Как научиться страху божьему

Как научиться страху божьему

Друзья и читатели христианского портала «Голос Истины». На протяжении многих лет, редактором трудился брат Виталий Бойко. Так как журнал был учрежден церковью «на Горе», города Спокен, а Виталий, по приглашению другой баптистской церкви, перешел на служение пресвитера в ту церковь, на сегодня В. Бойко более не является редактором этого издательства.

Много сил, здоровья, времени и знаний было отдано Виталием как в организацию, так и в развитие этого журнала. Мы благодарны Богу и брату за труд во имя Его.

Надеемся, что Господь пошлет работников и этот сайт послужит для многих полезным ресурсом в жизни хождении за Господом. Оставляйте свои пожелания, комментарии, отзывы.

читать дальше ОТЗЫВЫ Являются ли «ментальные впечатления» или внутренние побуждения Божественным откровением?

Интересно, Джон Макартур представляет свое личное отцовство, пасторство на условиях своей догматики, т.е. свое полное молчание после выдачи своих письменных всеобъемлющих общих указаний? 🙂

Отличная статья! Спасибо. Правильное (Библейское) соотношение виртуального и реального в вере, действительно, очень важно для ее истинности.

Ирина Чадова читать статью

Побольше бы таких открытых практических статей да ещё бы и по разным темам христианской жизни. И “урим и тумим”, и голоса с неба, и даже соответствующие сновидения часто подгоняют под свою волю, диктуя Богу свои условия. А «судя логике статьи» хорошо предложено самое наилучшее — Библия и её изучение — не “впрягаться с неверным” (как и отмечено автором), а «бороться с ослепляющим эффектом влюбленности» любому — верующим или неверующим. Спасибо Геннадий!

Leonid читать статью

«Оказалось, что брат не использовал “урим и тумим”, и голоса с неба не было, и даже соответствующие сновидения его не посещали. Что это, как не ложь?» А что? других методов Божьих откровений не существует? Я думаю обвинять человека во лжи из-за узости знаний и опытов — грех не менее тяжкий. как-никак — клевета.

Андрей читать статью

Дружественные Сайты


В НОМЕРЕ

ЖИЗНЬ В БУДНИ ИЛИ О СТРАХЕ БОЖЬЕМ
Пастор Франс ТИССЕН (Алмаата, Казахстан)

Как-то пожилой проповедник, оглядев собрание, сказал: «Какие вы все хорошие, милые, приятные. Хотел бы я на вас дома посмотреть». Действительно, в церкви, на собраниях, мы все такие хорошие, верующие. А какие мы в будни? Какими нас видят соседи, жена, дети, сотрудники? Многие слагаемые определяют нашу жизнь. Одно из них — наличие в нас страха Божьего.

ЧТО ТАКОЕ «СТРАХ БОЖИЙ»

В Евангелии от Луки (23:39-41) написано: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Иисус Христос висит на кресте, рядом висят два разбойника. Никто не был так близок к Иисусу, как эти два человека. Возможно, их руки почти касались пронзенных рук Иисуса, возможно, еще немного, и они могли бы прикоснуться к ним. Но какими разными были эти два разбойника! Мы читаем, что один из повешенных злословил Его, а другой унимал злословящего, то есть другому было стыдно за то, что делал первый. Он не понимал своего товарища, хотел как-то достучаться до его сердца и думал: «Ну, почему он злословит Иисуса? Почему он делает неправильно, почему говорит неправильно, почему так относится к этому Праведнику?» И он пришел к заключению: «Ты не боишься Бога, у тебя нет страха Божьего. Если бы у тебя был страх Божий, ты бы так не говорил, ты бы не злословил».

Что же такое страх Божий? В книге Исход 19:16 мы читаем о том, как Бог говорил с Моисеем на Синае, когда давал ему Закон. Это событие сопровождалось таким громом, молнией и сильным трубным звуком, что вострепетал весь народ, бывший в стане: все пришли в страх. Кажется, всё нормально. Но через некоторое время тот же народ, ранее имевший страх, выливает золотого тельца, пьет, гуляет, играет, говоря: «Вот бог, который вывел нас из рабства». Это не был страх Божий, это был страх перед Богом, плотской страх. Это не был страх за бесславие имени Господа, который длится всю жизнь. Когда у людей плотской страх, просто страх перед Богом, некоторое время они будут воздерживаться от каких-то грубых грехов. Но как только впечатления изгладятся, они поступают еще хуже. Мы можем вспомнить царя Валтасара из книги Даниила. Царь увидел кисть руки на стене и был в страхе. Он закричал сильным голосом и приказал позвать всех тайноведцев и гадателей, чтобы они истолковали то, что написала кисть на стене. Никто не смог помочь царю. Потом пришел Даниил и объяснил значение роковых для царя слов. Казалось бы, царь должен покаяться, но ничего подобного не произошло. Это был плотской страх.

Иногда мы путаем плотской страх со страхом Божиим. Люди, имея плотской страх, ошибаются, думая, что они имеют страх Божий. Правда, бывает, что плотской страх переходит в Божий страх. Страх Божий — это такое состояние сердца человека, когда он из любви к Богу боится огорчить Господа или сделать что-то, бесславящее Его имя. Я хотел бы поразмышлять о последствиях наличия или отсутствия в нас страха Божия, о том, как обрести страх Божий, а также где и как руководствоваться страхом Божьим.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАЛИЧИЯ СТРАХА БОЖЬЕГО

Как Бог смотрит на нас, когда мы боимся Его огорчить из любви к Нему? Мы не Бога боимся, мы боимся огорчить Того, Кого мы любим. В притчах Соломона мы читаем о том, что началом мудрости является страх Господень. Иногда у нас нехватает мудрости. Нехватает мудрости промолчать, нехватает мудрости сказать, где-то чувства нами неправильно овладели. Когда мы имеем страх Божий, мы имеем мудрость. Библия говорит, что, когда мы имеем страх Божий, мы ненавидим зло. Это больше, чем не делать зло. В притчах Соломона написано, что страх Божий — это удаление от сетей греха и смерти. Страх Божий ведет к довольству. Человек, имеющий страх Божий, — это довольный человек. Быть довольным — это больше, чем все другие приобретения. Павел писал Тимофею, что быть довольным — это великое приобретение. Тогда не будет ропота, недовольства, ссор. Почему иногда не обращаются к Господу наши родственники? Мы ищем разные причины, иногда оправдывая тем, что это — право их выбора. Но Писание говорит, что богобоязненная жизнь привлекает людей к Богу. Мы думаем, что мы — не евангелисты. Вот если бы тот брат сказал… Но Библия указывает на то, что богобоязненная жизнь жен приобретает мужей без слов.

Я помню рассказ брата Роберта Провоста о том, как он пришел к Господу. Он является директором Евангельского Славянского Общества. Он говорил, что с детства был воспитан по-христиански, а потом отступил от Бога и стал верующим лишь формально. Настоящей жизни с Богом не было. Он мог и на собрание пойти, но дома была ужасная жизнь. Жена постоянно его «пилила», пугая адом и сильно раздражаясь. Они жили так, что он постоянно искал причины, чтобы не быть дома. Но однажды Бог проговорил к сердцу его жены, и она поняла, что может приобрести своего мужа через богобоязненную жизнь. Вскоре его жена сильно изменилась, и он не мог понять, в чем дело. Она стала нежная, добрая, ласковая, перестала повышать голос и упрекать мужа, всегда старалась вовремя готовить пищу, следила за порядком в доме. Ему это очень понравилось, и он старался проводить больше времени дома. Так прошло полгода. Однажды она сказала мужу: «У меня есть просьба к тебе». И он не мог ей отказать. Она сказала, что в город приезжает известный проповедник Билли Грэм, будет евангелизационное собрание, и попросила мужа пойти туда. Он согласился. И вот, в назначенный день муж стал собираться и, видя, что жена не одевается, стал поторапливать ее. Она сказала, что не пойдет. Он удивился: «Как же так, а я?» — «А ты обещал», — ответила жена. И он пошел один. На собрании он не услышал ничего нового. Но потом прозвучал призыв к покаянию, и вдруг что-то его подняло с места. Он почувствовал себя несчастным погибшим грешником и пошел вперед, чтобы помолиться. После покаяния он поехал домой. На крыльце его уже ждала жена, и взгляды их встретились. Муж сообщил, что сегодня он стал новым человеком. Жена сказала: «Я знаю. Когда ты ушел, я встала на колени и все это время за тебя молилась. Я знала по времени, когда будет призыв к покаянию, и умоляла Бога о тебе». — «Тогда я понимаю, что меня подняло», — сказал муж. Когда этот брат свидетельствовал о своей вере, он сказал, что пришел к Господу именно через богобоязненную жизнь своей жены.

Может, и у нас порой не хватает терпения, и мы упрекаем своих родственников в том, что они не хотят верить в Бога. Один брат покаялся, побывав на богослужении три раза, и думал, что любому человеку достаточно сходить три раза на собрание, чтобы покаяться. Он просил своего сына три раза сходить на собрание. Сын три раза был в церкви, но не покаялся. Отец был очень раздражен этим. Он взял Библию и, ударив сына ею по голове, сказал: «Какой же ты бестолковый! Ну, как донести до тебя эту Благую Весть?» Сын страшно огорчился.

Нам, детям Божьим, нужна святая богобоязненная жизнь, которая является следствием наличия в нас страха Божия.

НО КАК ЖЕ ОБРЕСТИ СТРАХ БОЖИЙ?

Когда-то Иисус сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Куда мы идем? Куда идет наша страна? Куда идет человечество? Иногда мы думаем, что знаем это, но мы ошибаемся. Иисус же сказал, что Он является нашим путем. Проблема многих из нас в том, что у нас нет смирения, мы слишком горды, самоуверенны: нет страха Божьего. Писание говорит, что за смирением следует страх Господень. Если мы хотим, чтобы наша жизнь положительно влияла на окружающих, чтобы все преображалось вокруг нас, а люди приходили к Богу, видя Его страх, мы должны проверить себя на предмет смирения.

Писание говорит, что страх Божий приходит через суды Божии. Вспомните, как Анания и Сапфира хотели обмануть Бога. Эта семейная пара позволила сатане вложить им мысль солгать Святому Духу, в результате чего оба умерли. После это случая был страх на всякой плоти. Однажды я получил письмо из другой страны, в котором была исповедь девушки. Она рассказала о том, что один уже немолодой человек проявлял вольности по отношению к ней. В то время эта девушка еще жила в Казахстане и была почти ребенком. Это не были интимные отношения, но это были очень неправильные отношения. Теперь она собиралась выйти замуж, и ее это мучило, хотя она уже покаялась. Я поехал в ту местность, где жил этот человек и встретился с ним. Он был проповедником. Все, о чем я ему рассказал, он категорически отрицал. Я сказал, что у меня есть факты, и показал письмо той девушки. «Ну, было чуть-чуть, пощекотал я ее…». Тогда я ему рассказал случай, когда человек за открытый обман был поражен Богом. Я сказал ему, что не могу проверить, как было на самом деле, и отдаю его на суд Божий. Предложил ему помолиться и сказать Богу: «Я невиновен». Я предупредил его, что, если это так, он останется жив, а если не так, тогда я не знаю, как Бог с ним поступит, и стал становиться на колени. Неожиданно он говорит: «Брат, подожди, подожди!», — и стал каяться. Потом я спросил его: «Больше ничего не было?» — Он ответил: «Нет». Но дух мне открыл, что было. И я снова сказал ему, что предаю его на суд Божий. Когда я спросил, не изменял ли он своей жене, он ответил, что нет. «Хорошо, — сказал я. — Если это правда, Бог помилует тебя, а если изменял — накажет». Я снова предложил склониться на колени для молитвы. Он опять остановил меня: «Брат, подожди! Брат, я должен подумать». Он сел и стал думать. Потом сказал: «А, один раз было! Да, я вспомнил». Вы представляете, что было тогда в моем сердце?! Я понимал Моисея, разбившего скрижали. Я сказал ему: «У тебя страха нет, а значит, нет и веры».

Слово Божье учит обличать согрешающих. Если согрешающий остается в грехе, нужно обличать пред всеми, чтобы и они имели страх. Суды Божии учат людей страху Его. Писание также говорит, что величие Его научает нас страху Божьему. Об этом говорится в книге Иов.

Мы можем научиться страху Божьему через Его познание, когда изучаем Божий характер. Это самый красивый характер. О Нем сказано, что Он прекраснее всех сынов человеческих, но в Нем не было вида, который привлекал бы людей. Он был для нас примером, быв обезображен, оплеван, унижен. В этом Его величие, красота, любовь. Когда мы об этом размышляем, мы учимся страху Божьему и не хотим Его огорчать. Вспомните Петра и других учеников на море, с большим уловом. Петр, увидев действие Божие, удивился и устрашился. Он воскликнул: «Господи, выйди от меня, ибо я — человек грешный!» Почему у некоторых людей нет страха Божьего? Они не знают Бога, не познают Его воли.

ГДЕ НАМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СТРАХОМ БОЖЬИМ?

Давайте поразмышляем и об этом. Когда я исследовал этот вопрос, я удивился тому, как много в Библии мест, говорящих, что в нас должен быть страх Господень. Мы должны руководствоваться страхом Божьим в наших словах, в нашем служении. Во втором псалме мы читаем: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом». Я думал, как же можно радоваться с трепетом? Радоваться и трепетать одновременно? Бог не против радости — мы можем и смеяться. Но наша радость не должна огорчать Господа. Один брат увидел, как молодежь церкви собралась вокруг руководителя молодежи. Он подумал: «Как хорошо, что молодежь так льнет к своему руководителю!» Когда он подошел к ним поближе, то услышал, как руководитель рассказывал анекдот и как все смеялись. Это — радость без страха, это — бесславие Господа. Мы ответственны за то, как мы живем, как проводим свое время. Мы так должны планировать свое время, чтобы не огорчить Господа. Писание учит нас повиноваться друг другу в страхе Божьем. Жены должны повиноваться мужьям в страхе Божьем, младшие — старшим из любви к Господу, а не как человекоугодники. Когда мы практикуем это в своей жизни, тогда хорошо и нам, и окружающим нас людям.

Мы должны руководствоваться страхом Божьим и тогда, когда мы что-то приобретаем. Некоторые подумают: «Ну, какая разница, что мы покупаем». Мы должны думать, не огорчит ли это Господа. Написано: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Пр.15:16). Давид говорит: «Вещи непотребной не положу пред очами моими». У некоторых полный гардероб вещей, и им нужно еще и еще, и они при этом без страха используют средства. Я встретил одного очень богатого человека и поразился его скромному образу жизни. Он был настоящим христианином. Когда он решил приобрести казахстанский сувенир для своей жены и увидел верблюда, который стоил примерно 10 долларов, он спросил у своего внука: «Как ты думаешь, мы не огорчим Господа, если купим его?» Это была не игра слов, он действительно переживал об этом. Мы можем подумать: «Ну, что для него значат эти 10 долларов при его миллионах. Мы здесь, в Казахстане, можем потратить и больше, не задумываясь». Причем этот человек выписывал чеки на сто миллионов для нуждающихся в Индии. Он рассказал, что, будучи номинальным верующим, однажды оказался вместе с женой на домашнем христианском общении. Он вдруг заметил, что люди разговаривают с Богом, и у них при этом счастливые лица. Он понял, что не имеет того, что есть у них. После этого он начал искать Бога и нашел Его, став счастливым человеком. Этот человек научился говорить с Богом, и Бог говорил с ним. Он обрел эту возможность на тех домашних общениях. Дома в молитве он сказал Богу: «Все мои дома — Твои дома, все мои машины — Твои машины, все мои деньги — Твои деньги, и если Ты не против, то я буду работать на Тебя управляющим». И Бог разрешил ему, потому что у этого человека был страх Божий. Божья любовь и величие покорили сердце этого брата, и если он приобретает, то делает это со страхом.

И употреблять пищу мы должны со страхом Божьим. Писание говорит о людях, которые без страха утучняют себя. Кажется, ну, какая разница Богу, сколько мы едим. А Библия говорит, что такие люди, как безводные облака, как деревья, дважды исторгнутые, это — люди без страха.

Мы должны и одеваться со страхом. Неужели Богу и до этого есть дело? Да, мы читаем об этом в Слове Божьем (1 Птр. 3:3,4).

Мы могли бы продолжить этот список. Всегда важно иметь страх Божий: едим ли, пьем ли, планируем ли время. Все нужно делать так, чтобы не огорчить Господа, чтобы не бесславить Его имя. Как вы думаете, у вас есть страх Божий? Давайте проверим свое сердце.

ЗА НАМИ ВСЕГДА НАБЛЮДАЮТ

Во-первых, наблюдают ангелы, потому что Бог дал им такое задание. Ангелы — это слуги Божьи, они призваны служить людям. Бог сказал, чтобы они ополчались вокруг боящихся Его. Иногда люди просят: «Помолитесь, чтобы Бог благословил нашу дорогу», «Помолитесь, чтобы в нашем доме пожара не было», «Помолитесь, чтобы нас не обворовали». Но представьте себе, что ангел Божий охраняет того, у кого есть страх Божий: один ангел победил войско численностью 75 тысяч.

Во-вторых, за нами наблюдают люди. Однажды я ехал в поезде по Дальнему Востоку из Хабаровска в Чердомын. В Чердомыне я знакомился с верующими и подошел к группе молодых людей, говоря, что вижу их впервые. «А мы Вас видели», — говорят они. — Я удивился: «Где?» — «Мы ехали с Вами в одном вагоне». — «А что же вы не подошли?» — спросил я. — «А мы наблюдали за вами. Пресвитера всегда говорят, что в поезде надо молиться перед едой, нужно людям свидетельствовать о Боге. Вот мы и хотели посмотреть, а сами Вы это делаете или нет». Я невольно стал прокручивать в мыслях все, что я делал в вагоне. Слава Богу: я и молился, и свидетельствовал.

Когда нет страха Божьего, нет и веры. В одной церкви из сокровищницы стали пропадать деньги. Кто-то воровал. Стали исследовать это дело — круг сузился. Похоже, вором был кто-то из своих. Страшно подумать! Поставили скрытую камеру, но неудачно, глазок оказался заметным. Воровство прекратилось. Даже пожертвования стали щедрее, а люди как-то по-особому проходили это место. А мне стало грустно от мысли, что тот, кто это делал, не имеет веры. Почему он не верит, что очи Господа обозревают всю землю? У него нет страха Божьего, но есть плотской страх. Когда поставили камеру, ему стало страшно, он перестал воровать, чтобы не попасть в милицию. А Библия говорит, что все тайное станет явным. Как важно иметь страх Господень!

Да, мы — не идеальные люди: мы согрешаем, спотыкаемся, нам бывает очень стыдно, и хотим, чтобы Бог нас снова и снова миловал. А знаете, к кому у Бога самая большая милость? К боящимся Его. Так говорит Библия: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его» (Пс.102:17). Мы любим Господа и не хотим Его огорчать, но, если нечаянно споткнулись и нам стыдно, Он нас милует. Он знает, что мы любим Его.

И последнее: отсутствие страха Божьего — отступление, это духовная смерть.

ЗАКОНЧУ ЕЩЕ ОДНИМ ПРИМЕРОМ

Какие мы в буднях? Очень разные. Но если мы хотим угодить Господу, если мы хотим, чтобы наша жизнь была благоуханием Христовым, если мы хотим своей жизнью привлекать людей к Богу, мы должны иметь страх Божий. Люди везде должны увидеть, что Бог есть.

На богослужение пригласили одну известную женщину, еврейку по национальности, крупного специалиста в области музыки и пения. Наша сестра познакомилась с нею в больнице, где свидетельствовала ей о Боге. После чего женщина решила прийти и послушать, как поет церковный хор. Ради нее хористы сделали дополнительную спевку, приготовили концертные гимны. Хор действительно пел замечательно. После собрания эта женщина поделилась с нашей сестрой впечатлениями о музыкальном служении. Как оказалось, больше всего ей понравилось совместное пение церкви, а особенно тронуло ее душу то, что во время пения она увидела слезы на глазах рядом стоящей женщины. Эти слезы убедили женщину-музыканта в существовании Бога. Она увидела, что плачущая женщина благоговела и трепетала пред Богом, сознавая Его величие.

Страх Божий

Страх Бо?жий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией.

Слово «страх» (греч. ?????) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. ??????), но означало уважение.

Через страх человек достигает любви, а не иначе

«Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».

«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.

Преп. Исаак Сирин учит:
«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх [ 1Ин. 4, 18 ]».

Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели [ Притч. 8, 13 ; Пс. 33, 23; 1 Кор. 13, 8]… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… ( Лк. 17:10 ), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Дорофея, – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх [ 1Ин. 4, 18 ]. Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».

«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».

Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».

Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».

«…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень( Притч. 1:7 ). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех».

Как приобрести страх Божий?

Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень:
От размышления о страшных наказаниях Божиих, постигавших грешников, как-то: Каина ( Быт. 4:11-12 ), погибших от потопа ( Быт. 7:21-23 ), содомлян ( Быт. 19:24-25 ) и многих других.
От размышления о свойствах Божиих, особенно о Его вездесущии и всеведении.
От рассуждения, что приказывает страшный и великий Бог, а не простой человек, и притом приказывает не просто, а с прещением ( Пс. 118,4 ; Мф. 10,28 ).
От мысли, что повелевает Господь, как Отец благоутробный и нас любящий.

Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит ( Сир. 1:13 ), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой.

Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… ( Пс. 24, 14; 33, 16; 90, 10 )».

Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар (поэтому, внушает демон, нельзя зажженную лампадку пред святыми образами оставлять, когда из дому уходишь), что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

Так, император Петр I , не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник:
«И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кули-еры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».

Наконец, случается с человеком так называемый безотчетный страх, по-нашему, по-христиански сказать, от бесов, или страхования.

Так как этот страх бесовский задевает иногда и спасающихся – разумеется спасающихся неискренно и не как должно, – то я приведу из Иоанна Лествичника о нем несколько строк, изъясняющих его происхождение, сферу действия и надлежащие противоядия.

«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед».

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней».

«Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».

Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили:

«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».

«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ Игнатий (Брянчанинов)

Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.

В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
святитель Тихон Задонский

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» ( Притч. 2:3-5 ). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.

Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни ( Притч. 8:13 ). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33:15 ), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» ( 2Пет. 2:4 ). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
епископ Феофан Затворник

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
святитель Филарет, митрополит Московский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень

Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ).
священник Георгий

Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
прп. Исаак Сирин

Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение ( Флп. 2:12 ). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
преп. Антоний Великий

Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
преп. Амвросий Оптинский

Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
преп. Петр Дамаскин

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
святитель Иоанн Златоуст

Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:
1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.
5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…
святитель Тихон Задонский

По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
святитель Игнатий Брянчанинов

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЛЫСЕНКО ВАДИМА

Пастор «ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА» евангельских-христиан, Украина, город Сумы

СТРАХ БОЖИЙ. КАК НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ В СТРАХЕ БОЖЬЕМ?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай,

потому что в этом все для человека».(Еккл. 12:13)

Странно, но почему — то страх Божий постоянно от нас куда-то ускользает. То ли мы похожи на непослушных детей, которые знают, что их больно накажут? То ли мы просто привыкли к Богу и воспринимаем Его, как доброго папочку, который все равно простит любой проступок, что бы мы ни делали? Потому, когда мы и делаем эти самые проступки, страха Божьего не имеем, а если уж каемся, то просто так полагается, чтобы Бог не обижался. Что же такое страх Божий? Почему о нем так много говорится в Библии? Как научиться жить в страхе Божьем? Какая польза человеку от страха Божьего? И наконец, самый ключевой вопрос, — чего именно нужно бояться в страхе Божьем? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в теме «Как научиться жить в страхе Божьем?»

ГЛАВА 1. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРАХ БОЖИЙ?

Само понятие «страх» уже вызывает у человека негативные ассоциации. Образы темного леса или кладбища, через которое нужно идти непременно ночью. Образы людей, которые нас в жизни обижали и которых мы боялись. Все это не придает страху красоты и привлекательности. Однако, не забудем, есть и положительный, созидательный страх. Например, страх у ребенка перед мудрыми родителями, которые в меру наказывают за всякий проступок для блага ребенка. Или разумный страх перед авиакатастрофой, который заставляет пилота, мобилизовать свое внимание, аккуратно ведя самолет на посадку. Оказывается, страх не всегда явно плох, а иногда даже жизненно необходим. Мы описали страхи земные, но есть один страх, с помощью которого мы начинаем жить с Богом, жить вечностью уже на земле, а так же, с помощью этого страха, войти в небесное Царство, которое ожидает верных Богу христиан в вечности – это страх Божий. Страх Божий еще можно сравнить со страхом ребенка перед родителями, только речь идет о страхе взрослого человека перед Небесным родителем, перед небесным Отцом. Известную ветхозаветнюю историю о жизни Иосифа рассмотрим под углом нашей темы. Иосиф был одним из 12 сынов Иакова. Поскольку он был любимым сыном у Отца, братья из зависти продали его мадиамским купцам (Быт.37. 28), а те в Египет. Так начались злоключения этого великого человека.

ГЛАВА 2. ЧТО ДЕЛАЕТ СТРАХ БОЖИЙ?

1) Страх Божий преграждает действие греха. Первое упоминание в Библии страха Божьего связано как раз с пониманием, страха, как сдерживающей силы греха. Авраам уже знал, что у кого нет страха Божьего, тот готов совершать преступление: «Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою» (Быт.20:11). Вы сядите в машину без тормоза? Так иметь дело с человеком без страха Божьего не менее, а может быть и более опасно.

2) Страх Божий является основанием кротости и смирения. Страх Божий напоминает узду, с помощью которой сдерживает и направляет своего коня всадник. А ведь, чтобы быть кротким и смиренным перед Богом нужно сдерживать свои порывы плоти и быть направляемым Богом. Та же мысль прослеживается у Моисея, когда он привел еврейский народ к горе Синай, чтобы получать 10 заповедей: «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:20). Христиане призваны иметь страх Божий перед собой всегда. Что же с Иосифом? Иосиф был очень красивым молодым человеком (Быт.39.6), поэтому жена его хозяина Потифара, настойчиво предлагала себя в качестве любовницы. Ответ Иосифа показывает фундамент страха Божьего: «Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»(Быт.39:8,9) Если человек боится грешить перед Богом такой страх Божий приводит к кротости, смирению и святости. Жена Потифара, чтобы отомстить отказавшему ей Иосифу, публично обвиняет его в попытке изнасилования и естественно наш герой оказывается в тюрьме. Почему же Иосиф отказывается от того к чему большинство людей стремится? Важная библейская мысль — «Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Пр. 8:13) Иосиф понял, что страх Божий — это ненависть ко греху.

ГЛАВА 3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СТРАХ БОЖИЙ?

  1. Я боюсь причинять Богу боль. У меня к дням рождения очень простое отношение. Конечно, приятно, если тебя поздравляют, но я точно знаю, что не поздравлением строится уважение. Для моих родителей поздравление с днем рождения это крайне важно. Раньше я думал, что отец и мать все усложняют, и ничего страшного, если я их когда – то и не поздравлю, но затем я понял, что своим не поздравлением причиняю им боль. А раз так, то их нужно поздравлять. Теперь поговорим и причинении боли Богу. Бог глубоко страдает по более серьезным причинам, чем родственники, которых не поздравили с днем рождения — это причина грех, который совершают его дети. Родители понимают, как это когда твои непослушные дети причиняют тебе боль. Вот и мы Богу причиняем боль своими грехами. «(невозможно) отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6). «Отпадшие» — это те, кто грешат и не каются и своими грехами опять распинают Христа и издеваются над Ним». Что же делает страх Божий? Мне страшно родителей обидеть не поздравлением с днем рождения, но несоизмеримо страшней ранить Христа своими грехами. Если любишь, то боишься и не хочешь причинять боль любимому существу
  2. Страх потерять веру (любовь к Богу), благодать, спасение.

А) Потеря спасения. Недавно я беседовал с христианами, которые мне доказывали, что термин «потеря спасения» не верен сам по себе. Разве можно потерять спасение, это же не пять копеек? Интересно, что в Священном Писании используется именно это слово по отношении к спасению: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2Иоан.1:8). Апостолы трудились над новообращенными верующими, чтобы те не теряли веру, но, наоборот, в ней возрастали.

Б) Потеря любви и веры. Верующие знают, что любовь к Богу не всегда одинаково превосходна. Бывают моменты, когда сильно влечет мир. Скажу более откровенно, иногда просто хочется совершить грех. В таких случаях, спасет только страх Божий. А что же с Иосифом? Думаю, наверняка, Иосиф переживал нечто подобнее, когда попал в тюрьму. Но и там он оставался верен Богу, руководствуясь страхом Божьим, поэтому: «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт.39:21). Иосиф боится не людей, он боится не тюрьмы и других сложных обстоятельств. Он боится Бога, а тот дает ему везде успех.

В) Потеря духовной силы. Христос сравнил человека, потерявшего силу с солью, выброшенной за потерю своих вкусовых качеств. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13). Я боюсь потерять духовную силу, потому что без нее я превращаюсь в жалкого человека. Обо мне сказал Ап. Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18). «Что это за фанатизм! Разве в людях нет ничего доброго?» — будет возмущаться не знающий христианских тонкостей человек, и напрасно. Речь не в том, что в человек нет доброго, а в том, что нет силы делать духовное. Человек без Бога не молится, как должно, не прощает врага, не понимает Библию, ничего не делает для Бога и так далее. В Иуду вошел дьявол, когда он потерял силу (Лук. 22.3); Соломон, потеряв страх Божий и силу Божью, завел себе гигантский гарем и его бесконечные жены увели его с Божьего пути: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу…» (3Цар.11:4).

3. Страх быть наказанным Богом. «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (Евр.12:25). Давид был наказан тем, что потерял ребенка. Да, что там один человек, целый народ мог быть наказанным от Бога. Господь объявил жителям Ниневии, что они будут наказаны. Еврейский народ был наказан тем, что вызвали ненависть окружающих народов, тем, что их отовсюду гнали, везде ненавидели и остались они без родины своей. А разве мы забыли о существовании ада о котором постоянно говорил Христос? «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28) Получается, что Бог может очень серьезно наказать, как на земле, так и в вечности огнем геенны. Есть способ избежать наказания, единственный, который указан в Библии: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31).

4. Страх быть оставленным Богом. Саул, первый царь Израиля, постоянно проявлял непослушание Богу. И однажды, когда ему сильно понадобился Бог, Саул обратился к Творцу, но: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1Цар.28:6). Саул, 1й царь Израиля, не справился с властью и богатством, которые он получил став руководителем своего народа. Увы, Саул потерял страх Божий. Иосиф, срочно вызванный из тюрьмы, истолковывает сон фараону и становится вторым человеком во всем Египте: «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Быт.41:38-40). Воистину в жизни Иосифа работал библейский принцип: «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Прит.19:23). Иосифа даже власть не смогла испортить, потому что он жил в страже Божьем. Кстати, а вы когда нибудь задумывались почему Бог открывал Иосифу сны? «Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им».(Псалом 24:12-14) Бог открывает тайны боящимся Его.

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА. КАК РАБОТАЕТ СТРАХ БОЖИЙ

Нужно помнить какие последствия приносит отсутствие страха Божьего. Возможно, это нам поможет глубже понять, почему так важен Страх Божий? Первый, кто потерял страх Божий, был дьявол. Вслед за дьяволом пошли бесы. Эти существа, которые были так близки к Богу, которые «купались» в лучах Божьего сияния и славы, потеряли самое ценное, что только может иметь живое существо – близость Бога, потому что потеряли страх Божий. Следующий пример, который дает нам Библия – фарисеи. Христос о них сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:44). Знаете в чем проблема фарисеев? Они потеряли страх Божий: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8). Можно смело сделать вывод, что страх Божий приближает сердце и душу к Богу, тогда, как отсутствие страха Божьего удаляет от Бога. Так и получаются фарисеи, люди, не имеющие страха перед Господом.

Только представьте жизнь на земле, если бы у людей был страх Божий? Преступности нет. Продажности судей нет. Все знают, что если уж и попал в суд, то приговор будет абсолютно справедлив. Врачи никогда не берут взятки, потому что на них страх Божий. Президент страны, премьер министр, парламент, все имеют страх Божий. Такая страна заняла бы первые места во всех мыслимых рейтингах, как лучшая.

Потрясающий успех Иосифа и страны, в которой он жил, еще раз доказывают справедливость этой мысли. Все рядом находящиеся страны терпели страшный голод, а Египет процветал, что заставило его братьев, которые думали, что Иосиф пропал или погиб, обратиться в Египет за хлебом. Тут то и происходит встреча братьев с Иосифом, который должен был накопить на них, за годы своего страдания, такую злобы и обиду, чтобы их просто убить. Однако Иосиф опять объясняет свою незлобливость так: «…я боюсь Бога» (Быт.42:18). «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50:19,20). Это ключевые мысли, которые объясняют весь секрет успешной жизни Иосифа на чужбине.

Приведем несколько практических примеров, как поступать по страху Божьему. Когда мне не хочется читать Библию, я сразу же вспоминаю, что будет, если я не почитают. Слабею в вере, а значит, откатываюсь назад, к погибели. Становлюсь злым и раздражительным. Мне предлагают родственники поехать отдохнуть в воскресный день на природу, а я боюсь Бога, я боюсь Его огорчить, Ему причинить боль, поэтому иду в воскресный день иду в церковь и помню, что Бог благословил 7й день и освятил.Со мной поступили несправедливо и хочется на это ответить резко, грубо, криком, но есть страх Божий, мысль, что ты грешишь, что ты угашаешь, оскорбляешь Духа Святого и можешь потерять спасение, отрезвляет и помогает не грешить. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7). Я часто думаю о секрете сильного роста церкви. Оказывается он связан со страхом Божьим. Посмотрим, как первая христианская церковь возрастала: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясьи ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались» (Деян. 9:31). Итак, подведём итоги. Страх Божий это не просто боязнь потерять Божью любовь, это еще страх наказания, страх потери веры, а значит и спасения. Это страх быть вычеркнутым из книги жизни. Мы не забудем, что Бог есть огонь поядающий. Один мудрый человек писал:

Если мы не знаем, что такое тьма, мы не оценим свет.
Если не знаем, что такое смерть, то не поймем, что такое жизнь.
Если не будем помнить, что нам грозило, то не будем ценить то, что получили.
Если не знаем закона, пренебрежем благодатью.
Не знаем страха — не будем знать и любви.

Почему мы пришли к Богу, зачем в церкви? Чтобы решить свои проблемы, найти вторую половину, поправить свое здоровье и не чувствовать себя одиноким? Нет, мы в церкви, чтобы жить по истине, чтобы предстать перед Богом, потому что мы поняли и уверовали, что Бог наш Творец, Отец и жить нужно в подчинении, в послушании Богу. Мы в церкви потому что мы пережили священный трепет перед Богом: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:1-5) А вот как переживал трепет, страх Божий, перед Христом Ап. Иоанн, написавший Апокалипсис: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний» (Откр.1:17). Будем же, в страхе Божьем, проживать каждый день и радоваться тому, что мы удостоены быть Божьими детьми и переживать такие близкие отношения с Богом, проводя каждый день на земле в страхе Божьем. ВОПРОСЫ: 1) Почему так важно иметь страх Божий? 2) Чего должен бояться христианин, когда переживает страх Божий (пожалуйста, конкретно по каждому пункту)? 3) Как в вашей жизни, страх Божий помогал не грешить? 4) Опишите практически, как должен работать страх Божий в различных ситуациях? 5) Что изменится в вашей жизни после размышления на эту тему?

Цель: Показать церкви, что наличие страха Божьего в каждом из нас – зависит в основном от нас самих.

Благословения через страх Господень

Прежде чем я назову вам то, о чём мы сегодня будем рассуждать, я хотел бы, чтобы вы, так же как и я оценили важность предмета сегодняшней проповеди.
Это – одно из качеств, которым должен обладать верующий в Бога человек. Тому, кто имеет это – обещано Господом такое, что стоит разобраться, – что же это такое, как это приобрести и как этим распорядиться. Но прежде… список обещаний. (показать таблицу №1):

Пожалуйста, не ищите сейчас места Писания, а просто послушайте и оцените грандиозность того, что здесь обещано имеющему это качество в себе: (перечислить по таблице).

А сейчас я назову то качество, о котором мы будем сегодня говорить: Это – страх Божий!

Как итог всего этого изобилия благословений – последние слова книги Екклисиаста:

13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; (Еккл.12:13)

И судя по списку, здесь действительно всё!

Но неужели в таком, казалось бы, не очень весёлом и хорошем чувстве, как страх, скрывается такая бездна достоинств? И что такое – страх Божий, и чем он отличается от обычного страха?

(Наш любимый словарь Владимира Ивановича Даля) «Страх это – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия!»

Греческий философ Зенон Элейский так определил страх: «Страх есть ожидание зла».

Очень весело! И совершенно не похоже, чтобы за таким чувством стояло хотя бы какое-то, пусть минимальное, добро! Правда, не всё так плохо у господина Даля . Читаем далее – «Страх Божий – благочестие, как боязнь греха.» Ага! Вот это уже получше!

Сравним с Писанием:

«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх.20:18-20)

Мне очень нравятся слова Аввы Евгария Понтийского (дьякона и проповедника Константинопольской церкви в 4-ом веке): «Страх Божий есть начало и корень благочестия; но это не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх, как опасение не оскорбить любвеобилие Бога нарушением Его заповедей».

На этом, предельно ёмком определении, можно было бы и закончить наше рассуждение о страхе Божьем, если бы не несколько вопросов, которые, естественно, возникают у дотошного верующего, к которым я и себя причисляю, и которых сейчас, я верю, немало передо мной: Какова всё-таки природа страха Божьего?

Это чувство?! Состояние души от испуга, как пишет Даль? Или что-то ещё?!

Откуда и как мы можем получить для себя этот, судя по всему, так необходимый каждому верующему, страх Божий?

А теперь поговорим об обыкновенном человеческом страхе, чтобы лучше понять страх Божий.

Боязнь, робость, испуг, страх – всё это одно чувство, чувство неприятное, но необходимое для сохранения человека в этом мире.

Вот я подхожу к краю крыши многоэтажного дома, и подойти слишком близко мне мешает инстинкт самосохранения, который, собственно, и производит в моём сердце чувство беспокойства, которое, как сигнал тревоги, напоминает мне: «Внимание! Опасность для жизни! Ни шагу вперёд!»

А если, допустим, я прохожу мимо сидящей на цепи злой собаки, то же чувство страха быстренько определит безопасное расстояние, на которое стоит к этой собаке подходить. Если же собака срывается с цепи, будьте покойны, чувство страха придаст мне необходимые направление и скорость, чтобы избегнуть её зубов.

Подведём итог: Чувство страха заставляет нас держаться подальше или убегать от предмета, который мы боимся.

Учёные утверждают, что чувство страха является одной из самых сильных эмоций человека, вызывающих такой выброс адреналина в кровь, который не даёт ни любовь, ни ненависть, ни доброта, ни радость, ни горе – с ним сравнима разве что предельно сильная физическая боль.
От страха седеют! От страха теряют сознание! От страха умирают!

Никаких специальных действий, чтобы приобрести человеческий страх предпринимать не надо, достаточно приблизится к источнику опасности.
Страху человеческому не учат, как не учат любому другому чувству – любви, ненависти, радости, печали… – они или есть или их нет!

Можно ли научиться чувству?

То есть можно научится внешнему выражению чувства, допустим, любви. Вздыхать, закатывать глаза, бросаться на колени… Но научиться самому чувству любви нельзя – оно или есть, или его нет.

Внешними проявлениями чувства можно на какое-то время обмануть других, но не себя самого.

Можно имитировать радость или горе, любовь или гнев, можно имитировать страх – но научиться самому чувству невозможно – оно рождается в душе и умирает в душе самостоятельно, не зависимо от воли владельца души.

Страх страху «разница»!

А теперь обратимся к страху Божьему. Что в нём общего с обыкновенным страхом? И вот после того, как мы зададим себе этот вопрос, начинаются удивительные вещи:

  • Оказывается, что между страхом человеческим и страхом Божьим практически нет ничего общего.
  • Мало того страх Божий по своим свойствам и месту обитания противоположен страху человеческому.
  • Общее у них только одно – страх Божий, также как страх человеческий предназначен для сохранения человеческой жизни .
  • Но,… это я забегаю немного вперёд!

    Итак, цель страха человеческого – увести человека от источника страха (от края крыши, от злой собаки и т.д.)

    Куда же ведёт человека страх Божий?

    Иеремия 32/40 «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня».

    Каково?! Боятся Бога, чтобы не отходить от Бога! Прямая противоположность страху человеческому.

    В связи с этим, мне пришло в голову сравнение с поведением человека в горах: если с горы сыплются камни, то самое безопасное – это максимально прижаться к скале – и тогда камнепад не принесёт тебе вреда.

    Охранная суть страха Божьего – максимально приблизься к Богу, и это защитит тебя!

    Ещё раз, для закрепления этого принципиального различия между страхом человеческим и Божьим.

    Страх человеческий заставляет убегать от источника страха, страх Божий – призывает бежать к источнику страха.

    И вот тут происходит удивительная метаморфоза! Всё сразу становиться на свои места! Смотрите! И в том и в другом случае мы бежим от зла!
    Страх человеческий заставляет убегать от зла – и мы убегаем от источника страха!
    Но при страхе Божьем мы тоже бежим от зла – но только к Богу как к защите от зла и как к источнику добра!

    А теперь нечто ещё более удивительное:

    Псалом 33/12 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас».
    Притчи 2/ 1-5 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».

    Вы помните – эмоциям научить нельзя, страху человеческому научить нельзя! А тут – «научу», «уразумеешь»!

    При помощи чего мы размышляем, куда попадают те знания, которым мы учимся? В разум! Значит, страх Божий обитает в разуме, и ему можно научиться?! В то время, как страху человеческому научиться нельзя.

    Но, может быть я ошибаюсь, может быть Бог может дать страх Свой, как дар Духа Святого или взрастить его в нашем сердце как плод духа.

    К Галатам 5/22 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

    Здесь нет места страху Божьему.

    А как быть с дарами Духа Святого?

    1-е Коринфянам 12/7-10 Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков».

    И среди даров отсутствует страх Божий!

    Сразу хочу отметить – слово мудрости, как дар духа – в этом сходятся абсолютное большинство богословов, — это разъяснение Богом человеку конкретной ситуации. Нет не одного места Писания говорящего, что через дар слова мудрости человек обрёл такое качество как страх Господень.

    Страх через разум

    Значит, всё-таки, через разум может получить человек страх Божий?! Давайте посмотрим на страх Божий с этой стороны:

    Знаменитое место Писания, вы, наверное, его давно ждёте?

    Псалтырь 110/10 «Начало мудрости — страх Господень…»

    Ну, это мы все знаем! Мы начинаем получать мудрость Божью через понимание страха Божьего. Что же это такое – страх Божий?! И этот стих всем известен.

    Притчи 8/13 «Страх Господень — ненавидеть зло…»

    Прекрасно! Конечно, это очень кратко, но зато совершенно понятно – начинай ненавидеть зло и это первый маленький шажок к мудрости и первый шаг к появлению в нашем разуме страха Божьего.

    А вот это место Писания упоминается не так уж часто:

    Притчи 15/33 «Страх Господень научает мудрости. »

    Значит не только начало мудрости в страхе Божьем, но и дальнейшее освоение мудрости тоже связано со страхом Божьим. Читаем:

    Притчи 2/1-11 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

    Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

    Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя… »

    Заметим параллель – охранной функции страха человеческого и страха Божьего.

    И наконец, ещё одно редкое цитируемое место Писания:

    Иов 28/12, 23, 27, 28 «Но где премудрость обретается? и где место разума? Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.

    Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум».

    Значение слов «истинная премудрость» попробуем для себя уяснить:

    Слово «премудрость» в Библии относится, как правило, исключительно к Богу. Соответственно, «истинная премудрость» – это предел мудрости, к которой может только стремиться человек – премудрости самого Бога.

    Итак! Страхом Божьим – начинается мудрость человека, увеличивается мудрость человека и, при помощи страха Божьего достигает своих вершин мудрость человека.

    Я не могу удержаться, чтобы не привести вот это место из книги Притч:

    Притчи 1/20-33 «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: `доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

    Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

    За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

    Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

    За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои;1 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

    Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла’.»
    В этом отрывке ставится совершенно определённый знак равенства между знаниями и страхом Божьим и между отсутствием страха Божьего и глупостью.

    Отсюда весьма неутешительный вывод для неверующих: Только дурак не боится Бога и не верит в Бога! Это не я сказал – так говорит Библия.

    Таким образом, познание Бога, изучение Писания и размышление над ним воспитывают в нашем разуме такой удивительный и необычный страх – страх Божий.

    Это не чувство, не эмоция – это свойство разума – бояться Бога!

    Как ещё приобрести страх Божий?

    Библия указывает на ещё несколько дополнительных путей приобретения страха Божьего. Но в конечном счёте, все они результат воспитания нашего разума при помощи Священного Писания:

    Второзаконие 6/1,2 «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои».
    Изучай и выполняй заповеди, чтобы иметь страх Божий.
    Второзаконие 14/22, 23 « Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа , Бога твоего, во все дни».

    Приноси десятины, как учит Писание, чтобы иметь страх Божий. Выполняй заповеди, чтобы научиться бояться Бога.

    Притчи 22/4 « За смирением следует страх Господен ь, богатство и слава и жизнь».

    Будь кротким и смиренным, как учит Писание, и будет в тебе страх Божий!

    На ком лежит ответственность в приобретении страха Божьего?

    Почему же такой важный предмет как страх Божий, Бог не дарит как спасение или духовные дары, не взращивает в нашем сердце как плод духа – как любовь, радость, мир… почему именно через разум?!

    Что нужно делать, чтобы разум познал знания и мудрость? Правильно! Учиться! Как назывались первые последователи Иисуса Христа?! Ученики!
    Что заповедал Иисус своим ученикам перед своим вознесением? «идите и научите все народы…»

    Каковы основные принципы ученичества? Теоретическая подготовка, а затем практическое применение!

    От Матфея 7/24 «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…»

    Что это как не ученичество?! Кто выполняет основную, совсем не простую и не лёгкую, работу при ученичестве? – Сам человек!

    Не в этом ли суть слов Иисуса Христа:

    От Матфея 11/12 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»…

    Мне могут возразить, ведь не все способны к ученичеству, есть люди, которые очень тяжело переносят учёбу. Да! Это так! Но ведь абсолютное большинство людей, и способные, и не способные к учёбе, понимают, что такое – добро, и что такое – зло?!

    Ещё раз обратимся к 33 псалму:

    Псалтырь 33/11-17 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

    Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

    Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

    Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них».

    Слова абсолютно понятные для любого человека! Это не мысли для докторов теологии!

    Отметим первые слова этого отрывка: «Придите, дети!» Не коллеги! Не уважаемые академики! Не господа аспиранты! Дети. Всё предельно упрощено Богом – для каждого человека: «Уклоняйся от зла и делай добро».

    Можно представить себе процесс приобретения страха Божьего как подъём по верёвочной лестнице: Ногами мы отталкиваемся от нижних ступенек (отталкиваемся от зла), а руками подтягиваемся к верхним ступенькам (подтягиваемся к добру)!
    И так – всё выше и выше, приближаясь к Богу! (Куда собственно и ведёт верующего страх Господень).

    Почему ещё, я думаю, страх Господень даётся нам через разум:

    Я могу сказать – вот! Бог не дал мне пока дара пророческого или дара чудотворения; и долготерпение и кротость пока ещё не вырастил в моём сердце Дух Святой; и даров служений – учительства, благотворительности или попечительства я не нахожу в себе – не дал Господь! Извините!

    Но ответственность за наличие у меня страха Божьего в разуме всецело на мне лично.

    • Это я – не люблю обращаться к премудрости!
    • Это я – пренебрегаю наставлениями и обличениями!
    • Это я – не склонен размышлять над словом Божьим!

    Значит, за отсутствие у меня страха Божьего ответственен только я сам.

    Притчи 2/1-5 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».

    В заключении я хочу обратиться к ещё одному месту Писания:

    1-е Иоанна 4/18, 19 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.

    Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».

    Несколько лет назад в одной из церквей я слышал такое вот учение:

    Не надо бояться Бога, надо любить Бога, потому что если ты боишься Бога, ты несовершенен в своей любви к Нему. Зачем нам мучиться, боясь Бога?
    А дальше из этого выводилась теория, построенная на принципах: «Бог человеку – друг, товарищ и брат! Аллилуйя!» Подойди! Похлопай Его по плечу! Иисус – дружок твой закадычный! Прости меня Господь!

    Возможно, это место Писания смущало и вас? Меня так смущало!
    Собственно говоря, – это классический пример вырывания стиха Писания из контекста. Сейчас мы прочитаем, что было до этого стиха и что после:

    1-е Иоанна 4/14-21 «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

    Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

    Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

    В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

    Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: `я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

    И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

    Как видим, речь идёт о том, что мы можем не боятся в день суда Божьего, а иметь дерзновение (то есть не страх, а смелость) потому, что Бог возлюбил нас.

    А о том страхе Божьем, что даёт мудрость, здесь нет ни слова!

    Напротив само Священное Писание ставит рядом страх Божий и любовь к Богу, как качества сосуществующие в единстве:

    Второзаконие 10/12, 13 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?

    Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо».

    Тема страха Господня – необъятна:

  • Можно говорить о страхе Господнем, в том числе и как о чувстве.
  • Можно говорить о присутствии страха Господня в служениях.
  • В прославлении и в поклонении.
  • Можно говорить о страхе Господнем, порождаемым Его гневом за грех.
  • Можно говорить о возрастании в страхе Господнем…
  • Можно говорить и чистоте страха Господнего…
  • И ещё множество сторон этого удивительного и необычного предмета, я верю, станет темой наших размышлений над Священным Писанием, что в свою очередь, я надеюсь, добавит каждому из нас в разум страх Божий.

    И как пожелание каждому из вас напоследок пусть прозвучат слова пророка Исайи:

    Исаия 33/6 «И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; и страх Господень будет сокровищем твоим. »

    Читайте так же:  Как научиться взломать контакт

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Обращение к посетителям