Ладанка порча

Церковная ладанка – как правильно носить

Ладанка может представлять собой небольшую шкатулку, компактную сумочку, полотняный или кожаный мешочек. Внутрь этого аксессуара помещается церковный ладан, земля со святых мест или иной предмет, способный защитить своего обладателя.

Ладанка на шею оберегает не только от физической, но и от духовной угрозы. Если в ней содержатся святые реликвии, то бесы и дурные люди будут держаться на почтительном расстоянии от обладателя оберега. Из этой статьи вы узнаете, как правильно носить ладанку и можно ли комбинировать ее с нательным крестиком.

Как носить – на шнурке или на булавке?

Что же такое ладанка, и как правильно носить сей предмет? Этот вопрос встает перед каждым, кому подарили этот оберег или кто приобрел его себе в личное пользование. Наиболее часто шкатулочку или мешочек вешают на шнурке на шею. Однако аксессуар можно прикрепить к одежде с помощью булавки. В последнем случае нужно придерживаться некоторых правил:

  • Амулет закрепляют так, чтобы он не испачкался
  • Оберег-ладанку не носят ниже уровня пояса
  • Следите за безопасностью – булавка может расстегнуться
  • Отдельного внимания заслуживают обереги с изображениями святых. Допустим, у вас есть ладанка Матроны Московской – как носить ее правильно: под одеждой или у всех на виду? Такие предметы разрешается закреплять на одной цепочке с нательным крестиком. Соответственно, ладанку лучше скрыть от посторонних глаз, поскольку она является вашим персональным амулетом, а не украшением.

    Зачем нужна ладанка

    Первоначально этот предмет выполнял защитную функцию. На Руси практически каждый ратник знал, как правильно носить ладанку. Отправляясь в военный поход, ратные люди нередко прихватывали с собой частицу родной земли. Считалось, что это может уберечь от вражеской пули и от прочих опасностей, подстерегающих в пути.

    Ладанки широко использовались купцами. Торговое ремесло всегда было сопряжено с многочисленными опасностями. Практически все крупные караванные пути были известны разбойникам, поэтому нападения на купцов не были редкостью. К тому же зачастую собственная охрана могла быть заодно с бандитами с большой дороги. В такой ситуации наверняка захочется иметь надежный охранный амулет!

    Именная ладанка с изображением святого-покровителя может встретиться и у моряка. Путешествие «по большой воде» даже сегодня имеет определенные риски, а в эпоху парусных судов это было смертельно опасное занятие! Моряка подстерегали штормы, коварные рифы, острова с зыбучими песками, встречи с загадочными глубоководными монстрами.

    Что положить внутрь

    Начать нужно с того, что все ладанки условно можно поделить на «церковные» и «языческие». Если речь идет о «церковном» обереге, то внутрь его можно класть только вещи, имеющие то или иное отношение к религии. Это может быть миниатюрная иконка с изображением святого покровителя, частица мощей или святой земли, ладан, текст молитвы.

    Ладан представляет собой ароматическую древесную смолу, используемую в ритуальных целях. Этим веществом окуривают помещение. Считается, что ладан прогоняет бесов.

    Мощи – это останки канонизированных христианских святых. Догмат почитания святых мощей был закреплен на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

    Молитвой называют обращение к Богу, к ангелам или к святым. Это важная часть духовной жизни верующего человека.

    «Языческие» ладанки не имеют отношения к христианской религии. Их используют в качестве талисманов от опасности и на удачу. Внутрь такого оберега можно положить:

  • Кусочки осины и крушины – от ведьм и колдунов
  • Частицу родной земли – чтобы путешествие прошло безопасно
  • Веточку омелы для удачи в любовных делах
  • Драгоценный или полудрагоценный камень, подходящий по знаку Зодиака
  • Фотографию любимого человека
  • «Счастливый» рубль – на привлечение богатства
  • Различные заговоренные предметы
  • Очень часто внутрь оберега помещают засушенные листья и ветви растений. К примеру, ясень считается символом знаний и мудрости. Береза воплощает в себе чистоту и женственность, ее веточка защитит от сглаза и от нечистой силы. Если нужно привлечь удачу, то будет правильно выбрать в качестве наполнителя клевер или чернобыльник.

    На Руси ладанки использовали ратные люди, которым предстояло отправиться в военный поход. Воины клали внутрь защитного предмета частичку родной земли. Считалось, что такая нехитрая мера убережет от вражеской стрелы и поможет вернуться домой невредимым.

    Можно ли передавать оберег

    Передавать ладанку можно только в том случае, если вы приобрели ее специально для человека, которому собираетесь подарить этот талисман. Самым сильным считается амулет, врученный кровным родственником. Свою собственную ладанку передавать в чужие руки крайне нежелательно. Это сугубо индивидуальный предмет, до которого должен дотрагиваться только его владелец.

    Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

    Для чего нужна ладанка

    Ладанка — это мешочек или особый маленький ковчежец, в который полагают ладан и привязывают к нему веревочку и носят на шее.

    С пришествием христианства на Русь языческие традиции, которые бытовали среди славянского народа, не могли утихнуть сразу. Если на смену какой-то уже устоявшейся, укоренившейся традиции приходит новое, то остатки будут бытовать еще долгое время. И, к сожалению, многие такие остатки, многие элементы языческого культа перешли из прошлого в современную реальность.

    Что мы имеем сейчас? Человек приходит в приходскую лавку, покупает там ладанку, носит ее и думает, что тем самым он избавлен от злых духов, что предмет, который он носит на шее, спасет его от каких-то проблем. К сожалению, это не так. Мы должны знать, как правильно применяется ладан.

    Ладан — это, прежде всего, символ молитвы. Тот дым, который воскуряется от кадила во время богослужения, это не просто благовоние, которое распространяется на весь храм для того, чтобы нам было приятно дышать. Дым — символ молитвы. В Ветхом Завете был специальный кадильный жертвенник, к которому был поставлен человек, воскуряющий в определенное время ладан Богу, чтобы как дым, поднимавшийся с жертвенника, так и молитва людей достигала Господа.

    Важно: не относитесь к православной вере как к магическому действию. Ладан имеет своё применение, как иконы. Ладан воскуряется Богу, а не носится на шее. Человеческое сознание должно истинно понимать значение церковных вещей.

    Как носить ладанку

    О христианских добородетелях:

    Но на ладанках изображают лики святых, кладут частицы мощей, Святой земли, освящают их в храме, поэтому нужно с духовным трепетом и бережностью относится к этой стороне ношения ладанки. А не беречь ее потому, что она сделана из драгоценного металла — это будет суетная вера, которая никакого отношения к Православию не имеет.

    Ладанки для мужчин

    Ладанки для мужской половины человечества, в первую очередь, изготовливаются с изображением Христа Спасителя. Мужчина может носить ладанку с изображением святого, который является покровителем его вида деятельности или молитвенником перед Богом в болезнях, бедах, неразрешимых проблемах.

    Тем, кто болен и тем, кто служит для исцеления человека, а именно врачам, всегда по вере и по молитвам поможет Пантелеймон Целитель.

    Находясь в определенной религиозной конфессии, мы всё-таки живем в среде язычества. Каждый раз, обращаясь к тем или иным религиозным, богослужебным традициям, мы сталкиваемся и с языческими. В частности, такой распространенной традицией в настоящее время является церковная ладанка или, как ее в простонародье называли, амулет, оберег, защита от порчи.

    Но в настоящее время ладан стал некоей святыней, которой поклоняются как иконам, как Кресту Животворящему. Из-за непонимания, незнания того, для чего нам церковью предлагаются те или иные вещи, возникают суеверия, которые дополняются языческими культами и суевериями, перекочевавшими из прошлого. Поэтому в магазине церковном и даже не церковном встречаем ладанки, которые продаются не потому, что человек предает этому какое-то особое значение. Зачастую так не бывает. Просто человек не знает сути, истории значения предмета. Люди превратили веру в магию, что является печальной действительностью.

    Сейчас под ладанкой подразумевают кулоны с изображением Иисуса Христа, Богородицы, святых, Ангела-хранителя. Могут быть из двух половинок, куда можно вложить частицу мощей святых, частицу Святой Земли, текст молитвы. Их изготовляют из дерева, кожи, глины, серебра, золота. Носятся на шее или крепятся к одежде с помощью булавочки. Ношение ладанки на цепочке или веревочке надежнее, а вот булавка может расстегнуться и поранить человека, или же есть вероятность потерять саму ладанку.

    Важно: ладанка не заменяет нательный крестик! Её можно носить вместе с ним, но не вместо крестика. Их можно надеть на одну цепочку или нить.

    По изображению святых на ладанках их можно разделить на женские и мужские.

    Одним из самых почитаемых и любимых святых остаётся Николай Чудотворец. Он помогает всем к нему обратившимся. Принято считать Николая Угодника покровителем путешествующих, моряков, узников и заключенных и тех, кто терпит материальное бедствие.

    Георгий Победоносец — великомученик, поступивший на военную службу, выделялся среди прочих воинов физической силой, умом, храбростью, воинской осанкой и красотой. Поэтому военные, пожарные, полицейские, спасатели и все те, чья работа связана с риском, считают Георгия Победоносца своим покровителем. Люди, начинающие новое дело и те, кто связан со спортом, обращаются к Святому Георгию и обязательно получают помощь и защиту.

    Читайте так же:  Заговор снимающий сглаз

    Покровителем торговли, коммерческих менеджеров, менеджеров по продажам почитается мученик Иоанн Новый Сочавский.

    В настоящее время самой почитаемой и среди мужчин, и среди женщин стала Матрона Московская. Совершаемые нею чудеса невероятны и многочисленны. За помощью к Матронушке обращаются миллионы людей. Она одна из великих молитвенников за нас перед Господом.

    Православный интернет-магазин Святцы — ладанки.

    Многие ладанки содержат в себе текст молитв, псалмов. Чаще всего это «Отче Наш», 90-й псалом, Иисусова молитва.

    Что такое ладанка и как ее правильно носить

    Умеренность и благоговение являются основными факторами по отношению к таким церковным символам как нательный крестик, иконки и ладанки. Если нательный крест надевают человеку при крещении, тогда как быть с ладанками? Что такое ладанка церковная и как правильно ее носить? Почему такой оберег считается суеверием, остатком языческого культа? Об этом далее.

    Со временем слово «ладанка» и само её содержание видоизменилось. Церковь пошла на уступки человеческой немощи, которая хочет, помимо креста, иметь ещё какую-то защиту от злых духов.

    Мнение священников по поводу ладанки — единое. Прежде всего — это вещь, а вещь сама по себе не может быть защитой от злых духов и помощницей в общении с Богом. Не стоит придавать ей особого значения и приписывать чудодейственные свойства.

    Наша защита от плохого — непрестанная молитва, исповедь и причастие, участие в богослужениях, покаяние, милосердие. Наша праведная, по возможности, жизнь, желание уйти от греха и больше его не совершать.

    Для достатка и благополучия в доме, о здравии и исцелении, в пути, при притеснении недругами и за веру, для успешного поиска работы, для удачной торговли, за детей, при голоде, духовных немощах и бытовых нуждах молятся Спиридону Тримифунтскому и носят ладанку с его изображением.

    Ладанки для женщин

    Женщины чаще всего выбирают ладанки с изображением Пресвятой Богородицы и Её икон: Владимирской, Почаевской, Казанской, Семистрельной, «Знамение», «Всецарица», «Всех скорбящих Радость». Богородица — первая молитвенница за людей перед Богом. Она оберегает женщин, дарит им здоровье и покой в доме, помогает осуществить самое главное желание женщины — стать матерью. Образ Пресвятой Богородицы могут носить все: мужчины, женщины, дети.

    Ладанки с текстом

    Важно: ношение ладанки с текстом не будет иметь смысла без знания молитвы человеком, без ежедневного обращения к Богу через молитву.

    Ладанки — оберег для успокоения, что святой всегда с тобой. Но вместе с этим не стоит забывать постоянно обращаться к нему за помощью или благодарить за подаренный Господом ещё один земной день.

    Ладанка церковная, как оберег от всяких бед

    С самых древних времен, еще до появления христианства, люди старались защитить себя и своих близких с помощью разнообразных талисманов и оберегов. Первоначально их носили в кожаных или тканевых мешочках, для нательного хранения они не предназначались. С возникновением христианства, славяне стали закреплять талисманы на теле. Одним из них является ладанка церковная.

    Что такое ладанка церковная и для чего ее носят?

    Такой амулет как ладанка можно всегда носить с собой, повесив на шею. Человеческое настроение и состояние находит отражение в обереге, предохраняющем от неудач или, наоборот, притягивающем удачу. Преимуществом амулета является возможность самостоятельного изготовления, даже людьми, не владеющими тайнами магии. Главная сила оберега – вера в него. Ладанки выполняют функцию резонатора, тонко считывают мысли, помогают достичь желаемого результата. У подобного амулета есть своя особенность – талисман, находящийся внутри. Все мысли стекаются туда для концентрации и направления в необходимую сторону.

    Что же все-таки помещают внутрь? Какие тайны скрываются там? Для церковного оберега характерно помещать в середину образы святых покровителей, иногда даже частицу святых мощей. Часто кладут внутрь молитвенные тексты или церковный ладан, дымом которого освящают жилые комнаты и изгоняют нечистую силу. Нередко ладанки бывают именными, их освящают.

    Предназначение и виды церковных ладанок

    В зависимости от функционального назначения амулеты подразделяются на мужские и женские виды. Мужчинам обереги помогают сохранить любовную страсть и репродуктивную деятельность. Исходя из рода своих занятий, сильная половина человечества использует талисманы с изображениями святых, покровительствующих профессии. Например, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Святитель Спиридон, Целитель Пантейлемон.

    Женщины во все времена мечтают быть всегда привлекательными для мужа и создать полноценную семью, поэтому носят обереги, оказывающие содействие в зачатии, вынашивании и рождении ребенка. Например, замуж выйти помогает Богоматерь Казанская, от глаза и порчи защищает Семистрельная Божья Матерь. Можно смастерить или приобрести ладанку для конкретной ситуации. Такие обереги выручают в трудных жизненных обстоятельствах, внутри них тексты с молитвами. Например, некоторые матери, провожая сына в армию, вешают ему на шею амулет с молитвой, оберегающей его.

    Существуют ладанки, помогающие как мужчинам, так и женщинам. Они защищают от физической и духовной опасности. Например, от бесов. Не зря же в народе говорят: «Черт ладана боится». К таким оберегам относится лик Святой Варвары. Она считается целительницей кори и оспы, покровительствует беременным женщинам. Обычно подобные ладанки освещены на мощах, наполнителем в них служат масла.

    Всем, кто любит путешествовать, можно приобрести талисман с изображением Богородицы Одигитрии. Она защитит от невзгод и преград во время путешествия, Божья Матерь всегда заступится перед своим сыном Господом Иисусом Христом за всех верующих людей. Универсальные ладанки почти всегда освящены на святых мощах. Например, ново почаевские мощи, хранящиеся в Свято-Успенской Почаевской Лавре, и принадлежащие преподобному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому.

    Для чего нужна ладанка церковная?

    Люди приходят в церковную лавку, покупают там ладанку, носят ее и думают, что тем самым оградили себя от злых духов, что амулет, висящий на шее, защитит и спасет проблем. Но это заблуждение. Прежде всего, необходимо знать, как правильно применяется ладан, так как он является символом молитвы. Наполнитель, находящийся внутри талисмана, символизирует веру в задуманное, помогает в достижении желаемого результата. Символом молитвы и веры выступает и дым, исходящий от кадила во время церковной службы. Некоторые считают, что такой дым это благовоние, чтобы в храме было приятно дышать, но это не так. В Ветхом Завете описывается человек, приставленный к кадильному жертвеннику. В нужное время он воскуряет ладан Богу, чтобы как дым, поднимавшийся с жертвенника, так и молитва людей достигала Господа.

    Реалии нашей современной жизни таковы, что ладан принимают за святыню и поклоняются ему как животворящим иконам. Люди не понимают всей сути предназначения талисманов и оберегов, как следствие, возникают суеверия. Покупая ладанку, как в церкви, так и вне ее стен, человек должен четко понимать ее назначение и обладать истинной верой. Наша же действительность такова, что вера превращается в магическую сущность.

    Ориентировочная стоимость ладанки в церковной лавке

    Цена на ладанки варьируется в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Самая дешевая церковная утварь – мешочки из искусственной кожи или ткани с наполнителем внутри в виде масел. Их стоимость колеблется от 20 до 30 рублей за штуку.

    Немного дороже продаются талисманы из натуральной кожи и серебра. Кожаные обереги обычно выбирают творческие натуры, которым нравятся авторские работы. Диапазон цен составляет от 500 до 3000 рублей. Церковные изделия из серебра больше всего предпочитают мужчины. Амулеты притягивают их металлическим блеском. Кроме того, серебряные обереги гипоаллергенны, что является немаловажным фактором при выборе ладанки. Их стоимость примерно такая же, как и у кожаных талисманов.

    Люди, располагающие большим бюджетом, как правило, выбирают ладанки из золота. Но удовлетворение они приносят не всегда, так как считается, что золотые обереги сами находят своего хозяина. Если взяв в руки золотой амулет, приходит чувство спокойствия и умиротворения, то его необходимо купить, он принесет удачу. Минимальная цена подобного оберега варьируется от 1500 до 3000 рублей, а максимальная составляет около 50 тыс. рублей.

    Продукция Свято-Елизаветинского монастыря

    Свято-Елизаветинский монастырь основан сравнительно недавно, в конце XX столетия, но раньше на его месте было несколько христианских святынь. Находится он в Белоруссии, сюда съезжаются паломники со всех сторон света. Здесь человек находит покой и умиротворение, обращается за помощью к Господу и получает ее. Женский монастырь занимается благотворительностью, оказывает помощь больным людям, как взрослым, так и детям.

    Это не единственное направление монастырской деятельности, осуществляется еще торговля сувенирами, в числе которых предлагаются и церковные ладанки. Обереги, изготовленные в Свято-Елизаветинской обители, отличаются своей красотой и изящностью исполнения. Все они сделаны на территории святого места. Здесь функционирует около тридцати мастерских, среди которых наиболее известны столярная, слесарная механическая и иконописная, ими создаются просто шедевры.

    Читайте так же:  Как сделать приворот на вещь

    Самостоятельное изготовление оберега

    Чтобы смастерить талисман своими руками потребуются определенные инструменты и материалы. Например:

    • тканевый лоскуток, длиной 12 см, а шириной в два раза меньше, 6 см;
    • маленькие кусочки ладана;
    • шнурок, достигающий в длину примерно 50 сантиметров;
    • нитки мулине красного оттенка;
    • карандаш, с его помощью осуществляется нанесение узора.
    • Непосредственно процесс изготовления ладанки проходит в несколько этапов.

      1. Во-первых, изначально надо на кусочке ткани вышить узор, только затем можно его сшивать. На уже готовом мешочке красивый узор не вышить.
      2. Во-вторых, узор обязательно должен быть символом веры. Практически всегда это крест.
      3. В-третьих, во время процедуры вышивки все негативные эмоции должны быть исключены, только приятные мысли.
      4. В-четвертых, если оберег делается в подарок другому человеку, то надо думать о нем, желать ему здоровья, удачи и всех благ. Если он болеет, то думайте о его выздоровлении. В случае, если обладатель амулета собирается в путешествие, желайте ему легкой дороги.
      5. В-пятых, после завершения узора, мешочек сшивается, а дополнительные карандашные линии убираются.
      6. В-шестых, из красных ниток делаем завязку и пришиваем к верхнему краю.
      7. В-седьмых, в заключение произносится и кладется в мешочек заговор-молитва.

      Ладанки можно как приобрести, так и изготовить самостоятельно. Не имеет значения, как именно вы получите свой оберег, главное, вера в то, что все действительно получится. Вера – единственное, что может спасти человека от болезней, бед и невзгод.

      Ладанки

      В старину ладанки делали из материи в виде маленького мешочка. В него клали кусочек ладана, освященного на мощах святого. Ладанки считались своеобразными оберегами, так как, кроме ладана, в них нередко насыпали средства от паразитов, поэтому их носили на шее, не снимая. В наши дни ладанки представляют собой миниатюрные сосуды для ароматических веществ, поэтому их нередко называют ароматницами.

      В последние годы русские люди стали чаще обращаться к древним христианским традициям. К примеру, многие стали носить ладанки с изображением икон Божией Матери и святых. Такие ладанки часто заказывают к именинам, крестинам, венчанию и другим памятным датам. Особое направление представляют ювелирные ладанки с изображением ликов святых.

      Подобные украшения являются только данью традиции, и по большому счету их нельзя называть святынями. Богато украшенные ладанки нередко надевают поверх одежды. Но ведь предметы с христианской символикой, если их считать не святынями, а оберегами, не принесут нашей душе никакой пользы.

      Вообще, предметы, освященные в церкви, нужно использовать разумно. Их следует почитать святынями, которые помогают душе сохранять чистоту. И вовсе не важно, что это будет за предмет: крестик с частицей мощей, ладанка с песочком из святых мест или пояс с Голгофскими цветами. Кроме того, носить святыни нужно не из суеверного страха, а потому, что каждый христианин просто обязан заботиться о чистоте не только тела, но и души.

      Похожие главы из других книг

      Иконы и ладанки

      Иконы и ладанки Пожалуй, самыми популярными оберегами считаются иконки и ладанки за их божественную силу. Икона обязательно должна быть приобретена в церкви, если вы ставите перед ними именно такую цель — защищать вас и ваше жилище от возможных бед и напастей. Не стоит

      Ладанки

      Ладанки В этой теме мы немного поговорим о ладанках. Ладанка — это маленький мешочек, в который кладут ладан. Часто, ладанки носят на шее.Для изготовления ладанки есть несколько способов. Для первого способа возьмите квадратный лоскуток ткани, причём лучше не

      Ладанка

      В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки… Ношение… ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней» [1] . Ладанки носили, как правило, на шейном гайтане, рядом с нательным крестом [2] .

      Ладанка и ладан

      Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек. В него во многих случаях действительно зашивали кусочек ладана, взятый, например, от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы. Очень часто ладанка содержала не только ладан. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана [3] .

      Такое использование ладана основывалось на повсеместно распространенном в народе убеждении, что ладан наводит панический страх на нечистую силу и колдунов (ср. «боится, как черт ладана», «ладан — на чертей, тюрьма — на воров» и т. д.). Способностью отпугивать бесов в народных верованиях наделялись также обладающие сильным запахом растения, например, чеснок [4] .

      Ладан применялся во многих народных ритуалах. Согласно наблюдениям корреспондентов Тенишевского бюро, кадильница была в XIX в. почти в каждой крестьянской избе [5] . Ладаном не только окуривали дом и скот в целях изгнания либо предотвращения болезней. В Архангельской губернии больного поили водой, в которую клали ладан [6] . Была распространена вера в целительную силу «херувимского» ладана (недогоревшего при каждении во время Херувимской песни). В 1877 г. журнал «Руководство для сельских пастырей» должен был специально отметить, что священнику не следует давать «херувимский ладон» прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений [7] . Убеждение в особых свойствах, якобы присущих «херувимскому» ладану, бытует, однако, и в наши дни [8] .

      Возвращаясь к ладанкам, отметим, что они, впрочем, могли вообще не содержать ладана. В ладанку нередко зашивали другие предметы (кору почитавшихся священными деревьев, сброшенную кожу змеи и т. д.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление [9] . Использовались ладанки и в любовной магии: «Парни ст. Слепцовской (Терской обл.), чтобы приворожить любимую девушку, носят высушенные части лягушек, змей и других животных. Иногда в ладанки зашивают кусочки “змеиного корня”. Простолюдины верят, что такие амулеты помогают от чар и болезней, стяжают носителю их любовь» [10] . Те же охранительные функции, что и ладанка, мог выполнять мешочек с трехгодичным маком, прикалываемый к нижней рубахе [11] .

      Тексты-обереги

      Часто в ладанку просто зашивалась бумажка с текстом какого-либо заговора (например, от лихорадки) или молитвы, канонической либо неканонической. «Воскресная молитва» (то есть «Да воскреснет Бог…») считалась надежно защищающей от «порчи». Как могущественный оберег, избавляющий «ото всех бед — от огня неугасимого, от суда несудящего, от моря неутопаемого» [12] , воспринимался апокрифический «Сон Богородицы»; его переписывали и носили в ладанке либо хранили дома.

      Магическое восприятие молитв живо и сегодня: листочки с текстами молитв (в том числе апокрифических) носят на себе в медальонах, заклеивают под обои и считают, что таким образом «освятили» квартиру [13] . Можно еще указать на распространение «защитных» поясов с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго…») [14] . В подобной практике отразилась вера в то, что силу прогонять нечисть имеет не только чтение сакрального текста, но и просто хранение его, ношение с собой в качестве амулета [15] . При этом нас не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что, например, «Сон Богородицы» содержит предписание не только носить список этого текста при себе или держать в доме, но и периодически читать. В действительности такое чтение имеет целью придать тексту магическую действенность [16] и отнюдь не тождественно молитве в православном ее понимании.

      Горсть родной земли

      Известен обычай русских крестьян брать с собой горсть родной земли перед отправлением в путь (например, при переселении, уезжая бурлачить и т. п.). Как правило, родную землю зашивали в ладанку и носили рядом с крестом. Верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине, защититься от болезней [17] .

      «2-го августа 1897 года, из села Яковлева (Орлов. у.), отправились на переселение в Томскую губернию 24 семейства и каждая семья взяла с собой несколько горстей родной земли.

      — Может случиться, — говорил один из переселенцев, — что на новом месте мы попадем на такую воду, которая для питья не годится, — так мы положим в воду нашу землю, вода и станет вкусной» [18] .

      Если человек умирал в чужих краях, родную землю клали с ним в могилу. После революции 1917 г. эта традиция перешла к русским эмигрантам, которые вывозили с собой на чужбину русскую землю для того, чтобы быть похороненным вместе с ней [19] .

      Народные представления о целебной силе «родимой землицы» связаны с ощущением своего кровного единства с землей, в которой похоронены предки. «Лежащие в земле предки как бы сливались с ней, становились ее частью. От их благоволения к живым зависело плодородие земли…, к ним обращались за помощью в самых разнообразных случаях» [20] . «Вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, — замечал С. В. Максимов, — называется родительскою и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей. Почти такой же силой обладает и вообще родная земля…» [21]

      Ладанка как вид «науза»

      Предполагают, что обычай ношения амулета не в открытом виде, а спрятанным в мешочек-«ладанку» сложился под влиянием возникшей на христианском Востоке традиции изготовления матерчатых реликвариев [22] . Как бы то ни было, ладанка в том виде, в каком она известна на Руси, может быть отнесена к «наузам» (узлам), то есть «навязанным» на тело амулетам.

      Вера в целительную силу «наузов» была повсеместно распространена у восточных славян. «Знахарям, занимавшимся навязыванием таких амулетов, давались названия наузника и узольника, — писал А. Н. Афанасьев. — Наузы состояли из различных привязок, надеваемых на шею: большею частию это были травы, коренья и иные снадобья (уголь, соль, сера, засушенное крыло летучей мыши, змеиные головки, змеиная или ужовая кожа и проч.), которым суеверие приписывало целебную силу от той или другой болезни; смотря по роду немощи, могли меняться и сами снадобья… В христианскую эпоху употребление в наузах ладана (который получил особенно важное значение, потому что возжигается в храмах) до того усилилось, что все привязки стали называться ладанками — даже и тогда, когда в них не было ладану… Навешивая на себя лекарственные снадобья или клятвенные, заговорные письмена, силою которых прогоняются нечистые духи болезней, предки наши были убеждены, что в этих наузах они обретали предохранительный талисман против сглаза, порчи и влияния демонов и тем самым привязывали, прикрепляли к себе здравие» [23] .

      «В древней христианской Церкви, — отмечал архимандрит Леонид, — отцы церкви, а по их следам и первые наши архипастыри сильно вооружались против употребления “наузов” как средств предохранения или лечения от немощей» [24] .

      Вера в ладанки и христианство

      Хотя после принятия христианства наряду с языческой символикой или вместо нее в колдовской практике и вообще в народной обрядности стали использоваться христианские понятия, символы, молитвы и т. п., магическая сущность того или иного языческого обряда при этом осталась прежней. Широкая популярность «христианизированных» ладанок — один из примеров этого. Народное сознание наделило ладанки с зашитыми в них молитвами или ладаном такой же способностью «автоматического» магически-охранительного действия, какая приписывалась раньше языческому амулету [25] .

      Ладанки относятся к разряду амулетов в работах и светских, и церковных ученых. Еще митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; † 1837) писал: «Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки» [26] .

      Существует принципиальная разница между восходящим к язычеству верованием в «ладанки» и православным почитанием креста. Так, И. Г. Переседов отмечает: «На Великой Вечерне Крестопоклонной недели Великого Поста крест характеризуется как “оружие непобедимое, бесов сопротивоборче”, но в то же время еще и как “дверь райская, имже вознесохомся от земли к небесным”. Помощь от него может ждать “кроткий”, “милость” приходит через “вразумление”, “побеждают” “молящиеся” — все это подчеркивает личное участие человека, его содействие в победной помощи креста» [27] .

      Убеждение же в «автоматических» защитных свойствах некоего якобы имеющего «магическую силу» предмета, напротив, приводит к тому, что молитвенное обращение к Богу, соблюдение норм нравственности и т. д. становится ненужным.

      Существование ладанок с текстами молитв или ладаном свидетельствует, помимо прочего, и о неверном понимании значения ладана и молитв. На самом деле использование ладана в богослужении не означает, что он является церковной святыней, подобной кресту и иконам, или каким-то особым «бесогонным» средством. Тем более ладан не предназначен для «употребления внутрь» при болезнях. Ладан, говорит монах Серафим (Шолков), — для каждения, а не для вкушения «во исцеление души и тела» [28] . Что касается ношения текста молитвы при себе в качестве оберега, то оно, как указывает игумен Нектарий (Морозов), «никакого отношения не имеет к христианству, к вере как таковой», так как «молитва — это сознательное обращение человека к Богу» [29] .

      Примечания

      [1] Балов А. В. Очерки Пошехонья // Этнографическое обозрение. 1901. № 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 440

      [2] См.: Н. Ф. Высоцкий. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1907. Т. 23. Вып. 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 234

      [3] В. Харузина. Несколько слов о родильных и крестинных обрядах и об уходе за детьми в Пудожском у. Олонецк[ой] губ. // Этнографическое обозрение. 1906. № 1-2. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 214; А. В. Балов. Очерки Пошехонья // Этнографическое обозрение. 1901. № 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. с. 440

      [4] См.: Г. И. Кабакова. Запах. Представления о запахе в славянской народной культуре. https://ec-dejavu.ru/s-2/Smell-3.html

      [5] См.: Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm

      [7] А. Н. Розов. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860 – 1917 гг.). Аннотированный тематико-библиографический указатель. http://www.ruthenia.ru/folklore/rozov1.htm

      [8] См., напр.: Что такое херувимский ладан? http://archive.taday.ru/vopros/20373/164210.html; Что такое херувимский ладан? http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Chto_takoe_heruvimskiy_ladan.htm

      [9] Высоцкий Н. Ф. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1907. Т. 23. Вып. 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 234; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 152-153

      [10] В. Ф. Демич. О змее в русской народной медицине // Живая старина. 1912. Вып. 1. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 156

      [11] Татьяна Золотова. Сгинь, нечистая сила. Как защищались от «злых сил» сибирские старожилы // Родина. № 2. 2003, с. 75

      [12] Цит. по: А. В. Туякова. Вариативность способов включения в заговоры апокрифического текста «Сон Богородицы». http://www.ruthenia.ru/folklore/tuyakova1.htm

      [13] Марина Бирюкова. Молиться или вычитывать правило? Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым). Журнал «Православие и современность» № 13 (29).

      [14] См.: «Живые помощи». 90-й псалом и пояса с текстами молитв в русской народной традиции. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/_Zhivye_pomoschi_90_psalom_i_poyasa.htm

      [15] См.: М. И. Соколов. Апокрифический материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками // ЖМНП. СПб., 1889. № 6. С. 343. Цит. по: Т. В. Николаева, А. В. Чернецов. Древнерусские амулеты-змеевики. http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html

      [16] См.: А. Л. Топорков. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII-XVIII вв.

      [17] Б. А. Успенский. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина). http://ec-dejavu.ru/j/Journey_Russia.html; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 135

      [18] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.

      [19] Б. А. Успенский. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина). http://ec-dejavu.ru/j/Journey_Russia.html; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18

      [20] А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18

      [21] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.

      [22] См.: А. Иерусалимская. Мешочки для амулетов из могильника Мощевая балка и христианские «ладанки» // Сообщения Государственного Эрмитажа, вып. 47. 1982 г. http://annales.info/rus/small/ladan.html

      [23] А. Н. Афанасьев. Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни // Древо жизни: Избранные статьи. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/06.php

      [24] Цит. по: Т. В. Николаева, А. В. Чернецов. Древнерусские амулеты-змеевики. http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html

      [25] См.: Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и «народная религиозность» в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html

      [26] Евгений [Болховитинов], митрополит. Замечания о черниговской гривне // Тр. и летописи ОИДР. М., 1833. Ч. VI. С. 121—123. Цит. по: Т. В. Николаева, А. В. Чернецов. Древнерусские амулеты-змеевики. http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html

      [27] И. Г. Переседов. Об амулетах-змеевиках и их связи с нательными крестами и иными предметами церковной культуры. http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html

      [28] Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное «благочестие». http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295

      [29] Марина Бирюкова. Молиться или вычитывать правило? Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым). Журнал «Православие и современность» № 13 (29).