонировать все сложные варианты хроматических звуков (проходящие, вспомогательные)
    • Освоите скачковый хроматизм
    • Научитесь определять на слух лады (дорийский, фригийский и т.д)
    • Петь все виды пентатоники
    • Освоите блюзовые лады
    • Научитесь петь миксодиатонику
    • Улучшится музыкальный слух в целом
    • Улучшится музыкальная память
    • Композиционные способности
    • Импровизационные навыки
    • Исполнительские навыки
    • Научитесь слушать отклонения и модуляции
    • Получите уже сейчас! Вашу версию курса.

      Специальные бонусы для первых покупателей.

      Специальные бонусы

      Закажите курс сейчас и получите 3 супербонуса по развитию слуха!.

      Сколько будет стоить прохождение полного курса сольфеджио с преподователем? Как Вы понимаете цена будет достаточно высокой, так как Вам понадобится не меньше года занятий. Цена на курс максимально демократична и равна цене всего нескольких занятий с педагогом.

      2800 рублей

      152 упражнения по развитию слуха

      Курс Лад и тональность

      5500 рублей

      Видеокурс Развитие слуха 102: Гармонический слух

      Теория музыки: лад и тональность

      Посмотрите отрезки из курса

      Не хотите покупать кота в мешке? Я Вас понимаю. Поэтому Вы можете посмотреть подачу и примерное содержание уроков в следующей нарезке.

      Что говорят клиенты и подписчики?

      Отзывы на курсы по сольфеджио.

      Здравствуйте, Денис! Спасибо, за урок! Мне очень интересно было. Приобрела много информации по уроку сольфеджио. В этом году дали часы по сольфеджио. Поэтому мне очень помогло ваш курс. Вы хорошо рассказываете, понятно и доступно. Еще раз спасибо, желаю удачи

      Я благодарна Вам за эти уроки. Легкое и понятное преподнесение материала. Интересно смотреть и быстро запоминается. Каждый урок смотрю по несколько раз, чтобы не упустить ни одной детали, тем более что уроки такие короткие, а содержат так много полезной информации. Благодаря Вашим урокам я начинаю понемногу определять на слух ноты и читать их с листа. Спасибо Вам за Ваш труд! s

      Спасибо большое, Денис! Понятно, интересно следовательно результативно.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *