Как научиться ребенка ползать

Как научить ребенка ползать: 7 советов и 8 упражнений

Физическое развитие малыша на первом году жизни напрямую связано с умственным. Lisa.ru расскажет, можно ли помочь ребенку освоить навык ползания и что нужно знать родителям.

Когда ребенок должен начать ползать

Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное ребенком. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира. А также дальнейшее формирование речевого аппарата ребенка, совершенствование развития мелкой моторики. Поэтому в это время очень важно следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.

С точки зрения физиологии стоять на двух ногах и делать первые шаги даже проще, чем ползти, поочередно передвигая четыре конечности. Одним словом, в неумении ползать нет никакого «скачка», есть банальная недоразвитость мышц, а также лень со стороны крохи и, возможно, его родителей.

Родителям не стоит полагаться исключительно на мудрость природы, нужно заниматься с ребенком, видеть и чувствовать его способности и помогать ему учиться ползать. Многие мамы активно развивают у деток мелкую моторику, забывая про развитие не менее важной крупной моторики. Ползание — это та самая крупная моторика, которая способна активировать высшие психические функции. Так как же научить ребенка ползать?

Почему важно вовремя научиться ползать

Ползание — одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения стимулируется рост двигательной активности и как следствие — нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок.

Тем самым идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу «прямохождения» (ходьбе) и плюс — хорошая тренировка на удержания баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша.

У крохи появляется чувство независимости — теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока еще не познанного им мира. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже садиться и вставать.

Если твой 7-8-месячный малыш не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учти, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка ползать, потому что просто подошел срок.

Если ребенок не делает попыток ползать из положения на животе или это дается ему явно тяжело, стоит провести курс массажа. Это укрепит мышцы спины. Малышам часто не нравится то, что идет через некоторое усилие, дискомфорт. Это ведь работа мышц, не иначе.

На вопрос «как научить ребенка ползать в 5-6 месяцев?» известный доктор Комаровский отвечает, что малыш начнет это делать только тогда, когда сам будет к этому готов. Тогда, когда в нем проснется интерес к движению, желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну».

Не ограничивай пространство

Тебе необходимо заинтересовать, привлечь внимание малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда.

Ограниченный в пространстве, он не будет иметь стимулов для вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для тебя важно нормальное физическое развитие обожаемого чада и ты хочешь знать, как научить его ползать, не стоит наглухо отгораживать его от мира. Позволь маленькому исследователю самостоятельно решать вопросы — куда, зачем и когда ему ползти.

Будь уверена: результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если твой малыш начал ползать, но как-то странно, неправильно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей». Также ползти можно вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику.

Ребенок выберет любую из них или придумает свою, которая будет для него наиболее оптимальной и удобной. Не волнуйся, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания — «перекрестную» — когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.

Как научить ребенка ползать: 7 упражнений и личный опыт

Первые шаги сына – в 9 месяцев

Хочу рассказать о нескольких умениях моего сына, с успехом освоенных на сегодняшний день.

Артем научился ползать в 7,5 месяцев, этому мы его учили всей семьей. Что мы только ни делали, вплоть до личного примера. Забавное зрелище, я вам скажу! Основываясь на личном опыте, хочу рассказать о том, как родители могут помочь своему малышу освоить этот нелегкий навык.

Каждый родитель в определенный момент становится озадачен вопросами: «Когда малыш должен уметь переворачиваться, ползать, ходить и т.д.?». Прежде всего родители должны помнить: ваш ребенок никому ничего не должен! Все дети разные, и развитие в каждом индивидуальном случае происходит по собственному сценарию. Кто-то овладевает навыком ползания уже в 6 месяцев, а кто-то может пропустить этот этап и сразу попытаться сделать первые шаги.

Общепринятой нормой для ползанья ребенка считается период с 6 до 9 месяцев. Родители должны понимать, что для ребенка это очень трудно осваиваемый процесс, ведь для того, чтобы ребенок сам встал на четвереньки, поднял корпус и начал передвигаться на четырех точках опоры, нужно затратить много сил. Для этого мышцы ног и рук должны быть у малыша достаточно развиты. Поэтому укреплению мышц своего чада родители должны уделить особое внимание.

Одним из мощных стимуляторов к развитию физических навыков ребенка является массаж. Безусловно, это не обязательное мероприятие, ребенок успешно сможет ползать и ходить и без него. Однако массаж способен ускорить этот процесс, укрепить и оздоровить организм малыша. Лучше всего за массажем обратиться, конечно, к профессионалу, однако если такой возможности нет, отчаиваться не стоит, ведь многие упражнения мама сможет делать сама.

Мы не обращались к специалисту. Наш педиатр показала нам несколько общеукрепляющих упражнений, которые мы без труда делали дома. Еще несколько упражнений, которые позволяют научить ребенка ползать, мы нашли на просторах интернета. Расскажу вам о них подробнее.

Упражнение 1. Когда малыш ползет, он опирается на прямые ручки, поэтому прежде всего важно научить ребенка стойке на выпрямленных руках. Для этого можно уложите малыша на пол и помогать ему приподняться на ручках. Данное упражнение очень легкое и при этом очень полезное.

Упражнение 2. Тренируем вестибулярный аппарат. Сформируйте из полотенца или одеяла валик. Уложите малыша грудкой на него. В данном положении у ребёнка руки остаются свободными, так как на них не осуществляется опора. Пусть кроха пытается дотянуться и взять игрушки с пола.

Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках. Из одеяла формируем валик. Укладываем малыша животиком на него так, чтобы ручки и ножки оказались по обе стороны.

Для этого упражнения можно использовать как валик, так и фитбол. При выполнении упражнения ножки и ручки должны свисать по обе стороны. У нас был фитбол, и каждая тренировка с ним, помимо того, что была очень полезна, приносила массу положительных эмоций нам с сыном.

Упражнение 4. Стойка на коленях. Некоторые малыши пытаются встать сразу на стопы, а не на колени. Можно помочь ребёнку освоить данное положение. Обнимите малыша одной рукой подмышки, а второй, придерживая колени в согнутом положении, опустите его на мягкую поверхность (к примеру, на диван). Попробуйте помочь передвигать ножки в таком положении.

Упражнение 5. С использованием матраса. Уложите малыша так, чтобы его локотки оказались на матрасе, расположенном на полу, а ножки — за его пределами. Встаньте напротив ребёнка с другой стороны и потихоньку подвигайте матрас на себя. Кроха будет вынужден передвигать коленочки, чтобы не упасть. Это упражнение мы не выполняли, однако, думаю, и оно очень действенно.

Упражнение 6. Переставляем ручки. Всем нам со школьной поры известно упражнение «тачка». Это когда один из партнёров держит другого за обе ноги, а тот передвигается на руках. С малышом можно выполнять облегчённую версию.

Лучше выполнять упражнение на поверхности стола. Возьмите ребёнка одной рукой под грудь, а второй удерживайте ножки. Кроха обопрётся ладошками на поверхность стола. Слегка подталкивайте его вперёд. Это побудит его переставлять ручки.

Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках. Попросите о помощи партнёра. Ставим малыша на четвереньки. Один из взрослых поочерёдно передвигает ручки, а второй — ножки.

Сейчас моему карапузику 1 год 3 месяца, и одним из главных его достижений являются самостоятельные шаги. Если ползать Артема мы учили всей семьей, то ходить его никто не учил. «Ползает малыш — ну и пусть ползает, ходить рано, научится!» — рассуждали мы всей семьей. Тем более, что мама и папа его оба после года ходить начали! Вот и подумали мы, что и Темка раньше этого возраста не пойдет. Но сын решил иначе!

В один обычный, ничем не отличающийся от других вечер, когда подошло время купания, сынок, отлично зная маршрут в ванную комнату, не просто туда пополоз, не просто пошел, Артем побежал! Было это очень неожиданно и ошарашило всех наблюдающих за этой картиной родственников. А рядом в этот момент оказались тетя Артема, бабушка, и я — мама.

Со слов очевидцев: «Подполз Тёмка к дивану и встал рядышком (вставать у опоры он у нас начал раньше, чем ползать). А увидев, что мама заходит в ванную комнату, да без него, мигом отпустил руки и вперед за ней! Пробежал за мгновение шагов 5-6 — и плашмя на живот!». Этот-то момент мне и удалось лицезреть.

С этого вечера и началось новая, с синяками и шишками, жизнь нашего пупса. Артем понял, что ходить — интереснее и быстрее, чем ползти. Как забавно было за ним наблюдать! Сначала он, осторожно отпуская и демонстративно поднимая вверх руки, стал ходить вдоль дивана, кровати и т.д. Спустя немного времени, осторожными, робкими шажками начал отходить от опоры, но недалеко. Потом шаги становились увереннее, Артём мог пройти все комнату — но он не умел разворачиваться, это было так забавно и смешно! В 11 месяцев навык был освоен полностью.

К слову сказать, наш малыш безумно любит водные процедуры. Вот что иногда делает с детьми невероятная любовь к воде — побуждает ходить! Каждый день Артем по часу плещется в ванной. А летом вообще рай был: дома целый день в тазике с водой, после обеда — в бассейне, а вечером — заплыв в ванной!

Первая улыбка, первое «агу», первый зуб и шаги. столько трогательных и важных моментов. Они навсегда останутся в моей памяти! Успехи малыша так греют и радуют душу! И пусть эти успехи малы, но в материнском сердце для хранения этих событий приготовлена целая полочка.

Как научить ребенка ползать?

Маленький лежебока

Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей. Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического развития ребенка, а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки «виноваты» в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости.

В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью.

Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в «кенгуру», в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.

Есть ли разница?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Читайте так же:  Как научиться лучше писать диктанты

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Осваиваем пространство

Начиная с первых же месяцев нужно стараться почаще выкладывать малыша на животик. Сначала на 5-10 минут несколько раз в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте сесть на кровать и устроить ребенка у себя на коленях или же положите его на животик на пеленальном столе, перед тем как менять подгузник. Кроха будет учиться держать голову, позже начнет опираться на руки и приподниматься, от раза к разу делая это все увереннее. Если ребенок упрямится, положите его к себе на грудь — так он сможет смотреть вокруг, не поднимая голову высоко. Можно также подложить под грудь и ручки ребенка скрученное валиком полотенце. Рядом с малышом можно разместить пару ярких игрушек, за которыми он будет тянуться. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, отодвиньте любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать и доводить кроху до слез — ведь первые «поползновения» могут получиться далеко не сразу.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, мама тем самым лишает его возможности познавать мир. Вы готовите обед? Расстелите одеяло и на кухне и дайте ребенку в качестве объекта исследования кастрюльку с крышкой.

Если малыш любит ползать, это очень хорошо для его развития. Существует много полезных упражнений. Например, взяв ребенка под мышки, мама может поочередно поставить на пол сначала одну ножку, а затем другую и начать медленно опускать малыша, побуждая его опереться руками. Когда малыш таким образом встал на четвереньки, аккуратно придерживайте кроху под грудь: отпускать совсем его не стоит. Пусть ребенок немножко постоит в таком положении, а мама может слегка покачивать его вперед-назад. Или можно попробовать упражнения на большом гимнастическом мяче: положите ребенка на животик и осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, так, чтобы ножки малыша иногда касались пола. Быстрее освоить технику ползания помогает и легкая гимнастика: мама должна сгибать и разгибать ножки ребенка, сначала поочередно, а потом одновременно. Когда кроха уже хорошо умеет держать голову, лежа на животе, можно взять его за пяточки и энергично согнуть обе ноги 3-4 раза. Или можно просто пощекотать детские пяточки.

Поезд ушел?

Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением. Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами «наверстывают упущенное», активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не «доползал» в свое время и сейчас восполняет существующий пробел. А сделать ему это очень и очень важно.

Младенец сам готов превратить хаотические движения рук и ног в движение в одном направлении – дайте ему только справиться с силой земного притяжения!

Обеспечьте наклонную плоскость, на которой земное притяжение будет, наоборот, помогать. Конечно, идеальным приспособлением является длинная дорожка с бортами, «трек», длиной 3-4 метра, с не очень скользким покрытием. На этой дорожке ребенок может проводить много времени, постепенно проползая ее целиком. Устанавливая ее под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не «соскальзывания» вниз.

Но в реальных квартирах такие длинные треки некуда ставить, и первые два-три месяца дорожкой для ползанья может служить обычная детская кроватка с жестким матрасом. Можно менять угол наклона дорожки, подкладывая что-нибудь под матрас. Постепенно ребенок начнет ползать и по горизонтальной поверхности, но угол наклона можно менять и в течение дня, ориентируясь на силы и настроение ребенка. Угол наклона должен быть таким, чтобы ребенку хотелось двигаться. Дети часто довольно громко кричат во время ползанья, в институте Домана считают, что таким образом они обеспечивают себе глубокое дыхание при нагрузке. Если крик не перерастает в истерику, на него не нужно обращать особенного внимания. Ведь ребенка ползти никто не заставляет, он в любую минуту может остановиться и просто лежать на животе, так что не нужно думать, что он кричит из-за того, что вы его мучаете.

Ползанье можно попытаться активизировать, дотрагиваясь до верхней губы малыша. Как алеутские собаки бегут за рыбой, которую погонщик держит перед ними на шесте, так и ребенок начинает ползти, стараясь дотянуться ртом до вашего пальца. Обман вполне безобидный. Ребенок должен свое «отползать». Даже если он уже научился ходить, не мешайте ему ползать в свое удовольствие. В первые месяцы покрытие должно быть плотным, теплым, сухим, уютным, в нем не должна «увязать» нога, поэтому ватные одеяла, диваны и т.д.не очень подходят. При этом об эту поверхность не должно быть больно ударяться носом. Уже в три-три с половиной месяца ребенок может начинать ползать по полу, выбираясь из комнаты. Вы, разумеется, будете стараться, чтобы пол все время бы вымытым, но не нужно превращать это в психоз. Сильный трехмесячный ребенок не станет облизывать пол, ведь голова у него будет высоко поднята, а «вытиранием пола» занимается живот. А не будет ли он биться головой о каменный или деревянный пол? Вы воспитываете очень умного ребенка: ударившись один раз, он поймет, что это больно, и постарается всячески таких ударов об пол избегать. Мы считаем, что дистанция, которую ребенок проползает, важнее, чем обязательная горизонтальная поверхность и полная нагрузка.

Некотрые дети к четырем месяцам начинают преодолевать большие расстояния не ползаньем, а перекатыванием вбок. К этому тоже нужно относиться с большим уважением, ведь это значит, что ребенок понял принцип движения. Создайте пространство для беспрепятственого верчения, не забудьте обеспечить мягкость падений (положите, например, матрасик для новорожденного, свернутые одеяла, подушки и пр.), если ребенок любит перекатываться по широкой кровати, а не на полу. Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко ползти, чтобы ничто ему не мешало (сковывающая одежда, неровная или слишком мягкая поверхность), иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Если вы видите, что прогресса в ползанье нет, срочно что-то измените. Может быть, вам придется купить ковер с коротким ворсом или все-таки сколотить трек по Домановскому или собственному образцу. Не поленитесь, если почувствуете необходимость помочь вашему ребенку начать активно ползать.

Еще упражнения: Мама ставит ребенка на четвереньки, одной рукой держит под грудь, второй переставляет ногу вперед, а другую ногу вытягивает назад (заодно тянем развод ног), и так попеременке обе ножки. Руки переставлять тоже . Ребенок ползет за счет маминых рук. А потом через несколько занятий, мама только подталкивает ножки ребенка, стимулируя его самому их передвигать. Все это делается на столе и при поддержке мамы под грудь ребенка.

Хорошо делать упражнение «тачка», ребенка под грудь ноги не касаются, чтобы она сама ручками как-бы вперед шла, тяжелое, но хорошо укрепляет мышцы спины, тоже, что надо для ползанья!

Используя все эти упражнения можно помочь научиться ребенку ползать, что поможет ему в дальнейшем развитии!

Как научить ребенка ползать

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от подползания,

— как и когда появляется и развивается ползание у малыша,

— какие условия способствуют и какие препятствуют развитию ползания у ребенка,

— как правильно использовать игрушки для стимулирования и развития ползания у ребенка, как создавать своей рукой опору для отталкивания ребенка в первых попытках ползания.

В этой статье мы продолжим разговор о том, как научить ребенка ползать и научимся:

— делать с малышом комплекс гимнастики,

— проводить разработанные специалистами для деток младенческого возраста подвижные игры для обучения малыша умению ползать.

Как научить ребенка ползать: базовый комплекс гимнастики

Мы уже с вами знаем, что гимнастика позволяет развить мышцы ребенка и подготовить его к ползанию и другим видам движений. Гимнастика не только готовит ребенка к ползанию и учит ползать, она очень полезна для физического и для общего развития ребенка.

Как проводить гимнастику из этой статьи:

— Гимнастику никогда не проводят на голодный желудок или если ребенок капризничает и плачет, плохо себя чувствует.

— Нужно обеспечить свежий воздух в комнате.

— Руки взрослого должны быть теплыми и чистыми.

— Браслеты, наручные часы и кольца надо снять.

Главное правило – никакой боли и никаких неприятных ощущений, только приятные ощущения! И совместная радость взрослого и ребенка!

Во время гимнастики взрослый разговаривает с малышом ласково, называет его по имени, читает рифмовки.

Продолжительность гимнастики для ребенка в возрасте с 6 месяцев – до 10-12 минут. Каждое упражнение сначала проводится 2 раза, затем количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Описание комплекса гимнастики для детей 6-9 месяцев

Этот комплекс развивает мышцы рук, ног, туловища малыша и помогает подготовить малыша к ползанию и научить его ползать.

Сначала привлекаем внимание ребенка потешкой, ласковым разговором. Можно проводить упражнения и под счет, что будет способствовать развитию чувства ритма у малыша.

Упражнение 1. Попеременное сгибание и разгибание ног.

Ребенок лежит на спинке. Обхватите голени ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте их в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

Вариант А. Получаются как бы «скользящие шаги» при которых стопы малыша скользят по столу к ягодицам и от них.

Ребенок лежит на спине ножками к Вам. Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы Ваши большие пальцы лежали вдоль внутреннего края стоп ребенка, мизинцы – вдоль наружного края стоп ребенка. А указательные и средние Ваши пальцы упирались в мягкие части голени ребенка снаружи. Затем попеременно переставляйте ножки малыша так, чтобы они шаркали – скользили по поверхности стола: раз-два, топ-топ». Упражнение напоминает езду на велосипеде и укрепляет мускулатуру ног и опорную реакцию.

Вариант Б. Ходьба и бег.

Ребенок лежит на спинке ножками к Вам. Обхватите ножки малыша в нижней части голени. Дайте опору для стопы: большие пальцы должны быть вдоль наружной поверхности голеней ребенка, мизинцы опираются в стопы малыша. Остальные Ваши пальцы лежат на задней поверхности голени.

Сгибайте попеременно ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах как будето он идет, затем – бежит. Темп попеременно то ускоряется, то замедляется.

Если в упражнении малыш сопротивляется разгибанию, то легко погладьте его ножки над коленями от бедер к стопам. Если малыш сопротивляется сгибанию, то погладьте легко его под коленями.

Оба варианта нужны и полезны для малыша и не заменяют один другого .

Упражнение 2. Ползание. Учим малыша отталкиваться.

Ребенок лежит на животе. Обхватите обе стопы ребенка своей левой рукой так:

большой и средний палец Вашей левой руки обхватывает обе стопы, а указательный палец находится между ступнями.

Сделайте ножками ребенка упражнение «лягушечка» (сгибайте ножки наподобие движений лягушки при плавании). После нескольких таких пассивных движений придержите ножки малыша в позиции сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

Упражнение 3. Присаживание

Упражнение делается медленно и спокойно. Ребенок лежит на спинке. Левой рукой придержите колени ребенка. Большой палец своей правой руки вложите в левую ручку Вашего малыша, отведите ее в сторону до полного разгибания и со словами «Сядь, Ванюша (имя ребенка), сядь» побуждайте малыша присесть.

Слова должны быть одинаковыми каждый раз, чтобы малыш их узнавал и запомнил.

Когда малыш сядет, проведите своими пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спинки.

Можно делать упражнение и в другом варианте:

Малыш лежит на спинке. Дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук и легко потяните, побуждая его сесть, а потом снова лечь.

Сначала делаем упражнение один раз, потом доводим количество повторений упражнений до 3- 4 раз.

Упражнение 4. Поднимание выпрямленных ножек ребенка.

Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка снизу так, чтобы Ваши большие и указательные пальцы держали голени, а ладони были обращены к ребенку. Остальные свои пальчики положите на колено ребенку. Затем поднимите выпрямленные ножки малыша вверх до вертикального положения и медленно опустите их.

Упражнение 5. Приподнимание туловища с поддержкой за выпрямленные руки. Подготовка к ползанию.

Ребенок лежит на животе. Дайте малышу обхватить ваши большие пальцы своей ручкой, поддержите его кисти остальными своими пальцами.

Отведите выпрямленные ручки ребенка в стороны, а затем поднимите прямые ручки вверх на уровень ушей. Малыш при этом поднимает голову вверх – назад. При этом он упирается стопами в Ваш живот. Продолжайте нежно поднимать его до положения стоя на коленях.

Упражнение 6. Бокс с кольцами.

Возьмите два пластмассовых кольца. Дайте ребенку схватиться за кольца руками: одно кольцо – в одной руке ребенка, другое – в другой. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша.

Читайте так же:  Как научиться печатать не смотря на клавиатуру программа

Упражнение 7. Упражнение по стимуляции ползания к игрушке.

Это упражнение проводится с малышом, когда он еще не начал ползать. Как только малыш начнет ползать, упражнение можно не делать, а просто предоставить ребенку возможность активно ползать.

В упражнении работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Положите малыша на живот, ножки его согнуты. Ребенок лежит ножками к Вам.

Вы фиксируете обе стопы малыша с тыльной их стороны так, чтобы Ваш указательный палец лежал между стопами. Затем Вы сгибаете и разгибаете ножки малыша в коленях и тазобедренных суставах (движение «лягушка», как будто лягушка плывет).

После нескольких таких движений придержите ножки малыша в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться от Вашей руки до полного разгибания ножек. В результате тело малыша немного продвинется вперед.

Для стимуляции нового отталкивания положите перед малышом привлекательную игрушку и проделайте то же самое.

Как научить ребенка ползать: упражнения на фитболе

Вам понадобится для упражнений фитбол размером примерно 60 см без рогов и без ушек, без пупырышков и без шипов на поверхности. А также Вам понадобится поддержка папы ребенка в проведении с ним гимнастики. На поверхность мяча положите чистую пеленку. А на нее – малыша.

Приведенные ниже упражнения можно делать для подготовки мышц малыша к активному ползанию с возраста 5-6 месяцев.

Упражнение 1: для развития координации ножек ребенка и подготовки малыша к ползанию

Малыш лежит на мяче на пеленке на животике. Взрослый находится за мячом, удерживая ребенка за голени обеими своими руками.

Взрослый покачивает мяч вперед – назад (то есть «от себя – на себя»).

Как это правильно делать:

— Когда взрослый качает мяч «на себя», то взрослый тянет ребенка правой рукой за правую ножку, распрямляя ее. А левая ножка малыша в этот момент сгибается.

Затем в движении мяча «от себя» взрослый распрямляет левую ножку, а правая ножка малыша сгибается. Как будто Вы даете малышу возможность оттолкнуться от ваших рук.

Так и дальше руки передвигаются вперед – назад, удерживая ножки ребенка. Ножки ребенка передвигаются попеременно.

Можете приговаривать малышу строчки плавно и ритмично, протягивая гласные и слоги:

Упражнение 2: для развития тазобедренных суставов

Упражнение обязательно делают с малышом одновременно и папа, и мама, так как мяч в нем не фиксирован! И два взрослых нужны для безопасности проведения упражнения.

Упражнение называется «лягушечка».

Папа стоит за мячом, малыш лежит на пеленке на мяче ножками к папе на животе. Мяч не фиксируется.

Папа катит мяч «на себя», одновременно сгибая обе ножки ребенка, и тут же толкает мяч вперед, разогнув сразу обе ножки ребенка. Движения надо делать плавно. Как будто папа телом малыша качает мяч.

Мама во время упражнения находится по стороны головы ребенка и ловит малыша за ручки, страхуя его и стопоря мяч.

Вы можете использовать по ходу этого упражнения старую пестушку, в которой ранее отображалось перетягивание льна. Произносим напевно по слогам, растягивая гласные в слогах, в ритм упражнения.

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Это папе холст, это маме холст, это деде холст, это бабе холст.
А это Ванечкин (Катюшин, Костин и т.д. – называем имя ребенка) холст.
А вот этот холст с мышиный хвост!

Или можете придумать свою пестушку:

Калачики – калачики,
Едет Ваня на мячике.
А белочка в тележке
Щелкает орешки!

Можно также пропевать малышу во время выполнения упражнения песенку о лягушке:

Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква!

Нужно выбрать одну песенку и пропевать ее каждый раз малышу во время этого упражнения (создать ритуал, «традицию» выполнения упражнения), чтобы малыш уже узнавал ее ритм, мелодию и слова.

Упражнение 3: развития силы рук малыша, необходимой для ползания на четвереньках

Малыш лежит на пеленке на мяче животиком вниз. Взрослый встает перед мячом лицом к лицу малыша и фиксирует ручки ребенка своими руками. Локтями взрослый удерживает мяч.

Как правильно захватить ручки ребенка в этом упражнении для подготовки к ползанию: малыш держит Вас за большие пальцы рук своими пальчиками рук, а Вы крепко держите – фиксируете запястье ребенка другими своими четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Выполните покачивание мяча от себя и как бы оттолкните малыша, чтобы он разогнул свои ручки в локтях и словно потянулся назад на мяче назад. После этого качните мяч на себя. Малыш при этом как бы подтягивается вперед, сгибая ручки.

Последовательность усложнения этого упражнения:

— Сначала малыш просто лежит на животе на мяче. Упражнение проводится за счет инерции мяча. Когда Вы почувствуете, что малыш понял, что надо крепко держаться за Ваши руки, то покачайте его на мяче. Следите, чтобы он сам крепко сжимал Ваши большие пальцы и держался.

— После этого Вы можете делать упражнение в полном варианте: малыш сам держится крепко за Ваши руки, сгибает их и подтягивается на руках, как бы толкая при этом мяч.

Во время упражнения, когда оно уже освоено, можно говорить слова:

Ай, качи-качи-качи!
Под подушкой – калачи!
В ручках – прянички!
В щечках – яблочки!

Как научить ребенка ползать: игры и игровые упражнения

Прежде чем проводить игры, описанные ниже, внимательно прочитайте описание из предыдущей статьи о ползании (ссылка на нее дана выше) о том, как правильно использовать игрушки для стимулирования ползания у малыша. И начинайте играть и получать от игр удовольствие, развивая малыша с радостью и получая от этого вдохновение и новые идеи. Придумывайте свои игры, делитесь ими, приобщайте к придумыванию игр родственников, старших братьев и сестер малыша.

Длительность одной игры: 3-5 минут.

Для того, чтобы стимулировать малыша к ползанию используют яркие музыкальные звучащие и заводные игрушки, которые привлекут его внимание.

Игра 1. Доползи до погремушки (для детей с 7 месяцев)

Вы отходите от малыша на расстояние 1,5-2 метра и показывает интересную музыкальную или заводную игрушку, позвучите игрушкой и скажите: «Ванечка (имя ребенка), колокольчик звенит: динь – динь! Ползи сюда». Дайте малышу доползти до игрушки и дайте игрушки ему в руки, пусть он ее обследует, ей поиграет и позвучит. Затем возьмите игрушку из его рук и снова отойдите на расстояние 1, 5-2 метра (в другую сторону комнаты) и пригласите малыша поиграть.

Таких циклов в игре может быть от 2 до 4. Каждый раз взрослых хвати малыша и меняет свое местонахождение в комнате.

Игра 2. Ползаем с препятствиями: учим ползать на возвышение и спускаться с него

Положите на пол плоскую подушку (из поролона). Это может быть плоская диванная подушка или плоская деталь Вашего дивана или софы. Покажите игрушку, например, птичку, которая прилетела на эту подушку и прыгает – скачет сейчас на ней, привлекая малыша к себе. Малыш ползет и забирается на возвышение вслед за игрушкой. А потом вслед за ней сползает с него.

Важно этому действию (заползать на небольшое возвышение и сползать с него) обучить малыша в возрасте 7 месяцев. Сопровождайте игру словами «Возьми», «Где .. ? Вот…!», «Достань». Поощряйте ребенка словами, жестами, интонацией восторга за его успехи.

Можете выложить целую дорожку из диванных подушек. Можно делать препятствия в виде стула или других крупных предметов, вокруг которых нужно проползти чтобы достичь цели.

Препятствия мы используем тогда, когда малыш уже хорошо ползает. Это примерно возраст 8-9 месяцев.

Игра 3. Догони мяч (для детей, умеющих ползать, с 8 месяцев и старше)

Это игра для тех детей, которые уже научились ползать и используется для совершенствования этого умения.

Покажите малышу мяч, оттолкните мяч и предложите его догнать: «Ванечка, догони мяч!». Малыш ползет за мячом. Взрослый его хвалит и предлагает оттолкнуть мяч самому и его догнать.

Игра 4. Найди лялю (с 7-8 месяцев)

Покажите ребенку игрушку, например, куклу Лялю и спрячьте ее. На глазах ребенка закройте куклу платочком: «Где ляля?». Снимите платочек: «Вот кукла ляля! Ляля!» Затем посадите куклу на расстоянии 1-2 метров от малыша (в зависимости от его умения ползать) и закройте платочком: «Где ляля? Найди лялю». Малыш подползает к игрушку, срывает платочек и берет игрушку в руки, рассматривает ее и обследует. Похвалите малыша.

Игру можно повторить 3-4 раза подряд, пряча игрушку в разных местах комнаты.

Для игры используется кукла без парика (с вылепленным париком) или пластмассовая или текстильная, безопасная для ребенка и пригодная к тому, чтобы он ее обследовал и изучил со всех сторон.

Игра 5. Догони, догони (Догоню, догоню)

Возьмите игрушку, привлеките внимание малыша к этой игрушке. Дальше игрушка «убегает» от ребенка, а он ее догоняет – ползет за ней.

Можете и Вы сами то догонять малыша, то «убегать» от него, приговаривая: «Догоню – догоню!». Когда Вы догнали отползающего от Вас малыша, возьмите его руки, поднимите вверх и снова отпустите ползти на пол. И повторите игру пока она доставляет и Вам, и малышу радость и удовольствие от общения!

Вы можете также сами ползать на четвереньках, догоняя малыша и убегая от него, если это доставляет вам обоим удовольствие и радость. Сначала Вы, ползая на четвереньках и шлепая ладошками по полу, «убегаете» от малыша, затем, когда он Вас догоняет, обнимаете малютку. Хлопаете в ладоши и говорите ему «Догоню Катюшу, догоню, догоню!» и устремляетесь вслед за ним.

Игра 6. Воротца

Соорудите из стульев или стола или другого подручного домашнего материала воротца. Покажите малышу, как проползать в воротца, при этом малыш не сразу поймет, что Вы делаете и может ползти рядом с Вами. После этого положите игрушку за воротца, чтобы малышу было интересно проползти через воротца и ее достать.

Игра 7. Волчок

Привлеките внимание малыша к себе – позовите его. И запустите цветной волчок (деревянный волчок или музыкальный детский волчок). Малыш делает попытки подползти к волчку.

Игра 8. Заводная игрушка

Покажите малышу на полу любую заводную яркую игрушку в действии. Пусть он сначала понаблюдает за ней издалека. Затем придвиньте игрушку к малышу (расстояние зависит от умения ребенка ползти: для малышей, которые еще учатся ползти – так, чтобы он быстро ее мог схватить, для умеющих ползать детей – на расстояние 1-2 метра). Хвалите малыша.

Помогайте малышу ползти, если в этом есть необходимость. Как это делать – см. выше в разделе «Как правильно использовать игрушки для развития ползания».

Игра 9. Соревнование

Это игра – соревнование в ползании между взрослым и малышом.

Покажите заводную игрушку, заведите ее и попросите достать. После этого имитируйте, что Вы догоняете игрушку и «наперегонки» с малышом ползите к ней. Дайте малышу победить Вас и прийти к «финишу» первым. Порадуйтесь за него.

Игра 10. Прятки с игрушками

Возьмите яркие платочки (яркие лоскутки ткани) и разные звучащие предметы и игрушки, интересные для ребенка. Разложите на полу в разных местах комнаты звучащие игрушки и накройте их платочками так, чтобы из-под платочка был виден небольшой кусочек игрушки.

Покажите малышу игрушку (например, не разворачивая платочка, позвените погремушкой в нем, малыш погремушку не видит и не знает, что звенит). Пригласите малыша присоединиться к Вам: «Иди ко мне, Ванечка, иди!». Можете пододвинуть игрушку под платочком поближе к ребенку. Как только малыш доползет до игрушки и снимет с нее платочек, дайте ему возможность наиграться с этой игрушкой вдоволь. И позовите к следующей игрушке. Например, возьмите колокольчик, укрытый платочком и не разворачивая его позвените. Малыш поползет к колокольчику, чтобы посмотреть, что звенит в платочке.

Еще о развитии ползания у ребенка первого года жизни Вы найдете ценную информацию в других статьях сайта:

— Когда ребенок начинает ползать (календарь развития ползания, индивидуальные различия в ползании, почему так важно правильное ползание ребенка и что это такое).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Как научить ребенка ползать .

Многие родители задаются вопросом как научить своего малыша передвигаться на четвереньках . Ведь на самом деле для малыша это очень сложно. Это очень важный этап развития в жизни ребеночка . Ползание — это сложный физиологический процесс, каждый ребенок в разное время осваивает этот навык . Некоторые начинают ползать рано, но встают на ноги через длительное время, а некоторые ползают пару недель, после чего делают первые шаги. Норма по медицинским параметрам развития ребенка — ребенок должен уметь ползать к 10 месяцам.

Как понять что ребенок готов ползать? Если он спокойно лежит на животе, крепко держит голову,значит мышцы ребенка достаточно окрепли для дальнейшего развития. Что-бы помочь ребенку быстрее освоить технику передвижения на четвереньках, могут помочь следующие упражнения:

Упражнение пловец — положите ребенка на живот, возьмите его за кисти рук, вытяните руки в верх , совершайте круговые движения, как буд-то малыш плывет.

Упражнение лодочка- одной рукой возьмите кисти малыша, а другой возьмите ножки, приподнимите их немного и начинайте раскачивать. Данное упражнение направленно на укрепление всех мышц спины, и чем более развитыми они будут становится, тем дольше ребенок сможет удерживать подъем ног и рук.

Упражнение отталкивание — когда ребенок бодрствует, лежа на спине, попробуйте, поставить преграду к его ногам (подойдут и ваши руки). Дайте ребенку возможность оттолкнуться о твердую поверхность. Данное упражнение разовьют бедренные мышцы малыша.

Каждый ребенок развивается индивидуально, не стоит поднимать панику, если у вашей подруги ребенок начал ползать раньше чем ваш. Что-бы помочь малышу быстрее приспособиться к новому виду передвижения, необходима ваша забота и внимание, занимайтесь физическим развитием ребенка с первых месяцев. И помните, не в коем случае не оставляйте детей без присмотра в момент их попыток начать самостоятельные передвижения. Здоровья вашим детям!

Развитие ребенка

Ползание – важный показатель развития как основа для формирования более сложных движений

Как помочь ребенку вовремя научиться ползать

Когда ребенок учится ползать, родители радуются этому больше, чем он сам. Умение ползать – важный показатель развития ребенка, поскольку оно является первым шагом к его мобильности. Ползая, младенцы исследуют и познают окружающий мир.

Читайте так же:  1с как быстро научиться

Но не все дети учатся ползать в одном и том же возрасте. Рассмотрим подробнее, как дети учатся ползать и как родители могут помочь им в этом.

Когда дети начинают ползать

В среднем ребенок начинает ползать в возрасте девяти месяцев. Но в то же время некоторые дети развивают этот навык уже в семь месяцев, а некоторые – только к году. Так или иначе, ребенок не обретает этот навык в один момент. Учась ползать, ребенок проходит несколько этапов.

Как дети учатся ползать

Ползание – постепенный процесс, состоящий из нескольких этапов:

1. Ребенок держит голову (2 месяца). Первый шаг ребенка к тому, чтобы научиться ползать, – умение держать голову, лежа на животе. Это умение развивается у малыша примерно в 2 месяца, когда мышцы его шеи становятся настолько сильными, чтобы поддерживать голову.

2. Ребенок приподнимается на локтях (4 месяца). Когда ребенок умеет держать голову, он начинает использовать руки. Лежа на животе, он приподнимается на локтях, чтобы поддерживать верхнюю часть туловища.

3. Ребенок поддерживает туловище (6 месяцев). В шесть месяцев ребенок может приподниматься и становиться на четвереньки. Положение его тела практически готово к ползанию. В шесть месяцев ребенок также умеет сидеть и перекатываться с живота на спину и обратно.

4. Ползание на руках (8 месяцев). В этом возрасте ребенок ползает, используя силу рук, при этом не задействуя туловище и ноги. Этот этап означает, что ребенок уже полностью готов ползать.

5. Ползание (9 месяцев). Ребенок обладает достаточной силой мышц и ловкостью, чтобы ползать, используя для этого все 4 конечности.

Все дети ползают по-разному. Существует несколько способов ползания, каждый из которых основывается на уникальных техниках.

Способы ползания у детей

Ребенок может постоянно придерживаться одного и того же стиля ползания или менять их со временем.

1. «Перекрестное ползание »

Распространенный среди детей способ, при котором ребенок удерживает вес тела на руке и противоположном колене, затем одновременно меняет руку и колено, двигаясь вперед. Этот стиль также называется классическим.

2. «Медвежонок»

Этот способ похож на предыдущий, за исключением одной особенности: ребенок опирается не на колени, а на ступни. Его движения напоминают ходьбу медведя.

3. «Краб»

Способ, похожий на перекрестное ползание. Его особенность в том, что ребенок двигается задом наперед или в сторону.

4. «Маленький разведчик»

Ребенок лежит животом на полу. Он ползет, отталкиваясь рукой и противоположной ногой. Такой способ ползания напоминает способ, которому учат ползать солдат в армии, чтобы они оставались незаметными. Этот способ также называется «ползание на животе».

Другие способы ползания

Дети могут использовать другие способы, которые нельзя назвать ползанием в общепринятом понимании:

  • «Самокат». Ребенок садится на пол и отталкивается руками, тем самым передвигаясь вперед.
  • «Перекатывание». Ребенок просто перекатывается, чтобы добраться из одного места в другое.
  • Эти два метода могут показаться неправдоподобными или даже комичными, но детские врачи во всем мире рассматривают их как нормальные способы ползания.

    Можно ли считать полноценным ползанием ползание на груди?

    Некоторые родители слышали о так называемом ползании на груди. Это нельзя назвать ползанием в общепринятом смысле этого слова. Новорожденный ребенок делает медленные движения по направлению к материнской груди, когда его кладут на грудь или живот матери. Это не разновидность ползания, а просто раннее проявление ползательного рефлекса. Это движение инстинктивно, так ребенок ищет материнскую грудь, чтобы инициировать кормление. Поскольку ребенок совершает такое движение сразу после рождения, его еще называют «ползанием новорожденного».

    Ползание – важный показатель развития ребенка, и родители могут помочь ему развить этот навык.

    Как помочь ребенку научиться ползать?

    Занимаясь с ребенком дома, можно мотивировать его ползать. Рассмотрим несколько советов, как это сделать:

  • ежедневно выделяйте время на занятия с ребенком. Кладите его на живот: это занятие приносит множество преимуществ: укрепляет все группы мышц, подготавливая организм ребенка к ползанию и более сложным движениям. Педиатры рекомендуют уделять такому занятию ежедневно 2–3 раза по 5 минут. Время таких занятий следует увеличивать по мере того, как ребенок растет;
  • поощряйте любопытство ребенка, мотивируйте его исследовать объекты окружающего мира. Это может привести к развитию навыков моторики. Разместите различные предметы вокруг ребенка и позвольте ему доползти до них. Интерес будет подталкивать ребенка ползать;
  • позволяйте ребенку сидеть. Сидение укрепляет мышцы его спины. С шестимесячного возраста садите ребенка и позволяйте ему оставаться в таком положении несколько минут. Повторяйте такое занятие каждый день;
  • ползание на руках также очень важно для ребенка. Вам оно может показаться неуклюжим, но оно помогает ребенку научиться необходимым движениям и создать основу для полноценного ползания;
  • сделайте ползание интересным для ребенка, когда он уже научится ползать. Например, спрячьте игрушку и предложите ребенку найти ее. Если ребенок не сможет найти игрушку, обнимите его, подбодрите и предложите вернуться к поиску.
  • Упражнения для развития ползания

    Также развить у ребенка навыки ползания можно и с помощью определенных занятий. Каждое такое занятие развивает навыки, лежащие в основе ползания, мотивируя ребенка начать ползать.

    1. «Что это?»

    Возраст: 2 месяца.

    Что развивает: умение ребенка держать голову.

    1. Положите ребенка на живот, сядьте напротив него, возьмите в руки его любимую игрушку или погремушку.

    2. Привлеките внимание ребенка игрушкой. Он поднимет голову, чтобы посмотреть, какой предмет вы ему показываете.

    3. Передвиньте игрушку так, чтобы она пропала из поля зрения ребенка. Двухмесячные дети следят за передвижениями предметов, которые их заинтересовали, поворачивая голову.

    4. Передвижение игрушки помогает укреплять мышцы шеи ребенка.

    2. «Достань игрушку»

    Возраст: 4 месяца.

    Что развивает: умение ребенка приподниматься на локтях.

    1. Положите ребенка на живот и разложите вокруг него несколько игрушек. Игрушки должны быть вне его досягаемости.

    2. Предложите ребенку собрать игрушки. Когда ребенок лежит на животе, он опирается на один локоть, чтобы другой рукой достать игрушку. Это помогает укрепить мышцы рук, чтобы лучше удерживать вес тела.

    3. Раскладывайте игрушки возле обеих рук, чтобы ребенок учился удерживать вес тела на обеих руках.

    3. «Ползание с посторонней помощью»

    Возраст: 6 месяцев

    Что развивает: умение ребенка удерживать свой вес.

    1. В шестимесячном возрасте ребенок уже обычно может удерживать вес тела на четырех конечностях, а это значит, что он может принимать позицию, необходимую для ползания. Поставьте ребенка на четвереньки. Возьмите сухое полотенце, сверните его в веревку и оберните ее вокруг груди ребенка. Аккуратно придерживайте концы полотенца, поддерживая ребенка.

    2. Полотенце помогает ребенку дольше оставаться на четвереньках, укрепляет мышцы его ног и рук.

    3. Положите рядом с ребенком его любимые игрушки, чтобы он мог играть, стоя на четвереньках. Сначала удерживайте его в таком положении на протяжении 3–5 минут, постепенно увеличивайте время.

    4. «Следуй за движущейся игрушкой»

    Возраст: 8 месяцев

    Что развивает: навыки ползания на руках.

    1. Привяжите к игрушечной машинке веревочку и поставьте ее перед ребенком, который лежит на животе.

    2. Потянув за веревочку, передвигайте машинку. Это заинтересует ребенка.

    3. Ребенок поползет за машинкой, чтобы взять ее. Играйте в эту игру регулярно, пока ребенок не научится полноценно ползать.

    5. «Проползи через тоннель»

    Возраст: 9 месяцев

    Что развивает: навыки ползания.

    1. Купите игрушечный тоннель из ткани. Убедитесь, что он достаточно широкий, чтобы через него мог пролезть ребенок.

    2. В конце тоннеля расставьте несколько игрушек.

    3. Покажите игрушки ребенку и предложите ему проползти до конца тоннеля, чтобы достать их.

    4. Повторите это действие несколько раз. Можно попросить супруга, чтобы он стоял в конце тоннеля и звал ребенка.

    Регулярно выполняйте вместе с ребенком данные упражнения – так вы поможете ему развить навыки ползания.

    Преимущества ползания

    Ползание имеет множество преимуществ для ребенка:

  • ползание укрепляет мышцы. Поскольку ребенку нужно прилагать силу, чтобы двигаться, его мышцы укрепляются. Ползание укрепляет мышцы плеч, рук, спины, живота и ног;
  • ползание улучшает осанку и развивает навык держать равновесие. Когда у ребенка укрепляются мышцы, у него улучшается осанка. Родители часто замечают, что, когда ребенок начинает ползать, он лучше удерживает равновесие;
  • ползание делает суставы более подвижными. Все суставы – от позвоночника до колен и запястий – становятся более гибкими и подвижными;
  • ползание развивает мозг ребенка. Ползая, ребенок изучает окружающий мир. Это улучшает функции нейронов и развивает мозг ребенка;
  • ползание развивает зрение. Ползая, ребенок использует зрение, чтобы ориентироваться в пространстве. Это развивает зрительно-двигательную координацию ребенка. Таким образом, ползание развивает зрение, в частности, стереоскопическое;
  • ползание улучшает телосложение ребенка. Когда ребенок переносит вес своего тела на руки, у него формируется мускулатура рук. Развитые руки способствуют тому, что ребенок лучше выполняет определенные функции (например, хватательную).
  • Стремление ребенка исследовать окружающий мир может подтолкнуть ребенка выйти за рамки дозволенного. Поэтому родители должны не только помогать ребенку научиться ползать, но и присматривать за ним и обеспечивать его безопасность.

    Как сделать ползание безопасным для ребенка

    Родители могут уберечь ребенка от травм, следуя таким простым советам:

  • в первое время кладите его на мягкие поверхности. Когда ребенок только начинает ползать, кладите его на мягкие поверхности (например, на диван с подушками). Это поможет избежать падений и травм;
  • сделайте свой дом безопасным для ребенка. Начните с того, что установите барьеры на всех ступеньках и лестницах, которые есть в доме. Убедитесь, что все полки, вешалки и навесные шкафчики в доме прикреплены достаточно крепко и не могут упасть на ребенка. Прикрепите полоски набивочного материала на углы мебели, чтобы ребенок не ударился. Все электрические шнуры, кабели и розетки должны быть недоступными для него;
  • купите ребенку кроватку с высокими бортиками. Ребенок должен всегда спать в кроватке с высокими перилами и бортиками, чтобы не выпасть из нее. Если вы покупаете ребенку манеж, также проследите за тем, чтобы по его бокам была натянута сетка. Родители часто жалуются на то, что ребенок выползает из кроватки, особенно, когда у него развиваются навыки ползания. Поэтому, даже когда ребенок спит вместе с вами, лучше всего класть его в детскую кроватку с высокими бортиками;
  • не оставляйте ребенка без присмотра. Даже если вы придерживаетесь всех мер безопасности, никогда не оставляйте ребенка без присмотра. Ползая, ребенок может случайно выползти в открытые двери. Будьте всегда начеку – это лучший способ избежать всевозможный происшествий.
  • Если ребенок не научился ползать

    Когда ребенок учится ползать, главное – его безопасность. Но иногда дети не умеют ползать в то время, как их сверстники уже развили этот навык. Если это случилось с вашим ребенком, не паникуйте.

  • Чтобы научиться ползать, некоторым детям требуется больше времени, чем остальным. Дети учатся ползать не ранее, чем в 6 месяцев, обычно – в период от 6 месяцев до года. Каждый ребенок развивается в своем уникальном темпе и, если он не научился ползать, но в остальном его развитие проходит нормально, нет повода для паники. Запаситесь терпением и выполняйте упражнения, рассмотренные выше.
  • Дети, рожденные преждевременно, могут научиться ползать позже. У преждевременно рожденных детей могут возникать задержки в развитии по сравнению с их сверстниками. Регулярно проходите обследования у педиатра, чтобы понимать, в каком темпе развивается ребенок.
  • Инфекции, полученные ребенком при рождении, могут замедлять его развитие. Если новорожденный подвержен каким-либо заболеваниям, это может повлиять на различные показатели его развития. Например, такое заболевание дыхательных путей, как бронхолегочная дисплазия, влияет на осанку ребенка. В частности, он не может самостоятельно сидеть. Впоследствии из-за этого ребенок не может научиться ползать.
  • Неврологические проблемы мешают ребенку вовремя научиться ползать. Неврологичекие заболевания, имеющие генетическую природу (например, аутизм, ДЦП, синдром Дауна, синдром Ретта и т. д.), могут приводить к тому, что ребенок не учится вовремя ползать. У большинства детей симптомы таких заболеваний обнаруживаются в результате медосмотра.
  • Таким образом, для родителей чрезвычайно важно вовремя распознавать малейшие признаки задержек в развитии ребенка. Рассмотрим их подробнее.

    Симптомы задержек в развитии ребенка

    • 2 месяца. Ребенок не может держать голову, когда его кладут на живот.
    • 4 месяца. Ребенок не может держать равновесие и поднести руки ко рту.
    • 6 месяцев. Ребенок не может перекатываться, его мышцы неэластичные.
    • 9 месяцев. Ребенок не может самостоятельно сесть.
    • Если вы обнаружили один из вышеперечисленных симптомов у своего ребенка, обратитесь к педиатру. Однако если ребенок не начинает вовремя ползать, причина этого не всегда заключается в задержке развития. Иногда ребенок сразу начинает ходить, минуя стадию ползания.

      Могут ли дети ходить, не научившись ползать?

      Некоторые дети могут сразу встать на ноги и начать ходить, так и не научившись ползать. При этом родителям необходимо помнить следующее:

    • Такие случаи встречаются нечасто. Ребенок не может удерживать вес своего тела на ногах, если он никогда не удерживал его на коленях. Довольно редко встречаются случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. Исследования показали, что подавляющее большинство детей, которые рано начали ходить, некоторое время до этого ползали. Переход от ползания к хождению – естественный процесс развития ребенка.
    • Эксперты считают, что отсутствие стадии ползания в развитии ребенка имеет побочные эффекты. В частности, распространено мнение, что у детей, которые сразу начинают ходить, пропуская стадию ползания, хуже развита зрительно-двигательная координация и недостаточно развиты мышцы. Тем не менее, такие эффекты проявляются довольно редко.
    • Тем не менее, если ребенок сразу начинает ходить, – это нормально. Несмотря на тревогу родителей по поводу того, что их ребенок не научился ползать, эксперты считают, что это вполне нормально. Дети, которые развиваются быстрее, чем остальные, могут ползать в течение короткого периода времени (например, в течение месяца), а затем сразу начать ходить. И в этом нет ничего страшного. Согласно статистике, в начале ХХ века около 40 % детей начинали ходить, минуя стадию ползания. Это было связано с тем, что общепринятая в те времена одежда младенцев сковывала движения ног и не давала им ползать. При этом дети вырастали без отклонений в развитии.
    • Ползание является важным показателем развития ребенка, поскольку формирует основу для развития более сложных движений в будущем. Обычно дети начинают ползать в 9 месяцев, но могут развивать этот навык раньше или позже, или вообще пропускают такую стадию развития, сразу начиная ходить. В любом случае лучше всего позволить ребенку развиваться в естественном для него темпе. Однако при этом следует быть внимательными к возможным задержкам развития ребенка и в случае необходимости обратиться к педиатру.