Как научиться выделять суффиксы в словах

Урок русского языка по теме «Суффикс как часть слова». 2-й класс

Класс: 2

Цель педагогической деятельности:

  • создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком. Формировать умение распознавать и выделять суффиксы в словах;
  • создать условия для формирования мобильности и самостоятельности учащихся, умения работать в парах, в группах, вести учебный диалог;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
  • Планируемые результаты:

    • Предметные:
      • научатся: выделять суффикс как часть слова, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь;
      • получат возможность научиться: образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов.
      • Метапредметные:
        • логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;
        • регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
        • познавательные: знают что такое суффикс, владеют последовательностью действий при обозначении суффикса;
        • коммуникативные :уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование вопросов.
        • Личностные: владеть приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
        • 1. Мотивация к учебной деятельности

          У. Приветствую вас на уроке русского языка. Чтобы все у нас сегодня получилось, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте удачи.
          – Какие условные обозначения вы видите на доске?
          – Что вы можете сказать о содержании нашего урока?
          Д. Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык, откроем «Тайну языка» (ключ)
          У. Посмотрите на экран. Что вы здесь видите?
          Д. Мы видим вопросы.
          У. А как вы догадались?
          Д. В конце предложений стоит вопросительный знак.

          2. Актуализация знаний

          У. Предлагаю вам поработать в парах и задать друг другу вопросы. Ребята 1 варианта задают первый вопрос второму варианту, начиная словами: «Как ты думаешь…?». Ребята 2 варианта отвечают, начиная словами «Я думаю…». На втором вопросе меняетесь ролями.
          – А как вы проверите, правильно ответил ваш сосед по парте или нет?

          Д. Прочитаем правило в учебнике.

          Вопросы на экране и у детей на партах.

          – Что такое корень?
          – Что такое окончание?
          – А теперь продолжите совместную работу и распределите данные на доске слова на 2 группы: однокоренные слова и формы одного слова.

          Вода, воды, водичка, водой, водный, водитель

          Пара, закончившая первой, показывает у доски, дети анализируют свои ответы.

          Д. Работают в паре. Распределяют слова в два столбика.

          Определяют лишнее слово. (Лишнее слово – «водитель», т.к. имеет другое значение.)

          – Проверьте в парах правильность выполнения задания.

          3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

          У. Итак, мы доказали, что слова «водичка» и «водный» – однокоренные. Выделили корень, показали окончание. А теперь попробуем определить, с помощью какой части образовались эти слова.
          – Вы можете сказать как называются эти части?
          – Откройте учебники прочитайте тему урока.
          – Какое слово в теме для вас непонятно?
          Д. (Выделяют слово) Слово «суффикс».
          У. Какую цель мы перед собой поставим?
          Д. Познакомиться с новой частью слова суффиксом, его ролью в слове и научиться находить суффикс в словах

          4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

          У. Посмотрите вновь на наши слова водный водичка . Можете ли вы уже что то сказать о суффиксе?
          Д. Найденные нами части ичк и н стоят после корня. Значит суффикс стоит после корня и с помощью него были образованы новые слова.
          У. Где мы можем проверить правильность наших мыслей.
          – Прочитайте правило в учебнике.
          – Есть ли в правиле еще что то, о чем мы не сказали?
          – Выделите суффиксы в наших словах.
          – Какой цели урока мы уже достигли?
          Д. Узнали что такое суффикс и какова его роль в слове.
          – А теперь поработаем а группах.
          – У каждой группы лежит карточка со словами. Как вы думаете что вам нужно будет сделать?
          Д. (Определяют задание.) Найти суффиксы в словах.
          У. А можно ли сразу найти суффикс в слове?
          Дети делают вывод:
          – Мы не можем сразу выделить суффикс.
          У. Разделитесь на группы (по 4 человека). С помощью данных слов определите порядок нахождения суффикса. На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.
          – Где мы можем проверить правильность составленного нами алгоритма?
          Д. Можем проверить по учебнику.
          Работают с правилом.

          5. Первичное осмысление и закрепление

          Самостоятельная работа (упр.2) с самопроверкой по эталону
          Самостоятельно работают в тетрадях.
          – Вставьте слова, выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом
          (Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу.)

          6. Итог урока

          – Какие были затруднения?
          – Какую цель мы ставили в начале урока?
          – Достигли ли мы этих целей?

          7. Рефлексия

          • Я узнал сегодня…
          • Я научился сегодня…
          • Мне было трудно…
          • Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

            Суффиксы. Начальная школа.

            Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

            Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

            друг, друж-ок, рам-оч-к(а).

            Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

            Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

          • суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть, нес-ти
          • суффикс-л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л, дума-л .
          • Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
            Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.

            Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:

            причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.

            Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания:

            закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

            Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

          • словоизменение — это образование формодного и того жеcлова.
          • словообразование — это образование новых слов.
          • С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
            Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-:

            лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.

            Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-:

            сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

            Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
            Например, суффикс -ник-, —от— . —ок— ( гриб-ник, крас-от(а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот-ск(ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва-,-ива— ( обдум-ыва-ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

            Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

          • от корня добр-: добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
          • от малин-: малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
          • от врем-: врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
          • Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки) дополняют это значение, уточняют его. Например:

          • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к(а) — доч-еньк(а), дом — дом-ик;
          • увеличительное значение: рука — руч-ищ(а) ;
          • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок ;
          • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;
          • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д
          • выражение отношения к лицу : хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй .
          • Суффиксы (и приставки) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель ),
            суффикс —от— — существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
            суффикс —ск— — прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

            Суффикс может быть не обозначен буквами.

            Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
            После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
            Например:

            врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр[/ацый’/а], двое — дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].

            Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:

            1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ? корень стар-, окончание -ый;
            2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн-. Находим слово стар-ин(а), в котором -ин— — суффикс, выделяем его: стар-ин-н(ый).
            3. Рассматриваем оставшееся -н-. Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса-н-
            4. Докажем правильность выбора морфемы -н-, подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н(ый) (от модный), осен-н(ий) (от осень). Это доказывает правильность выделения морфемы.
            5. Вывод: стар-ин-н(ый).
            6. Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

              Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

              Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

              Суффиксы Их работа
              Образуют существительные
              -к-
              -ик-
              -ек-
              -ок-
              -еньк-
              -оньк-
              -ечк-
              -очк-
              -ушк-
              -юшк-
              рыба — рыбка
              ключ — ключик
              замок — замочек
              друг — дружок
              рука- рученька
              лиса- лисонька
              Ваня – Ванечка
              игла – иголочка
              дед – дедушка
              поле — полюшко
              Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
              -ник-
              -чик-
              -щик-
              -тель-
              -ниц-
              -к-
              лес — лесник
              возить — возчик
              барабан — барабанщик
              учить — учитель
              учить — учительница
              радист — радистка
              Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
              Образуют прилагательные
              -ист-
              -ск-
              -ов-
              -ев-
              -н-
              скала — скалистый
              город — городской
              горох — гороховый
              шаль — шалевый
              лето — летний
              Образуют глаголы
              -а-
              -и-
              -е-
              -ова-(-ёва-)
              -ива-(-ыва-)
              звук – звучать
              рана –ранить
              белый – белеть
              зима – зимовать
              кольцо — кольцевать
              укачать — укачивать
              открыть -открывать
              -ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
              лечить — лечиться — лечусь
              Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
              Формообразующие суффиксы
              -ть-
              -ти-
              читать
              нести
              Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
              -л- читаю – читал ;
              говорю — говорил
              Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

              У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

              Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

              Общее понятие о суффиксе. 3-й класс

              Класс: 3

              Цели:

              • Формирование представления о суффиксе и ознакомление со словообразующей ролью суффикса в русском языке.
              • Формирование умений: образовывать группы однокоренных слов с данными суффиксами; разбирать слова по составу.
              • Развитие орфографической зоркости, совершенствование навыка письма ,воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.

              Оборудование: учебник, тетрадь, плакат (алгоритм разбора слова по составу), карточки с заданием, магнитная доска, магнитики, презентация урока, компьютер.

              Ход урока

              1. Организационный момент.

              Мы за парты тихо сели
              И на доску посмотрели.

              2. Проверка домашнего задания.

              — Вы выполняли домашнее задание упр.36 (стр.125-126). Проверьте, правильно ли вы выделили приставки в словах, сравнив с эталоном на доске: принёс, назвал, пошёл, осмотрел, прописал.

              — Вспомните, какую часть слова мы называем приставкой?

              ( Приставка — это часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем).

              3. Чистописание.

              — Пропишите слово лебедь.

              — Подберите к нему родственное слово.

              — Какими являются эти слова по отношению друг к другу?

              — Отделите основу, выделите корень.

              — Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали родственные слова?

              — Прочитаем об этой части слова на плакате.

              (Суффикс — это часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня)

              4. Сообщение темы и цели.

              — Сформулируйте тему нашего урока.

              (Суффикс — часть слова.)

              — Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

              (Узнать что такое суффикс, где стоит в слове, для чего служит в нашем языке? Будем учиться образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов).

              5. Работа над новым материалом.

              — Настало время познакомиться с новой морфемой, которая называется суффикс.

              Чтобы осень не промокла,
              Не раскисла от воды,
              Превратил он лужи в стёкла,
              Сделал снежными сады.
              (Мороз)

              — Подберите однокоренные слова к слову мороз.

              — Запишите на доске и в тетрадях однокоренные слова к слову мороз:

              — Выделите окончание в словах заморозки и морозец.

              — Отделите основу от окончания в этих словах.

              — Назовите те части, при помощи которых образованы эти слова от корня — мороз.

              — Сделайте вывод: какими способами можно образовать родственные слова?

              (Родственные слова можно образовать с помощью приставки и с помощью суффикса.)

              — Вспомните, что в стихах сказано о приставке? Для чего она служит?

              — Запишем соответственный отрывок из стихотворения в тетрадь.

              — Что сказано о суффиксе? Что общего между приставкой и суффиксом?

              — Запишите соответствующий отрывок из стихотворения.

              — Запомните, чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все его части.

              — Подумайте, с чего мы будем начинать разбор слова по составу? Составим план ( алгоритм) разбора слова по составу.

              (Выслушиваются предположения учащихся и их аргументы, после чего на доску вывешивается плакат с алгоритмом разбора слова по составу.)

              Разбор слова по составу

              1. Найти основу слова (для этого выделить окончание, изменив форму слова).

              2. Выделить корень (для этого подобрать однокоренные слова).

              3. Выделить приставку (она стоит перед корнем).

              4. Выделить суффикс (он стоит после корня).

              — Сравните наш алгоритм с эталоном, данным на плакате.

              6. Физминутка.

              На доске записаны слова:

              Гора-горка, лес-лесок, поле-полюшко, сом-сомик, внук- внучёк, город-городок, мяч-мячик, слово-словечко.

              При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс-поднимают руки вверх.

              — Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

              7. Продолжение работы по теме.

              1) Коллективная работа.

              Работа со словами по картинкам ( демонстрируется картинка на слайде презентации, а учащиеся образовывают однокоренные слова с помощью суффикса — ёнок).

              Слова разбираются по составу. Составляется схема к данным словам.

              Кот-котёнок , гусь-гусёнок, слон-слонёнок, олень-оленёнок, тигр-тигрёнок, лев-львенок.

              2) Самостоятельная работа по карточкам. Задания на карточках предлагаются разные по уровню сложности.

              Для слабо подготовленных детей.

              Для средне подготовленных детей.

              Для сильно подготовленных детей.

              — Самопроверку и самооценку работы по карточкам проведём по ключам, которые помещены в карманчике с обратной стороны карточек.

              — Чтение вывода по учебнику,тр.129.

              8. Словарная работа.

              — Сегодня вы узнаете новое словарное слово.

              — Прочитайте это слово — погода.

              — На какой слог падает ударение?

              — Какую безударную непроверяемую гласную надо запомнить?

              — Запишите это слово.

              — Образуйте однокоренные слова от слова погода при помощи суффиксов.

              (Погода, погодка, погодные (условия)).

              — Какие суффиксы вы использовали для образования этих слов?

              — Придумайте предложение со словом погода и запишите с комментированием.

              На улице стоит холодная пода.

              — Подчеркните главные члены предложения.

              9. Домашнее задание.

              — Упр.39 (стр.127). Выпишите из словаря 3 имени существительных, образуйте от них родственные слова с помощью суффиксов.

              10. Итог урока.

              — Из скольких частей может состоять основа слова?

              — Какая часть должна обязательно входить в основу слова?

              — При помощи каких частей можно образовывать родственные слова?

              — Что значит разобрать слово по составу? Как это делать?

              Как определить суффикс в слове

              Здравствуйте, эксперты!
              Давно интересуюсь литературой, но в последнее время возникли небольшие трудности с грамматикой русского языка. Обращаюсь к вашим экспертам с вопросом, как определить суффикс в слове?

              Добрый день, уважаемый посетитель нашего информационного сайта!
              Мы рады, что Вы обратились за помощью именно к нам. Наша команда постарается ответить на все интересующие Вас вопросы. Давайте приступим к разбору и выяснению.
              Вас волнует вопрос, смысл которого заключается в том, как определить в слове суффикс? Объясните свой выбор, а также приведите наглядные примеры. Вопрос довольно интересный. Давайте для начала вообще вспомним, что суффикс?
              Суффикс — морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов (старый — старость) или новых форм слова (плавать — плавал).
              Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Этот элемент может служить для образования новой части речи. Поэтому, зная суффиксы, можно заниматься преобразованием.
              1. Прежде чем переходить к определению непосредственно суффикса слова, следует понять, какой частью речи оно является.
              2. Определив речевую принадлежность, можно переходить к разбору составных частей то есть морфем.
              3. Для определения окончания нужно слово просклонять или проспрягать (изменить по лицам, числам, временам). Та часть, которая будет изменяться, будет окончанием. Графически оно обводится в квадрат.
              4. Чтобы определить корень слова, необходимо подобрать к нему однокоренные т.е. родственные слова.
              5. Та часть, которая осталась между корнем и окончанием, и будет суффиксом. На этом этапе необходимо свериться со словарем поскольку в слове может быть как несколько суффиксов, так и не быть вовсе.
              6. Завершив анализ, можно обозначить суффикс графически треугольником над ним. Причем, если в слове несколько суффиксов, то каждый обозначается отдельно.
              Полагаю, что Вы усвоили, как правильно нужно определять суффикс в слове. Но если же остались вопросы, задавайте, наша команда на все на них ответит.
              Желаем удачи и успехов в учебе и на работе!

              Что такое суффикс в русском языке?

              Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

              Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов.

              В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за кор­нем:

              Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

              Словообразовательные суффиксы

              В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов:

            7. дом > дом ик ;
            8. тра­ва > трав ян ой;
            9. соло­вей > соловь ин ый;
            10. груст­ный > грустн о .
            11. Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

              Значения суффиксов

              Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

            12. мысль > мысл ишк а;
            13. снег > снеж ок ;
            14. рыба > рыб ешк а;
            15. чело­век > чело­веч ищ е.
            16. Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

              Суффиксы Их зна­че­ние Примеры
              -к- Придают сло­вам умень­ши­тель­ное
              или лас­ка­тель­ное зна­че­ние
              туча — туч­ка
              -ик- дождь — дож­дик
              -ок- ветер — вете­рок
              -ичк- вода — водич­ка
              -ник- Указывает на про­фес­сию
              или зани­ма­е­мую долж­ность
              печь — печ­ник
              -щик- бетон — бетон­щик
              -тель- учить — учи­тель
              -ист- связь — свя­зист
              -арь- воро­та — вра­тарь
              -есть- Обозначает свой­ство
              или каче­ство
              све­жий — све­жесть
              -от- пря­мой — пря­мо­та
              -изн- белый — белиз­на
              -ищ- Называет место пожар — пожа­ри­ще

              Один или два суффикса?

              В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суф­фик­сом:

            17. уч ить > уч еб а > учеб­ник; уч еб ник ;
            18. цвет > цвет ист ый > цве­тист ость ; цвет ист ость .
            19. Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

              Понаблюдаем:

            20. шапк а > шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
            21. весть > вест очк а;
            22. вар ить > за вар ить > завар к а > завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).
            23. Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

              Суффиксы частей речи

              В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суф­фик­сы.

              Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду заня­тий:

            24. лёт чик
            25. водо­про­вод чик
            26. фонар щик
            27. бетон щик
            28. ака­дем ик
            29. траг ик
            30. машин ист
            31. лингв ист
            32. писа тель
            33. чита тель .
            34. У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суф­фик­сов:

            35. -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
            36. -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
            37. -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
            38. -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
            39. -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
            40. -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.
            41. Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

            42. смотр е ть
            43. пил и ть
            44. мур­лык а ть
            45. пол о ть
            46. раз­вед ыва ть
            47. рас­краш ива ть
            48. бесед ова ть
            49. танц ева ть
            50. стук ну ть.
            51. Формообразующие суффиксы

              Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

              Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфи­ни­ти­ва:

            52. мур­лы­ка ть мур­лы­ка л ;
            53. отво­зи ть — отво­зи л ;
            54. засея ть — засея л ;
            55. воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .
            56. Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

            57. -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
            58. -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
            59. -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
            60. -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).
            61. У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

              • -а/-я (бега я , слыш а );
              • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).
              • Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суф­фик­сов:

                • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
                • весе­ло — весел ее ;
                • чисто — чищ е .
                • Как найти суффикс в слове?

                  Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

                  Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суф­фик­сом.

                  1. котёнк а , котёнк у

                  В сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

                  2. кот , кот ик, кот ище

                  В сло­ве «котё­нок» корень — кот —

                  Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окон­ча­ни­ем).

                  Видеоурок

                  Основа слова и окончание

                  В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния.

                  Состав слова

                  В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — мор­фе­мы:

                  Морфема — это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма».

                  Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие мор­фе­мы:

                  сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание.

                  Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

                  Корень слова

                  Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

                  От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, напри­мер:

                  суще­ству­ет пред­мет «тра­ва», и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

                  В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные сло­ва:

                  дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.

                  Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом — «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья».

                  Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

                  Приставка

                  Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые сло­ва:

                • заго­ло­вок — под заго­ло­вок (допол­ни­тель­ный заго­ло­вок);
                • мод­ный — уль­т­ра мод­ный (очень мод­ный);
                • плыть — пере плыть (пре­одо­леть реку, ока­зать­ся на дру­гом бере­гу).

                Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское зна­че­ние.

                Суффикс

                Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые сло­ва:

              • золо­той — золот ист ый (слег­ка золо­той цвет);
              • гора — гор к а (малень­кая гора);
              • бабуш­ка — бабушк ин (при­над­ле­жа­щий бабуш­ке).
              • Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

                Окончание

                В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

                Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, напри­мер:

              • что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
              • обо­чи­на чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
              • иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
              • думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.
              • Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся преж­ним.

                С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — пред­ло­же­ние.

                Сравним:

                облак о , сер ый , выгля­ну ть , ярк ий , солнц е

                Из-за сер ых облак ов выгля­нул о ярк ое солнц е .

                Что такое основа слова

                Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние, напри­мер:

              • сол ён ый
              • крас от а
              • за брос и ть
              • В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го сло­ва:

                красн ый, крас­нот а, красне ть, покрасне ть, докрас­на .

                Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

                Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

              • под­бро­си л а мяч;
              • осве­ти л о вер­хуш­ки дере­вьев;
              • заиг­ра л и на гита­ре.
              • Суффикс

                Нужно различать словообразовательный суффикс и формообразующий суффикс.

                Словообразовательный суффикс

                Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.

                В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (от лат post — после, fixus — прикрепленный):

                Для образования слов используются возвратный глагольный постфикс -ся (сь), постфиксы -то, -либо, -нибудь неопределенных местоимений.

                Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов и, как правило, определяют принадлежность производного слова к той или иной части речи:

                Различие между частями речи создается и с помощью суффиксов. Так, для каждой части речи характерен свой набор специфических суффиксов:

                суффиксы существительных

                суффиксы прилагательных

                суффиксы глаголов

                суффиксы наречий

                Как найти в слове суффикс

                Чтобы найти в слове суффикс, нужно:

                Если в слове присутствует один суффикс:

              • Сопоставить данное слово с таким однокоренным словом, в котором этот суффикс отсутствует либо на его месте находится другой суффикс. Например:
              • Подобрать ряд слов с таким же по значению и форме суффиксом. Например:
              • Но самым надежным критерием выделения суффиксальной морфемы является проведение словообразовательного анализа, т. е. нахождение такого слова, от которого образовано анализируемое.

                Если в слове присутствует несколько суффиксов:

                1. Сопоставить данное слово с группой родственных слов, каждое из которых является более простым по форме и значению, чем анализируемое. Например:
                2. Расположить данные родственные слова по степени убывающей сложности по отношению к анализируемому слову:
                3. Последовательно сопоставляя основы каждой пары слов, установить, с помощью какого суффикса в каждом конкретном случае была образована более сложная единица. Например:
                4. Обобщить полученные данные и выделить суффиксы в анализируемом слове:

                Сравнение приставки и суффикса

                Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

                Читайте так же:  Как научиться использовать аксессуары